Леонид Левин: в портфеле комитета много инициатив

Весь прошлый год, равно как и позапрошлый, Госдума активно генерировала законодательные инициативы, предполагающие изменения в законы "О СМИ", "О связи" и "О рекламе". Причем на фоне тренда на импортозамещение большая часть из них носила патриотичный характер. Практически все законопроекты проходили через профильный Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, да и сам комитет явился автором не одного десятка инициатив. Мы предложили председателю комитета Леониду Левину поговорить о работе этой структуры, о проблемах рынка и отражении их в законодательстве РФ. К сожалению, побеседовать лично с Левиным нам не удалось, но он с готовностью ответил на все вопросы дистанционно.
 
Кабельщик: Вы уже больше года занимаете пост главы комитета по информполитике. Что за это время принципиально изменилось в работе комитета, его составе, направлениях деятельности?
 
Леонид Левин: Ключевым считаю изменение самого подхода к законодательной работе. Теперь ни одно решение по профильным законопроектам не принимается без предварительной консультации с экспертным советом при комитете. Всегда собираются заключения членов совета, а по наиболее резонансным инициативам мы проводим открытые заседания комитета, в которых принимает участие расширенный круг экспертов. За прошедший год можно насчитать немало мероприятий такого формата. Отраслевые ассоциации и игроки рынка реально вовлечены в нашу работу. Мы активно стали взаимодействовать с интернет-общественностью, что связано с регулированием виртуального пространства.
 
К.: Раз уж заговорили о составе... Зачем в начале прошлого года потребовалось аж вдвое сократить число экспертов, а в дальнейшем вновь расширять состав? Доля каких экспертов увеличилась? Планируется ли и дальше увеличивать состав совета? Если да, то за счет каких экспертов?
 
Л.Левин: Первоначально изменение численности было связано не с сокращением, а с изменением подхода к работе. Была реализована установка на переход от парадно-официального совета к реально работающему. С каждым экспертом проводилась беседа с целью выяснения готовности к постоянной работе. Последовавшие дополнения состава экспертов были связаны в первую очередь с расширением сферы ответственности комитета — передачей в наше ведение рекламы в средствах массовой информации. Основные критерии приема экспертов в совет — готовность к работе, своевременное представление заключений на вносимые законодательные инициативы. Разумеется, также мы учитываем пожелания всех членов комитета, которые имеют право видеть в совете тех экспертов, в помощи которых они нуждаются на регулярной основе.
 
К.: На форуме CSTB’2015 вы объявляли о намерении чаще прислушиваться к мнению отрасли, ее игроков, советоваться с ними при рассмотрении тех или иных законопроектов. Думаю, многие представители рынка это оценили, и действительно, мы видим, что отрасль участвует в обсуждениях, однако к этому обсуждению, как правило, допускаются только крупные игроки, те же члены МКС. А каким образом учитывается голос малых операторов и телеканалов? Налажен ли у комитета с ними контакт?
 
Л.Левин: Всех игроков рынка, все организации, работающие в сфере нашего ведения, охватить невозможно. Частично этот вопрос решается путем получения различных экспертных заключений и опросов профессионального сообщества. Что касается учета мнения небольших компаний, мы с не меньшим уважением внимательно рассматриваем письма, поступающие в комитет, с благодарностью принимаем предлагаемую в них помощь и советы.
 
К.: Наверное, уже большинству на рынке понятно, что в истории с третьим мультиплексом поставлена точка — его создание правительство поддерживать не намерено. Но если нельзя поддержать региональных вещателей посредством создания мультиплексов, то можно ли это сделать на ином уровне? Какие сейчас есть средства поддержки региональных телеканалов и имеются ли в разработке новые проекты?
 
Л.Левин: В начале 2015 года нашим комитетом совместно с Общероссийским народным фронтом была сохранена возможность размещения рекламы на кабельных каналах. Кроме того, в контакте с отраслью прорабатывается устранение ряда рекламных ограничений. В существующей ситуации важно не только искать пути поддержки региональных каналов, но и сдерживать популистские инициативы по новым ограничениям со стороны общественных организаций и коллег-депутатов, которые в выборный год очень вероятны. В условиях трансформации медиарынка, наличия определенных сложностей в экономике, новых технологических вызовов региональные каналы должны не только рассчитывать на внешнюю поддержку, но и быть готовы к инновационным решениям. Таким, как повышение интерактивности за счет большей интеграции в интернет или снижение издержек за счет синдицированного контента.
 
К.: НАТ уже второй год подряд пытается протащить идею обязать операторов включать в свои пакеты региональные каналы. Рассматривал ли комитет по информполитике данную инициативу и что по поводу нее думает?
 
Л.Левин: Существует позиция правительства — государство на федеральном уровне поддерживает двадцать каналов, обеспечивающих единое информационное пространство страны. Что касается региональных каналов, то на уровне регионов существуют различные возможности для поддержки востребованных, социально значимых каналов. Тем более, что востребованный контент зрители будут смотреть на любой кнопке.
 
К.: Идея с либерализацией рынка ТВ-рекламы, о которой неоднократно заявлял Волин, очевидно, пока не особо удачно реализовывается. Будет ли комитет по информполитике предпринимать попытки поддержать это предложение? И вообще, в каком направлении, на ваш взгляд, необходимо делать послабления для рекламного рынка и телеканалов, имеющих право размещать рекламу? Вы поддерживаете идею возврата рекламы алкоголя на экраны?
 
Л.Левин: Идея возврата алкоголя имеет очень серьезных противников в сфере здравоохранения и общественных организаций. Даже возвращение рекламы пива в связи с международными обязательствами по трансляции чемпионата мира по футболу вызвало крайне негативный резонанс. Вместе с тем мы понимаем, что реклама — это основа экономики независимых средств массовой информации и следует избегать бездумных ограничений, несмотря на их популярность.
 
К.: Практически каждый год наши чиновники возвращаются к обсуждению проблемы малого объема детского контента на российском телевидении. Сами телеканалы говорят, что если еще для детей дошкольного возраста в России есть контент, то для школьников, подростков такого контента крайне мало. Вопрос его увеличения утыкается в рекламу. Уже неоднократно на обсуждение Госдумы выносились предложения по послаблениям в отношении рекламы для детских каналов, но все они блокировались. Как ваш комитет смотрит на возможность увеличения объема рекламы на детском ТВ? Возможно, вы видите иные пути поддержки детского контента и изыскания финансов для его создания, кроме рекламы?
 
Л.Левин: По мнению экспертов, реклама в детских программах не должна превышать европейские нормы. Существуют разные способы поддержки детского содержания телепрограмм и вне прямой рекламы — спонсорство, гранты.
 
К.: На одной из конференций МКС глава "ЭР-Телекома" Андрей Семериков выступил с предложением ужесточить критерии выдачи лицензий небольшим операторам. При этом ранее другой представитель МКС предложил на законодательном уровне обязать операторов связи периодически отчитываться о числе абонентов, проводить аудит. Поддерживает ли комитет данные инициативы и как в принципе к ним относится?
 
Л.Левин: Любые новые ограничения там, где уже сложилась система регулирования и саморегулирования, могут быть истолкованы как желание передела рынка. Чтобы избежать обвинений такого рода, нам всегда до начала обсуждения подобных инициатив нужно запрашивать мнение широкого круга представителей затрагиваемой отрасли.
 
Леонид Левин, председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи
 
К.: Продолжим операторскую тему. АКТР этим летом отправляла на ваше имя письмо с просьбой пересмотреть норму о присоединении операторов связи к РТРС и подробно расписывала, к чему может привести ее исполнение в текущем виде. Были ли учтены доводы ассоциации? Планируется ли вносить изменения в закон "О связи" в данном направлении? Как минимум дать возможность операторам брать сигнал у РТРС через эфир, а не затрачивать энные суммы на строительство собственных каналов связи до точки присоединения или арендуя ВОЛС у конкурентов? Какие варианты решения этой проблемы можно посоветовать операторам?
 
Л.Левин: Дискуссия по этому вопросу должна выстраиваться вокруг интересов простых граждан. Переход на цифровое вещание предполагает обеспечение высокого качества телекартинки для всех граждан. По мнению специалистов, при раздаче сигнала через эфир гарантировать такое качество по всей стране невозможно.
 
К.: 1 января 2016 года вступает в силу закон о 20%-ом ограничении доли зарубежных капиталов в российских СМИ. Ваша оценка того, как зарубежные телеканалы подстраиваются под новые законодательные реалии? В середине 2015 года проскакивала новость о возможности послабления данного закона. Это были беспочвенные слухи или Госдума действительно рассматривала такую возможность?
 
Л.Левин: Мы в целом видим готовность зарубежных собственников соблюдать законодательство. В соответствии с законом ситуация эволюционирует в сторону правового статуса иностранных вещателей и издателей, существующего на Западе. Изменения в подписанный президентом закон не планируются.
 
К.: Помимо ограничения доли в СМИ зарубежные каналы (и не только каналы), по всей видимости, ожидает норма об отчетности за иностранное финансирование. Зачем это вообще нужно? Неужели недостаточно ограничения доли в СМИ? И как вы в целом оцениваете документ в текущем его виде? Требует ли он доработок и в каком направлении? Например, говорилось о необходимости установить нижний порог для суммы, требующей отчетности. Ну, правда, не за каждые же 10 рублей/евро отчитываться!
 
Л.Левин: Работа над поправками к законопроекту будет в ближайшее время завершена. Минимальная отчетная сумма уже присутствует в проекте поправок, планируемом для рассмотрения во втором чтении. [Закон вступил в силу 1 января 2016 года. На момент проведения интервью документ находился в разработке. — Ред.] Предполагается, что законопроект нужен для создания прозрачности для потребителя без дополнительного влезания в бухгалтерскую отчетность и раскрытия коммерческой информации. Идея законопроекта в том, что потребители вправе знать, на чьи средства производится получаемый ими информационный продукт. Поэтому было найдено решение, предполагающее введение периодического уведомления Роскомнадзора без создания угрозы раскрытия коммерческой тайны и дублирования налоговой отчетности.
 
К.:  Ну и в заключение хотелось бы узнать о планах комитета — работаете ли вы над какими-то новыми законопроектами, и если да, то в каком направлении и когда (приблизительно) намерены выносить их на обсуждение Госдумы? Что отрасли ждать от комитета по информполитике в 2016 году?
 
Л.Левин: В портфеле комитета много инициатив — это законопроекты о сокращении сроков рассмотрения претензий операторами связи, об использовании инфраструктуры для оповещения о чрезвычайных ситуациях, о гарантиях для направляемых в горячие точки сотрудников средств массовой информации, "О почтовой связи". Мы рассчитываем сделать российское законодательство максимально дружественным для отечественного бизнеса. В то же время важно помнить, что главным для всех нас является рядовой потребитель.
 
К.: Спасибо!
 
Беседовала Дарья Бояринова