Мировые тенденции платного телевидения по Найджелу Уэлли. Часть III

Телевидение четвертого поколения

На некоторых рынках мы уже переходим к телевидению четвертого поколения, наблюдаем, как это будет выглядеть в будущем, возможно, это будут облачные технологии.

Уже сегодня приставка-декодер превращается в медиа-сервер с жестким диском, подключенный к широкополосному интернету. Это новое определение телевидения. Мы раньше понимали так: телевидение – это вон то устройство, которое стоит в углу, называется телевизор. В новом мире телевидение – везде. Оператор создает медиа-сети для своих потребителей у них дома, ставит свой софт на каждый экран. Да, тут возникает конкуренция, и оператор предлагает человеку: "Откажись от использования приложений от других вещателей, переходи на приложение от основного оператора, мы всем будем управлять, дадим вам услугу в комплексе".

С технологической точки зрения все выглядит классно, потребитель доволен, но на самом деле это вызывает изменение коммерческой модели. И именно поэтому Netflix стремится быть и внутри системы оператора, и в телевизорах следующего поколения.

Рекламодателям это тоже, в общем-то, нравится, они хотят иметь систему интеллектуальной рекламы, ведь тогда компания сможет собирать данные о просмотрах со всех устройств в семье, затем эти данные обобщить, проанализировать, и продавать рекламу гораздо эффективней.

Итак, потребителю это будущее нравится, рекламодателю это будущее нравится, но для вещателей это очень сложное будущее, ведь операторы будут контролировать большую часть телевизионного ландшафта, и на каких-то рынках мы увидим более сильные компании-операторы.

Усиливается конкуренция за каждое домохозяйство, конкуренция между глобальными и национальными операторами, которые тоже инвестируют в новые технологии и в новые услуги. И потребуются, конечно же, инвестиции в функционал, в системы искусственного интеллекта, системы анализа данных для выработки рекомендаций, голосовые услуги и так далее.

Более крупные операторы могут инвестировать в разработку собственных голосовых систем, а менее крупные работают с Amazon и Googleдля создания на их основе собственных голосовых систем.

Sky и MyQ

Это новая система от Sky, которая призвана стать домашней телевизионной сетью. У вас все устройства взаимосвязаны, могут обмениваться контентом. Нужно, соответственно, делать красивый дизайн, отвечая вызовам Amazon и Netflix с их яркими, насыщенными презентациями.

Каждому вещателю выделена зона, где тот может создавать собственную систему, презентовать собственный контент. Все подключено к системе искусственного интеллекта, которая анализирует поведение пользователя, и на основе анализа выдает рекомендации.

Вот интересная штука – MyQ (май кью), попытка некой персонализации, рекомендации на основе искусственного интеллекта. Но после громких дискуссий (кому из членов семьи эти рекомендации?) этот раздел убрали, и на его месте написано ForYou.

С рекомендациями вообще сложно: кто адресат, кому вы это рекомендуете? Вот на этой платформе чудесным образом появился контент, принадлежащий оператору, и он стоит первым в рейтинге рекомендаций. Вещатели заинтересовались: "Каким образом работают эти рекомендации? Как так получается, что ваши программы всегда на первых местах? Это что, реклама такая? Можно заплатить, чтобы попасть в топ?"

Например, ВВС запретили компании Sky размещать их контент в списке рекомендаций, зритель должен находить контент ВВС только на странице с логотипом ВВС. Ведь чем больше функционала предоставляет оператор, тем легче ему направить зрителя к какой-то конкретной программе. Таким образом, оператор формирует свое предложение, которое фактически выглядит как телеканал, создает собственные пакеты, берет программы у разных вещателей и переупаковывает под собственными ярлыками.

Вещателям, это, само собой, не нравится, и идет активная борьба между вещателями и операторами, выиграть в которой тяжело, ведь в некоторых странах у вещателей очень сильные позиции и оператору приходится с этим считаться.

Но с появлением голосового поиска ситуация в корне изменилась. Это же очень просто, нажимаешь кнопку и говоришь: EastEnders. И что получается? Открывается меню, где EastEnders, самый популярный сериал ВВС, вершина британского телевидения, присутствует без брендинга ВВС, нет никакого упоминания! ВВС были просто в шоке! Мы не говорим, какой вещатель, какой канал, все бренды вырезаются. У потребителя возникают отношения только с оператором в рамках данной технологии. Получается, вот такая простая технология, как голосовой поиск на новых платформах, фактически полностью меняет систему отношений между вещателями и операторами.

Будущее с Amazon и Google

Мы уже упоминали Amazon, которая внезапно из интернет-магазина превратилась в компанию, у которой есть оборудование, устройства, софт, и которая хочет стать оператором.

Здесь мы видим, как можно создать это будущее уже сейчас, используя амазоновские продукты: у вас стоит амазоновский телевизор, соответственно, Amazon Fire, подключенный ко второму, третьему телевизору, все они взаимодействуют друг с другом, стоит голосовая колонка Alexa(Алекса) от Amazon, и в облаке хранится огромный объем данных. Кроме того, они очень быстро внедряют инновации и очень быстро объединяют все друг с другом. Сейчас они анонсировали новую приставку, объединяющую голос и телевизор в одном устройстве, она будет доступна в Европе уже в этом году. То есть, за год-полтора они сделали собственный эквивалент десятилетних исследований в телевизионной отрасли. Это на самом деле небольшая законченная телевизионная платформа, все в одном небольшом устройстве. И в Европе многие операторы сильно обеспокоены – многие хотят работать с Amazon, чтобы размещать у себя на платформе их контент, не конкурируя при этом с их платформой.

Для Google мы можем нарисовать подобную картину: дома стоит Smart TV, но на Android, к нему можно подключить Google Chromecast. Кстати, скоро появится новое устройство Google Home, и с его помощью можно будет осуществлять голосовой поиск, управлять телевизором и так далее. На американском рынке они запустили уже YouTube TV, и это, по сути, законченный оператор в приложении. Там 70 вещательных каналов, включая основные и коммерческие каналы, послеэфирное телевидение, и неограниченные возможности по PVR. Внезапно они начинают выглядеть как очень серьезный оператор.

Вот, например, человек купил новый телевизор на Android TV, потому что там есть Google Next, программа, которая управляет системой отопления в доме. То есть, он выбрал телевизор потому, что там реализован софт, управляющий системой отопления!

Вот та новая реальность, которую мы должны учитывать в своих расчетах, прогнозах – это Amazon и Google, которые делают и оборудование, и контент, конкурируя с нами на всех этапах. Возможно, через пять лет в переговорах между каналами и операторами будут участвовать эти новые технологические компании. В этом списке мы, возможно, увидим Fox, AGO, Netflix, но при этом, скорее всего, там будут игровые платформы, компания Twitch – игровой канал, где можно смотреть, как люди играют в игры. И нет никаких причин считать, что здесь не будут присутствовать и другие бренды, что они не продвинутся в телевизионную платформу будущего.

Пять лет назад мы прогнозировали, что Netflix запустит линейный канал, и все смеялись над этим. Мы говорили, что на самом деле это естественный путь развития, сейчас мы говорим то же самое про Facebook: через пять лет мы наверняка увидим у большинства операторов Facebook Watch, Twitter, возможно, мы увидим Twitch и другие бренды.

Сейчас эти бренды существуют только в соцетях, но они все больше и больше используют видео, они идут в направлении ТВ. И это хорошо, потому что это и есть будущее телевидения – открытая интерактивная платформа, полная веб-служб, веб-систем, которые работают на основе новых интерфейсов, HTML-5. Телевизионные бренды выглядят при этом классно, красиво, изящно, интерактивно. Это очень позитивное видение для телевидения, я надеюсь, что это удивительный ландшафт будущего, и я жду его с большим нетерпением.

  

Приятная новость для читателей "Кабельщика" - Найджел Уолли выступит на Контент-саммите в рамках CSTB, который состоится 30 января 2019 года в Москве. Специально для Content Summit Russia Найджел презентует обзор ведущих игроков и сервисов платного ТВ, покажет уникальный функционал и дизайн лидирующих платформ Европы, расскажет каким образом они оказали влияние на современный телевизионный рынок.