Мнение операторов: как расширять бизнес и нужно ли это делать?

18.03.2024 16:05

Сегодня в быстроразвивающемся мире операторам недостаточно оказывать просто услуги телевидения и доступа в интернет (или чего-то одного), чтобы удерживать бизнес на плаву. Вопрос точек роста телеком-компаний стоит достаточно остро, так как мнения по поводу того, в каком направлении нужно двигаться, разнятся. В этом году данную тему эксперты обсудили в рамках форума CSTB.PRO.MEDIA, а "Кабельщик" расспросил операторов. Объединив ответы и суждения, вот к каким итогам мы пришли. 

Наиболее часто среди услуг, способствующих росту прибыли и расширению бизнеса, выделяют домофонию, видеонаблюдение, IPTV и b2b-услуги. Рассмотрим подробнее, почему операторы выбирают именно их. 

IPTV

Как считают сами операторы, исходя из результатов опроса, сейчас оказание только услуги кабельного ТВ является не самой удачной стратегией, учитывая, что в нынешних реалиях наблюдается отток зрителей в ОТТ, и в будущем эта тенденция будет только увеличиваться. Платформы дают возможность пользователям выбирать тот контент, который хочется посмотреть в данную минуту, останавливать его или перематывать. Подобные функции — TimeShift и VOD — есть и в IPTV. Именно поэтому, по мнению большинства респондентов, необходимо развивать у себя такую услугу, чтобы сохранить абонентскую базу.

b2b

Второй распространенной точкой роста является оказание b2b-услуг. За нее проголосовал каждый второй оператор. Ее лидерство над вариантом внедрения услуг домофонии и видеонаблюдения может быть связано с тем фактом, что подавляющее число опрашиваемых уже предоставляют их своим абонентам. 

Что именно подразумевают телеком-компании под b2b-услугами, и какие, по их мнение, имеют больший потенциал? Например, оператор из города Мытищи "Софтвидео" выделяет транзит интернет-трафика. "Так как наша компания присутствует в нескольких ЦОДах, и сеть построена с запасом по ширине каналов связи, то продаем трафик другим более мелким операторам связи, у которых нет возможности иметь прямое подключение в какой-либо ЦОД", — пояснил представитель компании. 

В свою очередь, тюменский оператор "Русская компания" видит точки роста в расширении перечня IT-услуг для b2b-сегмента, при этом сейчас компания уже предоставляет в том числе телефонию, виртуальную АТС, колокацию и т. д. Представитель компании "Фридом" в сегменте b2o выделет MVNO (mobile virtual network operator — виртуальный оператор сотовой связи) и FVNO (fixed virtual network operator — виртуальный оператор фиксированной связи), а в b2b — адаптированные умные услуги, такие как стоянки и парковки, вентиляция, освещение и др. В "Орионе" считают, что на b2b-рынке драйвером роста, по-прежнему, остается уникальность клиентского предложения.

Видеонаблюдение, домофония и иные "умные услуги"

Несмотря на то, что портфель услуг, предоставляемых большим числом опрашиваемых операторов, уже включает домофонию и видеонаблюдение, их по-прежнему перспективными направлениями. Причем эти услуги приходят первыми на ум, когда речь заходит о расширении бизнеса. Круглый стол на CSTB не стал исключением: эксперты в первую очередь начали говорить о них. 

Что касается отдельно домофонии, то она, как отметил президент ассоциации "Ростелесеть" Олег Грищенко на круглом столе на CSTB, остается зоной расширения абонентской базы. За счет того, что домофония — это гарантированный вариант контакта с жителями, она позволяет потом легко и мягко войти во взаимодействие с ними, чтобы предложить другие услуги, которые оказывает оператор.

Если же домофония считается драйвером роста, то почему же ее не внедряют в перечень услуг все российские операторы? Здесь эксперт выделяет две проблемы. Первая — недостаток оборудования и производителей, связанный с уходом вендоров. Однако сейчас, по мнению Грищенко, она более-менее решилась. Вторая проблема, в особенности для региональных компаний, заключается в создании мобильного приложения для комфортной и удобной реализации оказания услуг. Если у крупных организаций есть свои разработчики под эти цели, то у региональных — нет. Однако сейчас есть открытые коды для приложений и сами приложения без нейминга, которые можно интегрировать под себя, добавляет спикер.

Владислав Юсупов, главный редактор телеканала "Sumiko" ООО "Фирма Бис" (входит в группу компаний "Уфанет"), который ранее занимался направлением IPTV, считает, что домофония и камеры делают жизнь людей комфортнее и позволяют сформировать полезные привычки, которые оператор в перспективе может удовлетворять. "Мы начали делать умный город как соцпроект в 2010-х годах. Люди были удивлены, но это начало формировать полезные привычки: обратиться к камерам и посмотреть, что происходит, например, на дорогах", — поясняет Юсупов.

Эксперт в пример привел интересный кейс компании, который подразумевает интеграцию записей городских камер видеонаблюдения, установленных оператором, в IPTV, чтобы люди могли наблюдать за происходящим в телевизоре. По итогам опроса абонентов оказалось, что часть из них пользуются данной услугой для снижения своей тревоги, например, родители видят путь своего ребенка до школы и обратно. Понимая это, им можно предлагать подключить камеру в доме, квартире или подъезде. 

"Безопасный город, безопасный регион, умная домофония и вообще концепция умного дома — будущее. Сейчас как никогда есть потребность в безопасности и комфорте. Люди готовы платить деньги. Пока не в том объеме, как хотелось бы, но это вопрос ближайшего будущего", — считает представитель компании "Рамнет".

"Так как на многих домах в городе есть наша инфраструктура (магистральные кабели, оборудование), то логично предоставлять все услуги, использующие сети, включая домофонию и видеонаблюдение", — добавляет сотрудник "Софтвидео".

Другие варианты

Интересно, что внедрение IPTV открывает новые горизонты для дополнительного заработка операторов, в том числе с использование метрик, получаемых от этой технологии. Один из таких вариантов — создание собственного телеканала. Такую идею на CSTB поддержали и Владислав Юсупов, и Андрей Григорьев ("getads/GetShop. TV"). По их мнению, благодаря метрикам, оператор знает, что пользуется спросом у абонентов, то есть он может собрать всю информацию о телесмотрении и предоставить пользователям тот VOD-контент, который они предпочитают смотреть.

Еще одной точкой роста, по мнению заместителя гендиректора "Синтерра Медиа" Олега Фатуна, может стать продажа рекламодателям статистики смотрения, то есть монетизация абонентской базы. Но чтобы она была интересна рекламодателям, надо увеличивать долю телесмотрения путем стимулирования абонентов больше смотреть телевизор. А этого можно достичь в том числе запуском инфоканала, что возвращает нас к предыдущему пункту. 

"Можно расти не только внутрь, но и вширь. Например, создавать свой ОТТ, транслируя какой-то эксклюзивный контент (городской, региональный, интернациональный — стран СНГ)", — предложил генеральный директор "24ТВ" Владислав Дубров. К этому Андрей Григорьев добавил, что если нет средств на создание собственного контента, можно договориться с местными блогерами, предложив им процент от рекламы, и транслировать их ролики. Так, блогеры получают себе новый охват, а операторы, в свою очередь, — бесплатный контент и рекламодателей. 

Бизнес в стороннем направлении

Еще несколько операторов точкой роста назвали создание бизнеса, не связанного с телекомом. 

Например, астраханский оператор интересуется вхождением в бизнес управляющих компаний многоквартирных домов. "Телеком-оператор управлять МКД может более эффективно за счет использования своей сетевой инфраструктуры и современных технологий", — отметил представитель компании. Также среди кейсов, которые телеком-компании реализуют сейчас, — автомойка, торговый центр, ремонт мелкой бытовой техники, IT-аутсорсинг и интеграция и др.

"С Безопасным городом ведем переговоры по продаже потоков с наших видеокамер, а также о предоставлении доступа населению к их видеокамерам", — поделился директор компании "Фридом" (Магнитогорск) Сергей Чурсин. Что касается диверсификации бизнеса, то здесь оператор смотрит в сторону локальной электрогенерации. "В последнее время локальная электрогенерация набирает обороты, например у дата-центров, заводов, майнинговых ферм это является неотъемлемой частью. Как грибы, появляются газовые электрогенераторы, ориентированные на одного или несколько крупных потребителей (торговые и офисные центры, крупные рынки). Сейчас локальная электрогенерация пошла и в госсектор, например большие школы ставят себе генераторы, чтобы сэкономить на электроэнергии и тепле.

Однако данная услуга выгодна сейчас только в сегменте b2b и btg. Государственное регулирование цен на электроэнергию сдерживает рост рынка микрогенерации, хотя правительство в последнее время сделало существенные послабления в регулировании этого вида деятельности. И обещает отпустить цены в рынок. На данный момент государство субсидирует эту отрасль, и электрики заявляют о "собственной" себестоимости в пределах 12 рублей за кВт⋅ч.

Себестоимость газовой электрогенерации составляет 3,5-4 руб/кВт⋅ч. Цена для конечного потребителя физ. лица сейчас составляет около 3 рублей за 1 кВт⋅ч, в то время как для юрлиц — 9 рублей. Себестоимость услуги выше, чем тарифы для физлиц, поэтому сейчас это, в основном, распространено в b2b.

Для операторов — это интересная история, учитывая, что мы в некоторой степени приближаемся к сетевикам, устанавливая уже, в том числе, свои опоры. Учитывая, что сейчас данная услуга уже распространена в b2b, думаю, в перспективе пяти лет она дорастет до коттеджных поселков и деревень уже и для физлиц", — пояснил Сергей Чурсин.

Альтернативное мнение

В свою очередь, генеральный директор "РТП Медиа" Вячеслав Миронов считает, что попытки оператора расширить виды деятельности и построить свою экосистему обречены на провал, так как невозможно будет конкурировать с крупными корпорациями, такими как Яндекс. В итоге, добавляет эксперт, оператор будет зарабатывать на пропуске трафика и других телеком-услугах, а остальное, например прокат самокатов, не имеет для компании никакого смысла. "В целом, попытка свести ежа с ужом — неправильна", — парирует Миронов. По его словам, бизнес оператора — это телеком, все остальное к этому не относится.

Олег Грищенко и Владислав Юсупов не согласились с этим мнением, отметив, что операторы могут развивать другие направления, если они видят в этом свой рост и получают результат. "У нас как у операторов есть сердца людей, лояльность абонентов. И если компании завоевали их сердца, так почему бы не предложить им что-то еще?", — подытожил Юсупов.