Особенности программирования спортивных каналов

14.11.2023 11:50

Ранее "Кабельщик" уже рассказывал о программировании детских, познавательных и киносериальных телеканалов. Теперь переходим к каналам, аудитория которых, наверное, является одной из самых активных, — спортивным. Об особенностях формирования эфирной сетки рассказали представители "Виасата" (канал viju+ Sport), Russian Extreme ("Русский экстрим"), "Старта" ("Старт Триумф" и "Старт Live") и компании "Триколор" ("Спортивный", "Хоккейный", "Футбольный").

Прайм-тайм

Интересно, что все спикеры отметили наличие прайм-тайма, причем по времени он совпадает с остальными, не спортивными, каналами. Так, на viju+ Sport прайм-тайм начинается с 19 часов, а предпрайм — с 17 часов. На каналах "Старт" он также стартует с 19:00 и заканчивается в 22:00 в будни. Однако в выходные прайм-таймом считается слот с 15 до 22 часов. У спортивных каналов компании "Триколор" это время с 18:00 до 23:00, а у "Русского экстрима" — с 20:00 до 23:00. То есть каналы ориентируются на время, когда большинство людей возвращаются с работы. 

Однако, несмотря на присутствие в эфирной сетке праймового блока, программирование спортивных каналов зависит больше от контента — прямых трансляций, — чем от временных слотов. "Время спортивных трансляций зависит не только от нас, но и от времени года, логистики команд, инфраструктуры и освещения на игровых площадках и многих других факторов", — прокомментировали в пресс-службе оператора.


Изображение: "Спортивный" 

Представители "Старта" также подчеркнули, что эфир спортивного канала строится вокруг прямых трансляций сразу нескольких турниров, которые проходят в разных странах, часовых поясах и пр. "Невозможно "договориться" с организаторами чемпионата Португалии по футболу или чемпионата Испании по баскетболу о том, чтобы нужные нам матчи проходили в нужный нам день в нужное нам время. Кроме того, хронометраж трансляций непредсказуем", — отметили на канале.

"Даже если "лайв" [прямые трансляции, — прим. ред.] глубокой ночью, он должен быть обязательно показан, так как прямые эфиры — это главное отличие спортивного от каналов других тематик. "Лайв" сродни премьере, и даже лучше — многие зрители желают быть причастными к чему-то особенному, что происходит здесь и сейчас, возможно, на другом конце мира, увидеть что-то эксклюзивное первыми. Да, мы покажем повторы в более удобное время, но прямой эфир — это "жизнь", то, что происходит на ваших глазах прямо сейчас. И здесь нет места спойлерам", — добавили в "Виасате".


Изображение: viju+ Sport

Типы программирования

В связи с тем, что программирование спортивных каналов тесно привязано к прямым трансляциям, то здесь просто невозможно выстроить "линейный" эфир, где каждый день в одно и то же время транслируется определенный контент, время выхода и хронометраж которого зависят только от руководства канала. 

Так, "Триколор" при трансляции спортивных событий использует вертикальный тип программирования, поскольку у большей части прямых трансляций начало может сдвигаться по времени. "Кроме того, "чистое" игровое время, дополнительные таймы, пенальти/буллиты некоторых спортивных дисциплин не дают возможности точно рассчитать продолжительность игры. Именно это не позволяет придерживаться чистого линейного или блокового типа программирования”, — добавили в пресс-службе компании. 

Представители "Старта" также отметили, что время в каждом матче в различных видах спорта может варьироваться, поэтому на их каналах используется нелинейное программирование или контенто-ориентированное. То есть редакторы выделяют на матчи максимально возможный тайм-слот. В случае возникающих пауз транслируются межпрограммный контент, повторы прежних трансляций и т.д.

На "Русском экстриме", в свою очередь, используют линейный тип программирования, так как канал обходится на данный момент без прямых трансляций. "У нас не чисто спортивная направленность, мы спортивно-развлекательный канал, и поэтому у нас в эфире много программ, посвященных путешествиям, выживанию, исследованиям удаленных уголков планеты, жизни в диких племенах", — отметил программный директор канала Максим Землянко.


Изображение: Russiаn Extreme HD

Так, основу сетки эфира "Русского экстрима" составляют художественные фильмы, документальные фильмы, развлекательные шоу, спортивные передачи, а также программы собственного производства — интервью со спортсменами и путешественниками "В гостях у Макса" и два экстремальных трэвел-шоу. Что касается прямых эфиров, то канал планирует добавить их в будущем.

Спорт в прямом эфире

А вот остальные каналы ориентированы практически именно на трансляции матчей. Например, у viju+ Sport и каналов "Старт" они занимают порядка 95% эфира. Причем у первых бывает до 16 часов прямых трансляций в день в зависимости от сезона, в спокойный сезон "лайвы" занимают порядка трети эфира. Остальная часть у "Виасата" приходится на программы и новости, которые по большей части являются дополнением к играм.

На каналах "Старт" и "Триумф" оставшиеся 5% эфира примерно поровну делят закупные передачи и программы собственного производства, в основном, это "студийные обвязки" прямых трансляций "топовых матчей" — графический контент, иллюстрирующий данный матч, аналитические материалы, очерки о спортсменах, исторические зарисовки, интервью гостей в студии или по видеосвязи, репортажи с места событий и пр. Как добавил представитель каналов Денис Косинов, такие программы повышают охват самой трансляции.


Изображение: "Старт Триумф"

В целом же, на "Старте" и "Триумфе" проходит от 120 до 140 прямых трансляций в месяц. Причем на сайте канал транслирует еще больше турниров. "Это связано с тем, что большинство матчей, права на показ которых принадлежат нашей компании, проходят в выходные дни или в специально отведенные для этого рабочие дни, зачастую одновременно. Это тоже добавляет проблем программированию", — подчеркнули в компании. Стоит отметить, что на "Старте" и "Триумфе" около 40-50 прямых трансляций осуществляются с помощью передвижной телевизионной станции, принадлежащей компании. 

Примерно 70-80% эфира спортивных каналов компании "Триколор" приходится на соревновательный контент, остальное — на собственные документальные фильмы, аналитические программы и репортажи. "Мы показываем около 600 прямых трансляций в месяц в ОТТ и 70-80 — на спутнике", — прокомментировали в пресс-службе оператора и добавили, что производством трансляций занимаются партнеры по заказу оператора. 

"Осенью прошлого года мы сняли свой собственный "ориджиналс" — турнир по снукеру viju snooker cup", — поделились с "Кабельщиком" в пресс-службе "Виасата". Причем показ данного турнира продемонстрировал высокие показатели смотрения. Так, аудитория прямых трансляций игр в снукер на телеканале в среднем в четыре раза превысила средний охват данного слота. Однако в целом, viju+ Sport, концепцией которого является показ зарубежных спортивных лиг, не принимает непосредственное участие в проведении прямых трансляций. 

Изображение: viju+ Sport

Покупка прав на показ иностранных игр и трансляция российских

В связи с тем что, канал viju+ Sport транслирует зарубежные матчи, ситуация с покупкой прав на их показ несколько осложнилась после введения санкций. Несмотря на это, эфирная сетка продолжает пополняться, например, новыми видами спорта или территориями проведения турниров. 

Об усложнении процесса приобретения прав на зарубежные соревнования рассказали и на каналах "Старта". "Но наши партнеры по-прежнему доверяют нашей компании и работают с нами. Планируется и далее закупать качественный иностранный контент", — добавили там. В принципе, на "Старте" и "Триумфе" соотношение российских и иностранных соревнований в эфире — примерно 50 на 50: российского волейбольного контента чуть больше, чем иностранного, в футболе — наоборот: больше иностранного контента, а в баскетболе — примерно поровну. 

"Большинству крупных компаний запрещено работать на российском рынке, хотя менеджеры звонят, пишут письма, и говорят, что это не их решение, и они бы с радостью продолжали работать, но есть приказ сверху. С не очень крупными поставщиками контента проще, видимо, им удается ускользнуть от тотального контроля, и они готовы работать на российском рынке и поставлять контент. В основном с рынка первым делом ушли американские и английские компании. Но вселенная не любит пустоты, вместо них готовы прийти компании из других стран", — прокомментировал представитель "Русского экстрима". 


Изображение: Russiаn Extreme HD

В свою очередь, "Триколор" специализируется на российском спорте. "Наша цель — популяризация всего российского спорта, в том числе и нишевого", — заключили в компании.