ОТТ глазами Аскара Туганбаева. 2-я часть

Продолжение беседы нашего обозревателя Юрия Курочкина с медиа-экспертом Аскаром Туганбаевым — о месте ОТТ среди других средств доставки видеоконтента, о бизнес-моделях, новых услугах, государственном регулировании и перспективах кабельных операторов.
 
Кабельщик: Аскар, я так понял, что для вас ОТТ всегда включает в себя интерактивность?
 
Аскар Туганбаев: Даже в простейшем случае, когда человек смотрит видео по запросу, он осуществляет хотя бы выбор контента из каталога. С этим связаны проблемы: когда смотришь телевизор, сидя на диване, клавиатурой и мышью пользоваться неудобно. Поэтому сейчас появляются новые интерфейсы — распознавание жестов, голосовое управление и т. п. Сейчас идет битва интерфейсов, и уже есть хорошие достижения в области управления жестами.
 
К.: Пользователь может получить видеоконтент и в интернете, и по эфирной трансляции, и у кабельного оператора... Какое место занимает ОТТ в общем спектре средств доступа к видеоконтенту?
 
А.Туганбаев: ОТТ — один из самых удобных способов получения видео, т.к. совмещает в себе интерактивность, возможность выбора и качество большого экрана. Кроме того, это очень перспективная технология, позволяющая учесть интересы всех игроков рынка. Скажем, если оператор "последней мили" просто предоставит пользователю Smart TV доступ к интернету, то он ничего с этого не получит. Его провода будут работать, он будет чинить свои роутеры после каждой грозы, будет поддерживать инфраструктуру, но монетизировать это особенно не сможет — ну, разве что по "весу" контента или за счет привлечения новых пользователей.
 
Перспектива ОТТ заключается в том, что должны появиться сервисы, построенные на партнерстве с оператором "последний мили". Сегодня хозяева обычного телеканала, который вещает через РТРС или ФГУП "Космическая связь", либо инвестируют средства в закупку лицензионного контента у мейджоров, либо в собственное производство, собирают телеканал и организуют его вещание для абонента. Оператор "последней мили" получает оплату за доставку каждого канала (правда, некоторым особо популярным каналам он сам платит за контент), а владельцы канала компенсируют свои затраты доходами от рекламы. Кстати, отсюда и недовольство новым законом о запрете рекламы на платных каналах. Этот закон очень сильно меняет ситуацию на рынке, и если он будет действовать хотя бы год, то станет мощным импульсом для перехода платных каналов на ОТТ. Владельцы канала, которым реклама приносила 30-40% доходов, могут просто отказаться от статуса телеканала, чтобы не потерять эти деньги. Они скажут, к примеру: "Ок, мы теперь сайт "Охота и рыбалка.ru", и через ОТТ вещаем свои программы на телевизор". Это может очень сильно изменить рынок, может произойти взрывной рост и ОТТ, и других new media.
 
К.: Какую же модель организации ОТТ-вещания вы считаете перспективной?
 
А.Туганбаев: Ту, которая позволяет зарабатывать местному оператору "последний мили". Мне это видится так: создается централизованный игрок, онлайн-видеосервис, который агрегирует контент, заключает партнерские отношения с операторами "последней мили" по всей стране и устанавливает на их головные станции специальное программное обеспечение. Подключаясь к единому центру по стандартному интерфейсу API, ПО забирает оттуда лицензионный контент, на головной станции упаковывает в обертку оператора и выдает на сет-топ-боксы и Smart TV уже под брендом оператора. То есть оператор кабельного телевидения, IPTV или ОТТ в регионе может к своему обычному пакету телеканалов добавить еще сертифицированный легальный набор видеосервисов, который агрегирован и лицензирован где-то в центре. И начнет получать отчисления во всех случаях, когда пользователь купит платную единицу контента. И при этом оператору не надо заморачиваться с лицензированием¬ ¬— он просто подписывает договор и предоставляет абонентам доступ к услуге центрального оператора. Это очень эффективная модель некоего телевидения будущего — компромисс между анархичной видеопомойкой в интернете, где просто выложены видеоматериалы и кто как может оттуда их забирает, и ограниченностью возможностей кабельного оператора, который пытается сам делать VoD сервисы, хотя для него это дорогое и не очень профильное занятие. Поэтому я жду появления такого партнерского сервиса. Такие работы ведутся, и уже есть игроки, которые стараются из онлайн-видео перейти на модель ОТТ. 
 
Такая система, построенная на партнерстве операторов "последней мили" и некоего лицензионного центра и подконтрольная лицензирующим органам, могла бы уберечь нас и от неконтролируемого вторжения западного контента на наш рынок. Это некий компромисс между полным закрытием "железного занавеса" для зарубежных мейджоров и бесконтрольным анархичным доступом иностранных игроков на наши рынки. 
 
К.: Наверное, это внесло бы некий порядок и в вопросы налогообложения?
 
А.Туганбаев: Всем памятна скандальная история с Google в Великобритании. Компания собирает деньги за свои услуги со всей страны, а налоги платит в Ирландии, где находится ее штаб-квартира и где ставка налога существенно меньше. В принципе ОТТ позволяет делать то же самое и на территории России. Это не очень хорошо, это не рыночная ситуация, и упомянутая выше модель позволяет добиться более справедливого распределения доходов.
 
К.: Как развивается ОТТ у нас, в России?
 
А.Туганбаев: У нас происходит стихийная революция. Я общался со многими операторами в регионах — в Новосибирске, Екатеринбурге и т.д. Они по своей инициативе начинают замену оборудования и устанавливают современные головные станции — либо лицензионные европейские и американские, либо китайские дешевые, которые сами настраивают. У них довольно много пиратского контента, но эту проблему можно постепенно решить. Главное, что на базе кабельных или домовых сетей образуются маленькие царства из нескольких тысяч или десятков тысяч абонентов, и операторы думают, как им на этом зарабатывать. Ездят на выставки, покупают себе за 20-30 тысяч долларов современную серверную стойку, а с ней в пакете поставляются всевозможные дополнительные сервисы: онлайн видео, video on demand, скачивание с онлайн-кинотеатров, какие-то видео-трансляции каналов интернет-телевидения... И они начинают со всем этим экспериментировать. 
 
Получается интересный эффект: когда РТРС приходит в регионы и предлагает подключать к мультиплексам местных операторов, те отвечают, что "мы уже все каналы получили напрямую через интернет". Или через спутник, или еще как-то, но государственная система распространения им не нужна. Государство теряет свою монополию на распространение телеканалов: интернет, ОТТ, Smart TV, IPTV образуют плоскую сетевую структуру, которая позволяет получать прямой доступ к контенту — и к телеканалам, и к лицензионному видео, в том числе иностранному. Государство в настоящий момент на шаг отстает, и ему сейчас придется срочно принимать меры: вводить лицензии на онлайн-видео, цифровые прокатные удостоверения для единиц контента и т. п. Вот недавно был большой скандал с компанией Samsung: они поставили на платформу Smart TV приложение "ВКонтакте", а там огромное количество пиратского контента! Тут же правообладатели написали коллективно обращение, и Samsung это приложение убрал. В этом, кстати, как раз преимущество закрытых платформ Smart TV: они лучше контролируются правообладателем, в отличие от контента в "ничейном" анархичном интернете. И для государства и для правообладателя платформа ОТТ интересна тем, что она управляемая, контролируемая.
 
К.: Давайте поговорим теперь о предпочтениях пользователей, как они меняются. Сегодня все больше людей заявляют, что не смотрят телевизор и называют его "зомбоящиком".
 
А.Туганбаев: Да, судя по опросам, в Москве порядка 25% населения никогда не смотрит телевизор. В России таких людей уже порядка 10%, и это большая проблема выборов 2018 и 2025 годов. Телевизор был основным средством формирования электората, но если суммарная доля первых пяти каналов в 2002 году составляла около 80% потенциальной аудитории, а в 2012 году опустилась ниже 60%, то в 2018 году, по некоторым оценкам, она может упасть ниже 40%. То есть центральные телевизионные каналы перестают контролировать аудиторию и внимание телезрителей переключается на альтернативные источники контента. Кроме того, быстро растет среднее количество телеканалов. В начале 2000-ых в России гражданину были доступны в среднем три телеканала, потом пять, а в 2018 году ожидается уже более сотни. 
 
К.: В связи с переходом на эфирное цифровое вещание у кабельщиков возникает еще проблема: даже два мультиплекса по эфиру — это уже двадцать бесплатных каналов, и для многих абонентов этого достаточно. Как в связи с этим вы оцениваете перспективы телесмотрения?
 
А.Туганбаев: Телевещание и телевизионные сервисы сейчас бурно развиваются. В то же время 70% материалов, которые зрители смотрят по онлайн-кинотеатрам — это свежие телевизионные кэтч-апы (catch up) — то, что прошло по телевидению, а человек не успел посмотреть и смотрит при помощи разных сервисов. Стремительно развиваются детские сервисы: телевизор захватывает детей раньше, чем компьютер. Многого можно ожидать от развития технологий для спортивных трансляций, поскольку зритель нуждается при их просмотре в разнообразной дополнительной информации — текстовой, статистической, графической. Эту информацию можно сообщать ему прямо на экране, выделяя для нее часть картинки или размещая ее в полупрозрачном слое поверх основного изображения. У зрителя будет возможность управлять повтором интересных моментов и просмотром их с разных камер. Интересное направление — создание "дополненной реальности": компания Microsoft разработала проектор, который во время телепередачи создает дополнительные эффекты в пространстве вокруг телеэкрана — дополнительные предметы, пейзажи и т.п. Можно ожидать в скором будущем взрывного роста новых технологий.
 
Если говорить о специфике телеканалов, то можно отметить стремительный рост доли нишевых каналов. Люди все больше смотрят "Охоту и рыбалку", "Телевизионный дамский клуб", каналы про приключения, путешествия, моду и т.д. Нужно только не забывать, что наш телевизионный рекламный рынок полностью контролируется двумя игроками — "Газпром-Медиа" и Vi. И хотя на долю нишевых каналов приходится больше 20% телесмотрения, от рекламных денег они получают всего 2,5%. Это связано с определёнными политическими интересами, и последнее изменение законодательства тоже с этим связано. Государство держит этот рынок под контролем, оно агрегирует каналы, пытается скупать их вместе, и поэтому никакой особой вольности и анархии здесь не будет.
 
К.: Что делать в нынешней ситуации кабельному оператору? Что ждет его бизнес?
 
А.Туганбаев: У операторов есть огромное преимущество: они контролируют кошелёк пользователя. У них уже есть абонентский счёт, с которого пользователь уже привык платить, и к тому же они контролируют "последнюю милю". При подключении абонента установщик может включить VoD и другие дополнительные платные сервисы, в том числе и услуги электронных продаж e-commerce. Очень скоро будет внедрена телевизионная контекстная реклама: человек видит в сериале женщину в красивом платье, и где-нибудь в уголке экрана появляется надпись: "Хотите такое?", — и кнопка "Купить". Импульсивные покупки во время телепередач могут приносить хороший доход и создателям контента, и оператору. Основная задача — обеспечить канал обратной связи, интерактивность в общении с пользователем, и тогда оператору будет за что брать деньги с поставщиков услуг, сервисов и контента. Причем обратную связь можно осуществлять по самым разным каналам, вплоть до мобильного телефона — важно на головном устройстве привязать видеопоток к каналу обратной связи, а это делается довольно просто путем замены оборудования. Так что у кабельного оператора есть все возможности выжить — надо только вовремя ими воспользоваться.
 
К.: Спасибо!
 
Беседовал Юрий Курочкин
 
Разговор с Аскаром Туганбаевым был интересным и касался еще многих животрепещущих проблем развития технологий, регулирования телевещания и т. п. Редакция рассчитывает продолжить их обсуждение с Аскаром на страницах нашего портала.