OTT: начало конца или новое начало?

OTT-направление активно развивается во всем мире, и сейчас достигло таких масштабов, что его уже не могут игнорировать самые крупные игроки - будь то операторы или вещатели. Последние, кстати, все чаще запускают собственные стриминговые платформы, делая доступным самый "вкусный" и популярный контент, и тем самым повышая конкуренцию рынка. К примеру, в США известия о намерении HBO и CBS запустить свои OTT-сервисы вызвали большой переполох в ТВ-среде. В этой связи "Кабельщик" перевел блог Брекстона Джаррета, главы компании Clearleap, который интересно рассуждает над возможными последствиями этих изменений для всего рынка платного телевидения.
 
В середине октября HBO озвучила планы, которые произвели эффект разорвавшейся бомбы — в 2015 году телеком-компания запустит самостоятельный стриминговый сервис, слухи о котором ходили не первый месяц. Фанаты "Игры престолов" и прочего медиа-контента по всему миру тут же начали предвкушать и требовать подробностей — какой контент будет выкладываться на этой площадке, сколько это будет стоить, следует ли им отменить свою подписку на Netflix?
 
Спустя дни еще один крупный контент-игрок — CBS — анонсировал аналогичные планы, сопроводив их известием о запуске стримингового сервиса еще и для своего флагманского развлекательного телеканала Showtime, что еще больше усилило на рынке платного телевидения уверенность в том, что грядут серьезные перемены.
 
Естественно, сразу же нашлось достаточно количество аналитиков и отраслевых игроков, провозгласивших эти изменения началом конца кабельного телевидения в том виде, в котором мы его сейчас знаем. И хотя только время покажет, были ли эти громкие слова обоснованными, некоторые представители рынка уже сейчас заявляют, что появление собственных OTT-сервисов у платных телеканалов преждевременно причислять к смертельной угрозе для "кабеля". "По факту, я не рассматриваю это как катастрофу для кабельной отрасли, это ее естественный следующий шаг", — поделился мыслями с читателями Techcrunch Брекстон Джаретт, глава Clearleap, компании по разработке технологических платформ для ТВ-индустрии.
 
За последние несколько лет мы наблюдали появление таких компаний как Netflix и Aereo, которые оказали заметное влияние на традиционную кабельную модель, и привели к существенным изменениям в индустрии. А последние события стали ярким индикатором того, что темпы этих самых изменений заметно ускорились. По мнению Джаретта, в дальнейшем это может привести к следующим последствиям.
 
Позитив для Pay TV
 
Несмотря на преобладающее мнение о том, что появление собственных стриминговых сервисов у таких гигантов как HBO и CBS может повлечь за собой крах кабельной индустрии, на самом деле, это может послужить ей на пользу. Как недавно артикулировал Уилл Ричмонд из VideoNuxe, простота и выгода услуг кабельного телевидения могут показаться для пользователей более привлекательными перед лицом того, что им необходимо будет платить за каждый отдельный стриминговый сервис, коих сейчас появляется великое множество. Соответственно, сумма всех платежей в итоге окажется больше того, что они сейчас отдают за кабельное ТВ.
 
Кроме того, новое явление может помочь таким операторам как Verizon и Dish проложить себе дорогу в мир виртуальных телевизионных услуг, повышая осведомленность своих клиентов о всевозможных OTT-приложениях. И вместо того, чтобы наблюдать за тем, как абоненты начнут разделяться на адептов кабельного ТВ и тех, кто от него принципиально отказался, рынок увидит, что появится новый вид аудитории, который будет подписан на пару стриминговых сервисов и на один light-пакет кабельного ТВ, например, на такой, который в прошлом году вывел на рынок Comcast.
 
Рост числа сделок по слиянию и поглощению
 
На рынке платного телевидения США за последний год уже произошло и планируется к проведению немалое количество сделок по слиянию и поглощению, и эта тенденция только усилится в следующем году, поскольку здесь еще имеется энное число игроков, лелеющих надежды о консолидации своей мощи.
 
Крупные кабельные операторы будут стремиться к усилению своих позиций, подписывая новые соглашения с OTT-игроками, тем же HBO, а вот небольшие игроки, которым это не под силу, и которые не смогут предложить что-то большее, чем традиционный пакет кабельного ТВ, навряд ли выживут в условиях массового смещения в OTT-среду.
 
Рост заинтересованности в сетевой нейтральности
 
До недавнего момента такие контент-провайдеры как HBO и CBS не были особо заинтересованы в вопросе сетевой нейтральности, поскольку интернет не был для них основной средой дистрибуции продукции. Теперь же, когда у них появилась личная заинтересованность в том, чтобы доставить контент до конечного пользователя быстро и в надлежащем качестве, они, скорее всего, тоже начнут давить на интернет-провайдеров наподобие Comcast и Time Warner Cable, чтобы те обеспечивали одинаковые условия для распространения любого контента в своей сети.
 
Наверняка многие знакомы с заявлением главы Netflix Рида Хастингса о том, что главной целью его проекта является "стать HBO раньше, чем HBO станет им". Сейчас, рассказав, наконец, о том, в каком направлении компания будет развиваться дальше, чтобы оставаться конкурентоспособной, HBO сделал серьезный шаг, чтобы помешать Netflix реализовать свои планы. Особенно весомым этот шаг представляется в свете того, что у HBO несравнимо лучшая чем у Netflix библиотека контента.
 
Еще одним потенциальным сценарием, который в состоянии помочь Netflix выбиться в лидеры, может стать сотрудничество с кабельными операторами. Контент OTT-игрока уже дистрибутируется во многих сетях кабельного ТВ за границей и в некоторых кабельных сетях в родной Америке, хотя и не на больших рынках. Так может сейчас самое время для Netflix’а пробивать дорогу к сотрудничеству с крупнейшими игроками, чтобы реализовывать свои амбиции сразу по двум фронтам? 
 
Кстати, в США уже появились слухи, что того же, то есть сотрудничества с кабельными операторами, сейчас добиваются и другие популярные стриминговые платформы, такие как Hulu Plus и Amazon Prime.
 
Только время покажет — как именно новые стриминговые сервисы повлияют на общий телевизионный ландшафт, однако, есть вероятность того, что они действительно повлекут за собой тектонические изменения. Даже если проект HBO не окажется удачным, что представляется весьма сомнительным, уже факт того, что HBO официально объявил о работе по OTT-направлению, является важной вехой для всего рынка. Хотя бы потому, что это сообщение вызвало широкий резонанс и заставило других контент-провайдеров задуматься о том, чтобы всерьез заняться развитием OTT-направления, которому раньше в своей бизнес-модели они отводили второстепенную роль.
 
Шлюзы официально открыты, и остается лишь ждать — кто же сделает следующий ход!