Продвинутые телезрители: привычки и желания

Недавнее исследование аналитического агентства "ТМТ Консалтинг" показало, что к концу первого полугодия 2014 года проникновение услуги широкополосного доступа в интернет в России достигло 51% или 28,3 млн домохозяйств. И хотя динамика ее роста несколько замедлилась, ввиду завершения роста распространения ШПД-интернета в экономически развитых и густонаселенных регионах, число людей, желающих подключиться к подобному сервису, все равно продолжает увеличиваться.
 
Вместе с ростом числа ШПД-пользователей в России наблюдается и рост страждущих смотреть потоковое видео посредством данной услуги. По подсчетам Ericsson, на текущий момент 77% отечественных ШПД-абонентов потребляют потоковое видео, при том что эфирное телевидение смотрит 81% этой же аудитории. 
 
Аналитики считают, что показатели просмотра видео через эфир и интернет у ШПД-базы скоро сравняются, и это произойдет благодаря выходу контента в приоритетную позицию перед технологией его доставки. То есть если раньше для зрителя был важен не столько контент, сколько сам факт сбора перед телевизором всего семейства, совместного просмотра, то сейчас видеопотребление становится все более персонализированным процессом, а обилие разнообразного контента позволяет не привязываться к тому, что предлагает нам программа передач федеральных каналов, а смотреть именно то, что хочется каждому конкретному зрителю.
 
 
Причем современному продвинутому пользователю интересен не только контент, как таковой, но и качество, в котором он предлагается. Опрос Ericsson показал, что 38% пользователей готовы дополнительно платить именно за высокое качество контента — HD, мало того, 31% респондентов потенциально заинтересован в возможности смотреть видео в формате 4K, а еще 24% — в 3D-формате.
 
Хотя, тут надо заметить, что далеко не всю ТВ-продукцию современный зритель предпочитает смотреть в высоком качестве. Допустим, в каком формате — SD или HD — смотреть новости, реалити-шоу, ток шоу, комедии, программы в жанре "лайфстайл" и детские передачи, телезрителю, по большому счету, не важно. Другое дело — спортивные передачи, любимые фильмы или фильмы со спецэффектами. Пользователи возводят эти категории контента в ранг важнейших по качеству картинки и готовы доплачивать за возможность их просмотра в более высоком разрешении. А вот сколько именно — не уточняется.
 
Кстати, доплачивать российские абоненты (отметим, что исследование охватывало исключительно ШПД-домохозяйства, поэтому выводы, приведенные аналитиками Ericsson, верны именно для этой аудитории) готовы не только за качество, но и за возможность смотреть премьерные фильмы одновременно с их выходом в кинотеатры (32%), за каналы и пакеты услуг a la carte (30%), ну и, разумеется, за отсутствие рекламы (28%). Хотя, отсутствие рекламы становится для россиян менее раздражительным фактором. По крайней мере, еще в прошлом году этот фактор с показателем в 37% лидировал в перечне вещей, за которые пользователь был готов доплачивать, а сейчас переместился на 6-ю позицию. Мало того, сейчас уже 35% пользователей выражают заинтересованность в персонализированной рекламе. И эти люди согласны даже предоставить свои персональные данные, лишь бы не видеть, условно говоря, рекламу женских предметов гигиены, будучи слесарем-сантехником. "Интерес к индивидуальным предложениям, как правило, превышает страх перед разглашением персональных данных", — считают аналитики Ericsson. К тому же, реклама, подобранная с учетом интереса конкретного зрителя превращает ее из раздражителя в источник полезной информации.
 
На фоне индивидуализации рекламы и процесса просмотра ТВ-контента, усиления роли контента, в России активно развивается и другая тенденция — мультиэкранность. "Уже второй год подряд мы наблюдаем феномен "совмещенного просмотра", когда зрители используют второе устройство во время просмотра контента на основном. Более половины респондентов смотрят ТВ и параллельно проверяют почту, а 40% ищут дополнительную информацию о контенте. Интересно, что почти четверть опрошенных смотрят две передачи одновременно, а зачастую одну передачу на разных каналах. Особенно это характерно для прямых спортивных трансляций, когда зрители хотят наблюдать за ходом игры с разных камер", — комментирует статистику Татьяна Ледовская, руководитель службы аналитики Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия. Также она сообщает, что в России 26% пользователей переключаются с устройства на устройство при просмотре одного и того же контента на еженедельной основе
 
 
Мультиэкранность, в свою очередь, способствует усилению такой тенденции как просмотр видеоконтента вне дома, и в особенности в дороге. Если в прошлом году 11% респондентов просматривали контент по дороге на работу или в иное место, то в 2014 году за этим занятием были замечены уже 13% пользователей. Возможно, темпы роста данной тенденции были бы более высокими, если бы не ряд сдерживающих факторов, к примеру, стоимость мобильного трафика, требующегося для просмотра видео, отсутствие качественного покрытия мобильного ШПЛ, слишком низкая скорость подключения к интернету. Хотя лидирует здесь другая причина — элементарная незаинтересованность россиян смотреть ТВ или видеоконтент на мобильном устройстве. "Абсолютное большинство (40%) выразили незаинтересованность в возможности смотреть ТВ- и видеоконтент на мобильных устройствах вне дома, что позволяет сделать вывод о том, что пользователи пока не в полной мере осознают преимущества мобильного видео", — размышляет Татьяна Ледовская. В то же время она отмечает, что по сравнению с прошлым годом время просмотра видеоконтента на смартфонах выросло на 54%.