Профессиональное телесмотрение. Антинаучный соцопрос

Нам не раз случалось в ходе каких-либо контентных дискуссий слышать от глубоко и искренне уважаемых коллег такие фразы: "У меня дома и телевизора-то нет" или "Я фильмы только в кинотеатрах смотрю". Интересны были не сами слова (все имеют право не смотреть телевизор – так же, как старшие менеджеры "Макдональдса" имеют право ненавидеть гамбургеры), а то, что люди, продвигающие телеканалы, не боялись делать такие заявления вслух.
 
Но каково же истинное положение с видеопотреблением в профессиональной среде? Сколько денег наши коллеги тратят на платное ТВ? Какие программы предпочитают те, кто все-таки его смотрит? Интересно же! Вот мы и провели анонимный опрос нескольких десятков топ-менеджеров ведущих отечественных вещателей и дистрибуторов, пообещав, что опубликуем лишь обобщенный анализ данных. Обещание мы сдержали. Анкеты сожжены в присутствии утилизационной комиссии, пепел развеян с Останкинской башни. Анализ ниже.
 
Это не исследование, у него нет методологии, а вопросы составлены без привлечения профессиональных социологов и маркетологов. Мы провели этот опрос и анализ для того, чтобы было интересно. Может быть, отвечать на вопросы нашим профи рынка оказалось даже интереснее, чем нам изучать ответы. Всего свои мини-анкеты прислали нам 115 профессионалов рынка, большинство из которых – сотрудники компаний-дистрибуторов или непосредственно телеканалов.
 
ВОПРОС № 1
 
Как вы смотрите видеоконтент? (выберите первый и второй по значимости ответ)
 
  • смотрю линейное ТВ
  • смотрю нелинейное ТВ
  • пользуюсь ОТТ/Smart платформой
  • только самостоятельный выбор (DVD, скачивание, VHS, семейные видеоархивы)
  • вообще не потребляю видеоконтент
 
 
Ответы на первый блок нас немного успокоили: наши сапожники при сапогах. 70% опрошенных смотрят линейное телевидение, 34% – нелинейное. 48,5% сотрудников и руководителей каналов пользуются OTT-платформами, самостоятельно добывают видеоконтент 45%. И нашлись три человека (то есть около 2,5% опрошенных), которые не потребляют видеоконтент вовсе. (Дотошным читателям напоминаем, что можно было выбрать два ответа, поэтому в сумме 200%.)
 
ВОПРОС № 2
 
Сколько есть операторов платного ТВ во всех ваших домохозяйствах (дома, на даче, в доме любовницы/любовника, в офисе)?
 
  • нет вообще
  • один
  • два
  • три
  • больше трех
 
Снова отрадный факт: большинство представителей каналов непосредственно приносят деньги в отрасль. Лишь 11% опрошенных вообще не нашли в своих домохозяйствах и офисах операторов платного ТВ (впрочем, кто-то может сказать "целых 11%!"). 30% подключены к одному оператору, столько же к двум. Еще 15% насчитали трех операторов и также 15% относятся к выдающейся категории "кормящих абонентов" – больше трех операторов платного ТВ.
 
 
Пользуясь случаем, свидетельствуем, что редакция "Кабельщика", хотя в опросе и не участвовала, также относится к числу "кормящих": один только главред нашего издания является платящим абонентом пяти спутниковых и кабельных операторов, и еще два предоставляют ей услугу "по дружбе", за что им отдельное человеческое спасибо!
 
ВОПРОС № 3
 
Если вы смотрите линейное/нелинейное ТВ? (выберите три жанра по убыванию интереса, которые в принципе потребляете)
 
Некоторые респонденты про жанры писали нам "детектив", "триллер" и "мелодрама", таких мы записывали в раздел "кино". Но большинство оперировало обобщенными тематиками. И картина сложилась следующая.
 
Впереди, как и следовало ожидать, оказалось кино. Почти 70% опрошенных поставили этот вид контента на первое место. Приятно отметить высокий гуманитарный уровень профессионалов рынка, у которых на втором месте оказались вовсе не сериалы (занявшие, впрочем, почетную третью позицию), а познавательные каналы – 45% наших специалистов поставили на первое и второе место именно этот жанр. Всего несколько человек сузили сферу своих интересов: четверо признались в особой любви к путешествиям, двое к истории и лишь один человек отдельно упомянул хобби-каналы.
 
Четвертое место в этом своеобразном тематическом рейтинге разделили спорт и развлекательные шоу (по 23%), один человек отдельно назвал "киберспорт". Каждый пятый упомянул в тройке приоритетных тележанров новости и музыку. С десяток опрошенных смотрят с детьми детские каналы, пара человек указали в числе интересов иностранные телеканалы. И нашелся один участник опроса, сообщивший нам, что смотрит передачи федерального прайм-тайма (не спрашивайте, кто – мы все равно этого гурмана не выдадим!).
 
 
ВОПРОС № 4
 
Попробуйте оценить ваши месячные затраты на весь объем видеопотребления, включая ОТТ-покупки (не забудьте уточнить абонентскую плату у вашего офис-менеджера, домработницы, сторожа на даче)
 
Можно было бы сказать, что в среднем наши коллеги тратят на видеопотребление 1186 рублей в месяц, но при разбросе от 100 до 5000 рублей это будет, как вычисление средней температуры по больнице. Или средней зарплаты по Москве и Московской области. Поэтому расходы профессионалов рынка мы сгруппировали по финансовым отрезкам:
 
28% тратят в месяц до 500 рублей
40% – от 550 до 1000 рублей
26% – от 1300 до 3000 рублей
6% – свыше 3000 рублей
 
В целом, цифры утешительные. Всем бы таких хороших абонентов!
 
ВОПРОС № 5
 
Как вы относитесь к тезису "линейному телевидению осталось жить пять лет"?
 
  • абсолютно согласен
  • согласен с оговорками
  • поживем – увидим
  • полный бред
 
Вот она – наша главная провокация. Спрашивается, откуда мы вообще взяли этот странный срок "пять лет"? Дело в том, что в ходе футуристического исследования аналитиков ВШЭ был опрошен большой пул экспертов из разных отраслей, и в результативной части представили прогнозы движения различных областей деятельности, включая телерынок. Именно там впервые прозвучали эти самые "пять лет", которые впоследствии повторялись в разных разговорах на неформальных посиделках. Видимо, это такое удобное число, не слишком короткий срок, чтобы тебе предъявили за неверный прогноз, и не слишком длинный, чтобы сказали: "Ну, через 20 лет вообще все по-другому будет!".
 
Разумеется, и в этих разговорах, и в нашем вопросе речь не шла о кончине линейного телевидения в принципе. Никто в здравом уме не может подумать, что через пять или даже двадцать пять лет в селе Нижняя Кацапетовка сменят новости Первого канала на подкасты on-demand. Речь об устойчивой идее, о том, что в обозримом будущем линейное телевидение перестанет быть главным источником видеопотребления и, соответственно, основной бизнес-моделью для нашего рынка. Не можем, впрочем, не отметить тот факт, что уже третий год цифра 5 [лет] остается неизменной, хотя, по логике, уже должна звучать цифра 3 [года].
 
Треть опрошенных (33%) уверенно назвала мнение о пятилетнем сроке "доживания" линейного телевидения полным бредом. Половина опрошенных предпочла осторожную формулировку "поживем – увидим", то есть не исключила, в принципе, такую возможность. Абсолютное согласие с идеей близкой кончины линейного ТВ высказали лишь 6% участников опроса (заметьте, ни одного ОТТ оператора среди них не было – исключительно вещатели). Еще 11% согласились с оговорками, причем большинство оговорок было связано именно с цифрой 5. Другими словами, линейное телевидение, по мнению таких профессионалов рынка, клонится к закату, но пять лет – слишком короткий срок. Многие писали довольно расширенные "оговорки". Любопытно, что почти половина этих комментариев так или иначе перекликалась со сценой из фильма "Москва слезам не верит".
 
 
Некоторые комментарии мы решили опубликовать (без имен, так как анонимность была обещана участникам опроса).
 
"На заре телевидения говорили, что театр умрет, будет одно сплошное телевидение, но театр жив. Когда появилась возможность скачивать книги из интернета и читать их на мобильных устройствах, были мысли, что закроются книжные магазины, но этого не происходит. С линейным телевидением похожая ситуация. Оно будет жить, потому что люди в большинстве своем ленивы и хотят получать готовые решения. Чтобы перейти на нелинейное потребление, человеку нужно думать, искать, выбирать. Не каждый хочет тратить на это время и силы. Не каждый может и хочет быть для себя программным директором".
 
"Сформулируем так: линейному телевидению осталось пять лет в Москве и Питере, в регионах оно будет жить ощутимо дольше".
 
"Когда появилось телевидение, говорили, что радио не станет. Сейчас мы такую картину не наблюдаем. То же самое и с линейным ТВ. Ничего с ним не произойдет, максимум немного трансформируется".
 
"Доля аудитории станет перетекать в сторону нелинейного смотрения, но линейное, в любом случае, будет существовать гораздо дольше пяти лет".
 
"Линейное ТВ будет жить долго: население страны беднеет, а значит, не может позволить себе другой вид смотрения".
 
"Кардинально потребление телевидения изменится только лет через десять, когда нынешние дети (условно – Generation Z) достигнут полноценной покупательской способности и смогут деньгами влиять на производителей. Впрочем, одновременно произойдет и смена производителей на точно таких же представителей Generation Z. Большой социологический вопрос: смогут ли они все вместе измениться, или же система вновь воспроизведет себя, запустив сотый сезон „Ментовских войн“ и тысячный сезон шоу с кибер-Соловьевым в VR?".
 
"В РФ, к сожалению, линейное телевидение будет жить вечно. А его популярность станет падать символически".
 
"На линейном ТВ можно застать познавательные интересные передачи, которые вряд ли когда-то додумаешься смотреть сам. Я из тех людей, кому линейное ТВ помогает развиваться. Из всего потока можно выбрать что-то достойное".