Российский рынок ШПД: сезонное замедление

Количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России по итогам второго квартала 2018 года составило 32,7 млн, проникновение услуги достигло 58%. Объем рынка достиг 34 млрд рублей, ARPU - почти 347 рублей. Таковы оценки аналитической компании "ТМТ Консалтинг".

Во втором квартале 2018 года сохранилась тенденция к постепенному увеличению ARPU от услуги фиксированного ШПД, например, по итогам предыдущего квартала этот показатель составлял 345 руб. Связано это c пересмотром тарифных линеек операторов, отказом от недорогих низкоскоростных тарифов, а также с практикой закрытия отдельных архивных тарифных планов. Тем не менее, значительный рост ARPU затруднен в условиях высокой конкуренции (так, например, на рынке имеется предложение "ВымпелКома" "Все в одном", в рамках которого с абонентов не взимается плата за услуги фиксированной связи).

По итогам прошедшего квартала на рынке наблюдалось сезонное замедление темпов роста абонентских баз провайдеров, общее число пользователей осталось на уровне 1 квартала 2018 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост количества ШПД абонентов составил 2,3%.

ТОП-5 интернет-провайдеров во втором квартале 2018 года обслуживали почти 70% абонентов в России и 66% в Москве.

Лидером по показателям прироста абонентской базы за исследуемый период стал "ЭР-Телеком", увеличивший число своих ШПД-пользователей на 271 тысячу (или 7,8%) по сравнению с первым кварталом. Столь значительный рост обусловлен M&A-активностью компании: в первом полугодии 2018 года был приобретен ряд телекоммуникационных компаний: ГК "Стрела Телеком", "Брянские Кабельные Сети", "Телемир" (Липецк).

Второе место по абсолютному приросту абонентской базы во втором квартале занял МТС (44 тысячи абонентов или 1,4% к первому кварталу). На московском рынке компания МГТС, входящая в группу МТС, занимает лидирующее положение (обслуживает порядка 34% ШПД-абонентов). По итогам второго квартала 2018 года МГТС продолжила укреплять свои позиции на рынке Москвы, продемонстрировав рост на 24 тысячи абонентов (или 1,6%) по сравнению с предыдущим кварталом.

На третьем месте по приросту числа пользователей оказался ТТК, количество абонентов которого увеличилось на 33 тысячи (или 2%). Количество ШПД-абонентов "ВымпелКом", увеличилось на 25 тысяч (рост на 1,1% за квартал). Одним из главных факторов увеличения числа пользователей "ВымпелКом" остается расширение базы абонентов FMC. Во втором квартале 2018 года оно составило 973 тысяч пользователей (или 43% от общей абонентской базы фиксированного ШПД компании).

Количество ШПД-абонентов "Ростелекома" во втором квартале 2018 года не претерпело заметных изменений по сравнению с предыдущим периодом (рост на 2 тысячи пользователей). В исследуемый период в связи с активной M&A-деятельностью укрепил свои позиции оператор "ЭРТелеком": его доля по абонентам выросла на 1 п.п. и составила почти 12%. Доли прочих операторов из ТОП-5 сохранились на уровне предыдущего периода.