Российское ТВ в отражении британского регулятора

01.12.2015 15:39
Самая распространенная метафора по отношению к СМИ и, в частности, к телевидению, это — "зеркало общества". Наше "отечественное зеркало" — особенное: со "спецэффектами", художественным вымыслом, "обманом зрения" и всего одним оттенком — черным. "Продвинутых" зрителей России оно, конечно, не устраивает. При этом, берем мы в расчет его политическую ангажированность или нет, но, главное, что большинству нескучно, правда? Чего не скажешь, например, о телевизионной индустрии стран "устойчивой демократии", как было принято называть их в частных беседах советских "МИДовцев". 
 
Какое общество такое и телевидение? Или наоборот? В чем "настоящая государственность" и консерватизм электронных СМИ? Лучший пример "ответственной свободы" можно найти на "туманном Альбионе".
 
В Великобритании, с ее сложной для понимания россиянином законотворческой и правоприменительной системой, не так уж и давно всякие регулирующие  организации в области электронных СМИ и телекоммуникаций объединились в одну — Ofсom. Организация эта независимая, ее глава назначается Парламентом, и действует она на основании целого ряда законов Великобритании, определяющим из которых является знаменитый на весь мир Вещательный Кодекс (Broadcasting Code).
 
В этот Кодекс сведены многие нормы, которые в РФ "разбросаны" по разным законам и подзаконным актам. Например, запрет на "политическую рекламу" вне предвыборного периода, или запрет на "алкогольное и табачное" спонсорство, и многое другое.
 
Главное отличие Вещательного Кодекса Великобритании от российского не в количестве запретов или разрешений, и даже не в их качестве, а в направленности. Ofcom и Кодекс ставят во главу угла защиту интересов зрителей ТВ и слушателей радио, абонентов платного телевидения и абонентов мобильной и фиксированной связи. 
 
Поэтому главной страницей на сайте Ofcom является страница "Жалоб и предложений", каждое из которых рассматривается и жалующийся получает ответ. Понятно, что серьезная жалоба сегодня, скорее всего, редкость среди великого множества глупостей. Однако механизм непреложен. 
 
Если кому-то покажется, что вещание в Британии очень свободное и многое допускает (мол, у них же демократия), то он глубоко ошибется.
 
Если рассматривать сферу деятельности департаментов Ofcom и при этом представлять программы телевизионных каналов РФ, то, возможно, ни один из них сегодня не пройдет "сито" заморских ограничений. И причина все та же — в основе человек, зритель, а не "государственная машина" и правительственный "истеблишмент".
 
Самый главный отдел (первый) у них занимается защитой интересов тех, кто не достиг 18 лет. Сюда поступает самое большое количество жалоб и именно по этой линии идут самые серьезные споры и суды. Здесь возникает мысль — это показ обнаженного тела и следующие из этого возможные проявления аудиовизуального рынка? Ничего подобного. Секс и все, что с ним связано — важные ограничения, но не первые в ряду. 
 
Здесь самым главным сегодня является ограничение показа насилия. Стрельба или поножовщина, показ трупов и изуродованных тел, насилия и жестокого обращения, брани, проявлений человеческого организма и пр. строго регламентированы. В ночное время все эти ограничения значительно ослаблены — отсюда, кстати, некоторый всплеск интереса к ночным новостям. Но днем или в прайм-тайм даже истошный крик брошенной жены из российского популярного разговорного шоу или истеричные выпады политика в общественно-политической программе мог бы вызвать жалобу и серьезные последствия.
 
В последнем случае — истеричность, оскорбления, жестокие выпады и "пограничные" заявления ньюсмейкеров натолкнулись бы еще на пристальное внимание как минимум трех других департаментов Ofcom — Второго (оценивает "обидность" высказываний и изображения, а также ущерб для общества), Третьего (рассматривает связь произошедших событий после эфира и оценивает причинно-следственные связи) и Седьмого (решает, является ли показанное ложью, клеветой и насколько искажена правда).
 
Интересно, что будоражащим умы россиян "оскорблением чувства верующих и меньшинств" активно занимается Четвертый департамент Ofcom.
 
Описание Пятого департамента лучше, наверное, опустить, чтобы не будить "лихо", так как его компетенцию не выдержало бы, наверное, ни одно электронное СМИ в РФ. Функционал Пятого департамента — следить за "непредвзятостью новостей и прочей информации и четкостью изложения материала в новостных программах".
 
Но это еще не все. В Ofcom есть еще и департамент, который следит отдельно за качеством и количеством рекламы, а также степенью и характером ее воздействия на людей, есть департамент ответственный за соблюдение вещательного законодательства во время выборов и референдумов (всех уровней).
 
Но, пожалуй, самый интересный департамент — это Восьмой. Его деятельность в некотором роде направлена против сути массовых СМИ. Он следит за "невмешательством в частную жизнь". Острейшая позиция и тонкие грани. Остановимся на нем подробней.
 
Если вы простой прохожий или водитель автомобиля — вы имеете право требовать (в заявительном порядке) "закрытия" идентификационных сегментов в изображении и звуке (лицо, документы, голос, личные данные, номер машины). Более того, вы имеете право запретить показывать вас в каком либо виде вообще. Разумеется, на детей это право распространяется через родителей.
 
Самое интересное, что любой чиновник, если он не работает в секретном учреждении или вооруженных силах, не имеет такого права пока он на должности и не в отпуске. Его родные имеют, а он/она — нет. Почему? Общество обязано знать (да-да! именно слово "must"), где и как он живет (но не внутри жилища), где и как он работает, и с кем встречается в рабочее время (а это могут быть и вечера и выходные, если речь идет о чиновнике высокого уровня). Никакой интриги, не правда ли?
 
Ofcom периодически создает рабочие группы, которые скрупулезно исследуют возможности вовлечения в общественную жизнь различных меньшинств. Особенно, "крупных" меньшинств. В этом месте, наверное, подумалось о людях с нетрадиционной сексуальной ориентацией? А вот и не правильно. Самой крупной и требующей повышенного внимания Ofcom группой меньшинств являются (и, вдумайтесь, это логично для регулятора аудиовизуальных СМИ) глухонемые, слабослышащие, слепые и плоховидящие граждане.
 
В течение многих лет, постепенно и аккуратно в вещании Великобритании отрабатываются и вводятся нормы наличия сурдопереводчиков. Сначала они были только в ночных новостях. Затем норма пошла дальше, и теперь крупные каналы должны показывать не менее 5% от программ с наличием сурдоперевода. Более того, общественность предлагает начать производство программ, где ведущими были бы глухонемые или немые люди. На очереди обсуждение специальных звуковых дорожек на платном телевидении для слепых и плоховидящих, где будут "озвучиваться" описания текущего изображения на экране.
 
Отдельного рассказа требуют истории правоприменения ограничений регулятора. Однако, ознакомившись даже в общих чертах с системой работы главного надзорного органа Великобритании в области электронных СМИ, и пытаясь найти преимущества в российской аналогичной отрасли, однозначно понимаешь — зато у нас НЕСКУЧНО!
 
Продолжение следует...

Об авторе

Станислав Прибылов
Директор Национального фонда искусств, в прошлом - директор дирекции программ и каналов "НТВ Плюс"