Современные тренды анимации

08.04.2024 16:24

"Фиксики", "Смешарики", "Маша и Медведь", "Чебурашка": российская анимация в настоящий момент твердо стоит на ногах и продолжает развиваться. Отечественные мультфильмы пользуются успехом не только на нашем рынке, но и за рубежом. "Кабельщик" обсудил с представителями детских каналов "Мультиландия", "СуперГерои", Gulli Girl и TiJi, а также медиахолдингов "Цифровое телевидение", Media Broadcasting Group и "Тайм Медиа Групп" развитие индустрии, главные тренды и будущее с искусственным интеллектом.

Развитие отрасли российской анимации

На рост российской анимации несомненно сказался уход западных мейджоров, считают представители каналов. Как отметила руководитель отдела стратегической аналитики киностудии "Союзмультфильм", директор по аналитике телеканала "Мультиландия" Юлия Кукушкина, за счет "контентного голода" и потребности в импортозамещении контента сейчас наблюдается положительная динамика рынка. Так, например, в 2024 году по разным оценкам он достиг 20-22 млрд рублей, и в дальнейшем многие игроки дают положительный прогноз (+10% ежегодно).

Однако отсутствие иностранного контента — далеко не единственный драйвер роста российского рынка анимации. В "Цифровом телевидении" выделяют еще несколько факторов: 

  • запрос аудитории — иностранные сериалы отражают зарубежные реалии, которые не всегда были понятны нашему зрителю;
  • появление увлеченных людей, профессионалов, у которых было огромное желание восполнить пробел в отечественной анимации;
  • а также способность этих людей найти талантливых авторов, создать креативную команду и найти финансирование. 

"Безусловно, создание анимационных сериалов велось уже на совершенно ином профессиональном уровне. Отечественным студиям удалось интегрировать все мировые разработки и уверенно ворваться на мировой рынок анимации. Параллельно в России развивались цифровые каналы для детей. Это тоже создавало дополнительный запрос на отечественный детский анимационный контент", — прокомментировала генеральный продюсер телеканала "Мульт" и главный редактор телеканала "КиноМульт" Татьяна Цыварева.

Руководитель отдела управления проектами Media Broadcasting Group Екатерина Резцова считает, что и до ухода западных компаний были показательные примеры, когда отечественные анимационные произведения вырастали из популярных ютуб-проектов. По мнению генерального директора канала "СуперГерои" Игоря Шибанова, основным двигателем для такого динамичного развития отрасли стала конкуренция. Появление новых сильных игроков на рынке производства анимации с успешными кейсами показало другим авторам и студиям, что можно создавать и продвигать свой новый анимационный контент, и он, в свою очередь, будет востребован. 

Помимо перечисленных факторов, положительно влияющих на положительную динамику, представитель каналов TiJi и Gulli Girl Юлия Бриллиантова выделяет успех российского проекта "Маша и Медведь", который заставил обратить на себя внимание и дал новую почву для предприимчивых коллег из России. "Тема национальной гордости, поддержки всего, что сделано внутри страны — тоже, весьма и весьма вдохновляющая. Лежит на поверхности", — добавила Юлия Бриллиантова.

Еще одним драйвером роста, считает представитель каналов TiJi и Gulli Girl, стало появление российских каналов при поддержке государственных структур, которым нужен разнообразный, в частности, преимущественно, российский контент. Главный редактор телеканала "В гостях у сказки" Наталья Пшеничникова, также отмечает, что колоссальную поддержку для отечественной анимации оказала финансовая поддержка со стороны государства, например проведение конкурсов и выдача грантов от Министерства культуры, Фонда Кино, ИРИ. "Студии стараются привлекать дополнительные средства и выпускать мультфильмы за свой счет, но пока ни этих сумм, ни средств, которые компании получают от управления правами, не хватает для новых классных проектов", — добавляет Наталья Пшеничникова.

При этом вслед за растущим рынком возникают новые вызовы, такие как нехватка кадров и мощностей. Однако Игорь Шибанов ("СуперГерои") отмечает, что у молодежи довольно высокий интерес к этой отрасли. Поэтому есть шансы на скорый приток квалифицированных кадров. Представитель "Мультиландии" также к списку проблем добавляет увеличение стоимости производства контента, одинаковый контент на всех медиа-площадках и усталость аудитории от отдельных тайтлов.

Тренды современной анимации

В такой быстро развивающейся сфере очень важно следить за трендами. Что же об этом думают телеканалы и какие тенденции они выделяют?

  • Упрощение сюжета и сокращение длительности анимации вследствие популярности видеоформатов в социальных сетях и быстрого потребления контента. 

"Несколько лет назад мы взяли в свое портфолио по дистрибуции юмористический мультсериал с длительностью серий 1-2 минуты и уже сегодня мы видим, что он набирает наибольшее количество просмотров из всех наших мультиков. Потребители контента хотят получить доступ к быстрому эндорфину, смотреть короткие видео, читать короткие посты, это также затронет и анимационный продакшн", — отметила Екатерина Резцова.

  • Простые визуальные решения и совмещение контента из YouTube с телеэкраном. Здесь также сказалось влияние соцсетей.

"Популярность UGC-контента и "непрофессиональной" анимации очень сильно заботит умы продюсеров и создателей контента на "Союзмультфильме". Мы видим, что 60% смотрения на Youtube занимает такого рода контент, этот сегмент постоянно растет. Для нас это сигнал к тому, что детской аудитории важен, прежде всего, не визуал и не качество картинки, а вирусность. В процессе проведения различных тестов наших мультфильмов мы также заметили и другое проявление этого тренда — совершенно одинаковая оценка 3D и 2D картинки", — добавила Юлия Кукушкина.

  • Многосерийность и многосезонность, в том числе уже полюбившихся аудитории проектов, а также создание новых произведений на их основе (спин-оффов).

"В современном мире ребенок сталкивается каждый день более чем с 300 мультипликационными героями, с каждым годом выводить на рынок новые бренды и персонажей становится все сложнее и сложнее. Просмотр контента сейчас стал любимым совместным времяпрепровождением родителей и детей, в самые сердца обоих поколений попадают ребуты уже полюбившихся проектов", — прокомментировала Юлия Кукушкина. 

  • Смещение фокуса с мужских персонажей в мультфильмах на женские

"Все чаще в центре повествования оказываются героини, которые спасают мир, творят чудеса, принимают решения. Например, Нюша из "Смешариков" часто выступает главным двигателем сюжета, Шахерезада в сериале "Шахерезада. Нерассказанные истории" спасает принца и все королевство, сложные расследования ведут "Сандра — сказочный детектив" и Гретель из полнометражного мультфильма "Агентство магии". Героини сериалов — это сильные активные девчонки, которые собирают команду и ведут ее за собой", — рассказала главный редактор телеканала "В гостях у сказки" Наталья Пшеничникова. 

  • Создание мультфильмов, которые будут интересны и мальчикам, и девочкам, и их родителям. 

"В российском контенте наблюдается обращение к традициям, сказкам. Большой интерес у аудитории вызывают анимационные работы, в которых создатели рассказывают про эмоции, эмоциональный интеллект", — добавила главный редактор телеканала "КиноМульт" Татьяна Цыварева. 

"С одной стороны, есть запрос от индустрии на производство и дистрибуцию контента, но с другой стороны, насколько важен и востребован этот контент со стороны целевой аудитории. Кажется, после успеха фильма "Чебурашка", который собрал рекордные 6,8 млрд рублей за всю историю российского кинопроката, ни у кого уже нет сомнений в актуальности и любви российских зрителей к нашему семейному и детскому продукту", — рассказала директор по аналитике телеканала "Мультиландия" Юлия Кукушкина. 

  • Использование героев из мультсериалов мультимедийно (по схеме 360 градусов). То есть использование героев не только на экранах ТВ, но и в книгах, фильмах, товаров для детей, приложениях. 
  • Нативность и искренность.

"Детская аудитория очень чувствительна к любым проявлениям фальши или попытки "продать" им какие-то ценности, товары или персонажей. Любая коммуникация с этой аудиторией через контент должна быть естественной и понятной", — отметила Юлия Кукушкина.

  • Углубление развивающей функции мультфильмов

"Анимация, особенно советская, всегда помимо развлекательной выполняла и обучающую роль. Но сейчас все чаще поднимаются такие взрослые темы, как экологичность, осознанное потребление, серьезные вопросы отношений. В мультсериалах герои борются за справедливость, спасают землю, учат бережно относиться к природе, помогают малышам изучать животных, страны, явления, познавать свои эмоции", — поделилась Наталья Пшеничникова.

  • Возвращение к культурным и историческим корням с точки зрения сюжетов и персонажей

"Россия — огромная страна со множеством культур. Это многообразие выступает неисчерпаемым источником материала для создания интересного контента, в том числе анимационного. А современные технологии и манера повествования делают такие мультфильмы интересными и близкими для самого требовательного зрителя", — добавила главный редактор канала "В гостях у сказки".

  • Геймификация и интерактив.

"Для современных детей — поколений интерактива и видеоигр очень важен элемент геймификации в коммуникации с брендом. Для того, чтобы зацепить внимание ребенка, его надо увлечь, коммуницировать можно через различные технологии. В связи с активным использованием мобильными устройствами на данный момент очень распространены механики с применением QR-кодов, дополненной реальности", — прокомментировала директор по аналитике телеканала "Мультиландия".

  • "Взросление" анимации.

"Если мультфильмов для аудитории 0+ в последние годы было сделано довольно много, можно даже сказать, что в избытке, то анимационных продуктов для целевой аудитории 6+ уже меньше на рынке, а для подростков 12-16 лет их практически нет. Но, как говорится: "Спрос рождает предложение" и многие компании начинают упорно работать в этом направлении, создавая более взрослую, "подростковую" анимацию", — анализирует Игорь Шибанов.

  • Использование искусственного интеллекта при создании анимации

ИИ в производстве

Искусственный интеллект продолжает активно внедряться во многие сферы. Что касается отрасли телерадиовещания и контента, то сегодня его уже применяют для создания виртуальных ведущих новостей, улучшении качества старых картин и так далее. И, конечно, не раз обсуждалось на разных конференциях о возможности применения ИИ в производстве анимации. Насколько сами каналы готовы к его использованию, и действительно ли он позволит упростить процессы создания мультфильмов?

Исходя из ответов собеседников "Кабельщика", можно сделать вывод, что нейросети безусловно станут помощником в работе над анимационными фильмами в части создания отдельных персонажей, их прорисовки, перевода в анимацию статичных изображений, субтитрирования, увеличивая тем самым скорость создания контента. Однако все уверены, что ИИ никогда не заменит человеческого труда в этом процессе, особенно в детском контенте. Поскольку люди, работающие над проектами, вкладывают свою душу и "оживляют" и героев, и сами картины. 

"Использование искусственного интеллекта — это безусловный тренд на ближайшее будущее. В ближайшие 2-3 года мир контента изменится радикально и все это — благодаря ИИ. Но, стоить всегда помнить главное, что качественный продукт, пусть даже с использованием ИИ, невозможен без грамотного управления человеком. Есть вещи, которые машина вряд ли научится делать, все же человеческое мышление — это уникальный, авторский продукт", — считает Игорь Шибанов. Татьяна Цыварева согласна, что нейросети не заменят продюсерский талант или интуицию программного директора.

"Если говорить о детях, то ключевую роль при создании мультфильма играет все же его безопасность. Пройдет немало времени до тех времен, когда человек сможет полностью доверить сознание своего ребенка ИИ. И надо ли нам такое? Вопрос, риторический", — дополнила Юлия Бриллиантова. 

"Специалисты считают, что ИИ еще не настолько интеллектуален, чтобы студии отказывались от сценаристов или мультипликаторов. Да, технологии не стоят на месте, но творческие процессы и "дыхание" мастера пока никто не заменит. На сегодняшний день для полноценной работы искусственного интеллекта нужна большая творческая команда, которая будет полностью контролировать процесс", — подытожила Наталья Пшеничникова.