Спрашивали - отвечаем!

"Кабельщик" по жизни издание очень интерактивное, большинство наших публикаций мы придумываем при участии коллег из телеканалов или операторских компаний. А тут мы решили стать еще интерактивнее и объявили прием каверзных вопросов от операторов – с тем, чтобы максимально честно и подробно ответить на них в "бумажном" выпуске нашего журнала, который редакция ежегодно готовит к выставке CSTB.

При этом сразу оговорили, что вопросы можно задавать предельно едкие и откровенные. О чем, надо сказать, мы немедленно пожалели – нам же теперь надо искать желающих ответить, правда ли, что у "Матч ТВ" осталось денег на год и почему РКН одним операторам разрешает вещать порнуху, а другим – нет. Компетентных желающих ответить на некоторые из присланных вопросов, думается, мы будем искать с немалым трудом, ответы выцарапывать с паяльником или клятвами об анонимности ответов.

Но, так или иначе, почин признаем правильным и перспективным – вопросов у операторов много. Надеюсь, будет еще больше – не сдерживайте себя, дорогие читатели! (емейл редакции, если кто забыл - report@cableman.ru, сабджектом, пожалуйста, укажите рубрику "Спрашивали - отвечаем").

А сейчас – в качестве примера и просто потому что вопросы не ждут января (выставка CSTB, где вы сможете получить бумажный Кабельщик со всеми его сюрпризами, пройдет с 30 января по 1 февраля) – представляем вам два едких и вполне животрепещущих вопроса. Один из них - о том, что сейчас происходит с несколькими телеканалами, публичная информация о которых столь сильно разнится, что и наши читатели, и мы сами находимся в некотором замешательстве. Второй посвящен телемагазинному демпингу.

Авторство ответов на оба вопроса, по понятным причинам (и к нашему огромному сожалению), мы вынуждены не афишировать, но с ответственностью заявляем, что отвечали люди весьма компетентные, которым мы полностью доверяем.

Вопрос от оператора: Что, черт побери, происходит со "Спасом" и "Царьградом"? То вы пишете, что Царьград закрывается, то его руководители делают публичные заявления, что живее всех живых, то они шлют письма, что все-таки закрываются. Что там вообще происходит? И что происходит на "Спасе", что от него даже программа передач перестала приходить? Говорят, что он вообще может вылететь из мультиплекса. И говорят, что они с "Царьградом" сольются. Если будет происходить слияние, как об этом говорят, то в каком виде?

Ответ по частям:

1. Что происходит со "Спасом" и "Царьградом"?

Сотрудникам телеканала "Царьград" было объявлено о том, что телеканал прекращает свое вещание с 30 ноября. Причина: слияние с телеканалом "Спас". В самом общем виде: мы объединяем свои творческие и производственные мощности. Пропорции и детали не уточнялись. Большая часть сотрудников, связанных с телепроизводством, работает до 30 ноября.

У "Царьграда" остается сайт tsargrad.tv. Его и планируют развивать с 1 декабря, но в новом формате. По планам, это будет видеопортал, где будут размещаться новые "цареградские" программы, созданные специально для сайта. Формат программ – телевизионный. Большая их часть будет сниматься в студии "Царьграда", которая остается.

2. Что происходит на "Спасе", что от него даже программа передач перестала приходить?

По слухам, вероятная причина – внутренние изменения в команде канала. Появилось очень много проектов и много новых людей, поэтому, возможно, сейчас просто некому заниматься рассылкой программы.

Канал получил государственную поддержку. Планирует развивать новые проекты в стиле "Царьграда". Как ожидается, будет больше ток-шоу, а также политической, экономической и социальной аналитики. Это будет некий аналог программ "Царьграда" в лайт-версии.

3. Если будет происходить слияние, то в каком виде?

Никакой информации нет. Формата никто не знает. И будет ли слияние как таковое, тоже.

4. Правда ли, что "Спас" может вылететь из мультиплекса?

Есть информация, что "Спас" урегулировал все проблемы со своей гигантской задолженностью по мультиплексу и решил вопрос с его оплатой на следующие годы. Что конкретно было предпринято, доподлинно неизвестно. Вероятнее всего, было списание долга, а дальнейшее нахождение в мультиплексе будет как-то субсидироваться.

UPD Уже после публикации статьи в редакцию "Кабельщика" пришло письмо телеканала "Царьград" в котором также говорится о трансформации в интернет-проект. Согласно собственной статистике канала (на сайте ее нет), контент "Царьграда" в интернете только в октябре этого года посмотрели более 15 миллионов человек, а сам ресурс, согласно этому же информационному письму, вошел в топ-50 самых рейтинговых СМИ России.

"В новом информационном формате представители "Царьграда" пообещали оставить полюбившиеся зрителям телеканала программы и ведущих, а также проанонсировали премьеры: программу "Новая русская философия" с Иваном Охлобыстиным, которая должна стартовать 4 декабря, новый расширенный вариант экономической аналитики с Юрием Пронько и остросатирическую передачу "Трам-пам-пам"», - сообщается в письме телеканала.

 

Вопрос от оператора (лексика сохранена): "Нам пришло неожиданное предложение от одного телемагазина, которое в 2,5 раза превышает средний их ценник. В чем на*бка?"

В подготовке ответа приняли участие несколько компаний, специализирующихся на телевизионной торговле:

Мы сами в шоке от этого предложения на рынке от одного из магазинов. Совершенно точно – это схема нечестной работы аутсайдера, использующего заведомо нежизнеспособную схему, желая набить себе цену при продаже (при продаже имеет значение абонентская база). Любыми путями за любые деньги.

В принципе, такую схему могут использовать и новички – главное зайти в сети, а далее клянчить снижение цены до рыночной. Кнопки заняты, конкурентов выгнали, может, "прокатит". Для оператора в этой ситуации легче оставить этот, чем перезаключать договоры с магазином, который месяц-два назад выгнали, напрочь испортив с ним отношения. 

Есть еще один вариант – банально нагадить всем, включая оператора, и обанкротить компанию для учредителей. 

В любом случае, этот "шоколад" очень ненадолго. Очень!

Телемагазин – это математика. Все просчитывается и вычисляется, основываясь на статистике. Работы ради работы или работы в убыток тут не бывает. Схемы работы с оператором можно придумать разные, но нельзя работать себе в ущерб. Работать себе в убыток может только идиот, да и то недолго – пока деньги не кончатся. А кончатся они при таком раскладе очень быстро.

Так что предложили сумму в 2,5 раза выше рынка – жди подвоха.

Эмоциональный комментарий еще одного телемагазина стоит того, чтобы привести его целиком:

"У меня есть подозрение, что этот телемагазин занимается порчей поляны перед собственной продажей. Ни один телемагазин не может себе позволить платить 7-8 рублей за абонента, так как это просто работа на контракт, а в несезон еще и в "минус" - это не выгодно, телекомпания ничего не зарабатывает при такой ставке. Это предложение разошлось только среди крупных операторов Москвы и Подмосковья, в маленькие сети не лезут. Жаль, что партнеры по бизнесу становятся свидетелями некрасивой игры, развращаются высокой ценой и начинают кусать руки по локоть. А что будет, если все операторы будут тянуть из них 7-8 руб./аб.? Надолго хватит их мыльного пузыря? Накопят дебиторку и растворятся? А через пуазу будет волна писем со слезами Ярославны о снижении ставки до 2-3 руб./аб., т.к. их сеть не приносит прибыли"...

И еще один - чуть менее эмоциональный, чуть более деловой, практически специальная авторская колонка на тему:

Дорогие операторы,

Вы не понаслышке знаете, что такое телемагазин, и давно работаете с проверенными телекомпаниями. Все вы прекрасно знаете законы рыночной экономики, и у многих из вас возникают вопросы: откуда вдруг берутся такие цены, которые предлагает некий телемагазин? Почему эти цены в 2-3 раза выше тех, которые дают нынешние партнеры? Может быть им и правда жалко денег?

Отвечаем:

Во-первых, в нынешней жесточайшей конкурентной среде жадничать себе дороже. Потеряв по скупости оператора однажды, возвращать его придется долго, мучительно и очень дорого.

Во-вторых, рынок телемагазинов в части их дистрибуции сформировался таким образом, что самым незамысловатым и прямолинейным способом, чтобы новый игрок мог попасть в сеть, является предложение заведомо завышенной цены. Канал настроен войти в сеть любой ценой только ради того, чтобы там оказаться. И оператор, взяв такой телеканал вместо проверенного надёжного телемагазина, оказывается в рискованном положении. Со старым контрагентом отношения подпорчены и расторгнуты, что ждать от нового – неизвестно, но понятно, что чего-то ждать все-таки стоит. В итоге через какое время новый партнер объявляет о том, что вынужден изменить условия контракта, т.к. в нынешний договор он не вписывается. Учитывая то, что отступать оператору уже некуда, он соглашается на новые условия. Неизбежный результат: желанная выгода оборачивается потерей времени, денег и надежных партнеров. В плюсе (да и то ненадолго) остается лишь телеканал, обведший вокруг пальца оператора и получивший свое место в его пакете ТВ.

Это не единственное объяснение заведомо завышенных цен в коммерческом предложении телемагазина. Существует масса схем, признаком которых может стать сверхрыночная цена. В любом случае ситуация будет развиваться не в пользу оператора.

Во избежание подобных неприятных событий мы рекомендуем операторам следующее решение. Заключая контракты с новыми телемагазинами при сомнительных ценах обязательно прописывайте условия, при которых сумма оплаты фиксируется на 2-3 года, и не может быть изменена в течение этого срока ни одной из сторон. Расторжение договора в любой момент возможно только при обоюдном согласии сторон. Одностороннее расторжение предусмотрено только по истечении срока фиксации цены, а для телекомпании – до полного выполнения финансовых обязательств.

В качестве основной гарантии для оператора предлагаем прописать, что в случае нарушения телекомпанией вышеуказанных условий, она в любом случае выплачивает оператору всю стоимость услуг связи за весь срок фиксации этих условий за минусом той суммы, которая уже была уплачена в рамках этого периода. В свою очередь позвольте телекомпании в качестве встречных гарантий прописать для себя условия неизменности позиции канала в сети.

Уверяю вас что те телемагазины, которые отвечают за свои цены – пойдут на такие условия. Тех же контрагентов, у которых возникнут сомнения по поводу целесообразности таких гарантий, вполне вероятно можно считать потенциально недобросовестными партнерами.

Следует обращать внимание на историю контрагента, т.к. некоторые игроки делают глобальные ребрендинги, чтобы, изменившись до неузнаваемости, обнулить счетчик своей репутации и выдать себя за новый телемагазин. Проверяйте историю юридического лица лицензиата - возможно у вас уже были ранее партнерские отношения, которые были расторгнуты по какой-то причине.

 

С нетерпением ждем других ваших едких, каверзных и прямолинейных вопросов о контенте, работе ведомств, служб и спецслужб, о конкуренции и юридических заковыках, конкурентной борьбе и прочих волнительных телекабельных вещах - наш емейл report@cableman.ru.