Технологические компании на CSTB 2016. Часть 2

14.03.2016 15:21
Второй день работы трехдневной выставки всегда самый напряженный: больше всего посетителей, встреч, переговоров с партнерами — соответственно короче становятся беседы с журналистами. На выставку надо приезжать пораньше, к тому же организаторы уже не первый год не могут наладить нормальную работу гардеробов, и тем, кто припозднился, приходится либо ходить в теплых залах в зимней одежде, либо уныло ждать в вестибюле, когда кто-нибудь из пришедших раньше вздумает уехать и освободит место на вешалке. Успеваю благополучно избавиться от куртки и отправляюсь бродить по стендам. Разговариваем все о том же: как прошел год, какова сегодняшняя ситуация, что светит впереди, что нового в экспозиции, какие впечатления о выставке.
 
"РуСат"
По словам Дмитрия Гордиенко, руководителя группы по реализации ШПД, трудный 2015 год компания завершила успешно, нарастив почти в два раза абонентскую базу и добившись хороших финансовых показателей. По оценке ComNews, "РуСат" занял второе место по абонентской базе среди VSAT-операторов. Главным своим конкурентным преимуществом в компании считают стоимость "входного билета" в услугу спутникового доступа в интернет (бренд "КайтНэт"): оборудование стоит всего 14 тысяч рублей, а широкая тарифная линейка начинается со 100 рублей в месяц и включает безлимитные тарифы. Плюс к этому — простота настройки и использования оборудования, удобство личных кабинетов, качественная техподдержка.
 
 Дмитрий Гордиенко, руководитель группы по реализации ШПД, "РуСат"
 
На выставке "РуСат" представляла услугу "КайтНэт" для физических и юридических лиц и свою новинку — "КайтНэт +". Дмитрий Гордиенко рассказывает: "Это коллективный доступ в интернет посредством оборудования "КайтНэт" для пользователей, которые подключаются по Wi-Fi сети: устанавливается единый комплект спутниковой связи, точка доступа Wi-Fi и дополнительные антенны. Один комплект оборудования (оно разработано и выпускается в Бельгии) позволяет подключить до 50 абонентов, каждый из них получает личный кабинет и оплачивает услуги независимо от других. Работа канала оптимизируется при помощи технических и программных средств.
 
Выставка в масштабе уменьшилась. Однако приходят дилеры, наши партнеры, которые развивают и реализуют нашу услугу в регионах; они пытаются найти дополнительные возможности заработка и активны как никогда. Спрос на наше оборудование в регионах не просел, мы видим пока только положительную динамику".
 
NoLimit Electronics
Компания существует с 2007 года, занимается поставками оборудования для спутникового ТВ, ресиверов производства General Satellite и другого оборудования. Имеет 51 склад-магазин, работает в основном с дилерами, хотя и рознице не отказывает. На выставке представила комплекс Cadena UMK-587. "Это первое в мире устройство, — говорит ведущий менеджер по развитию и продвижению Татьяна Щербакова, — которое совмещает в себе функции "умного" дома, блока безопасности, цифрового эфирного ТВ и медиаприемника и при этом доступно массовому пользователю. Мы очень гордимся тем, что это разработка российских инженеров и нашей компании. Производство размещено в Китае — это пока самый быстрый и недорогой способ организовать выпуск продукции". Устройство сертифицировано, получены все документы, необходимые для начала продаж, пройдены независимые экспертизы и тесты в госорганах, и во время выставки первая партия уже находилась в пути.
 
Татьяна Щербакова, ведущий менеджер по развитию и продвижению NoLimit Electronics
 
Подключив устройство к телевизору (цифровому или старому аналоговому) и интернету, можно смотреть два десятка каналов цифрового эфирного ТВ, управлять датчиками системы безопасности, осуществлять звонки по Skype (устройство работает на ОС Android), выходить в интернет. В стандартный комплект, предполагаемая цена которого будет менее 25 тысяч рублей, входят само устройство, датчики открытия двери и движения, пульты для постановки на охрану, пульт управления устройством, блок питания и все необходимые провода и батарейки. При желании можно докупить дополнительные датчики, расширяющие спектр функций устройства. В настройках можно задать номер мобильного телефона, на который будут высылаться сообщения о тревоге. Если подключить к устройству видеокамеры, можно на смартфоне просматривать видео с этих камер в режиме online. С помощью бесплатного мобильного приложения Cadena UMK можно также удаленно управлять находящимися в доме устройствами.
 
Александр Малышев, продакт-менеджер NoLimit Electronics
 
Еще одна новинка компании — проект "Cолнечная энергетика". Продакт-менеджер Александр Малышев рассказал, что в марте в девяти южных регионах страны начнутся продажи комплектов оборудования для домашних электростанций, с помощью которых можно обеспечивать бесперебойное электропитание — например, в загородном доме. С помощью такой солнечной электростанции можно, в частности, обеспечить возможность просмотра телепередач независимо от качества внешней электросети. В линейке солнечных панелей будут модели с производительностью от 100 до 160 Вт и выходным напряжением 12 В и модели с производительностью от 200 до 320 Вт и выходным напряжением 24 В.
 
 
Панели можно подключать последовательно или параллельно. Кроме солнечной панели, в комплект входят аккумулятор, контроллер и инвертор, конвертирующий постоянный ток на входе в переменный (220 В) на выходе. Оборудование импортное, так что его отпускная цена будет зависеть от курса рубля; в компании полагают, что в минимальной комплектации система производительностью 160 Вт будет стоить 40-45 тысяч рублей. За установку систем дилеры и монтажники будут получать до 30% цены оборудования.
 
Telco Group
Геннадий Авдеев, директор по развитию, оценивает минувший год как тяжелый, хотя, может быть, не самый тяжелый по сравнению с предстоящим. Бизнес просел, как и у других дистрибьюторов и интеграторов, но не фатально — благодаря высокой степени диверсификации и широкому диапазону услуг и товаров. Есть надежда, что это поможет и в нынешнем году. Спрашиваю, как обстоят дела в регионах. "Понятно, что спрос на услуги КТВ для людей имеет не высший приоритет, — говорит мой собеседник, — и это видно прежде всего по продажам телевизоров и по абонентской плате операторов. Операторы, конечно, сократили закупки. Еще одна тенденция: рынок начинает экономить деньги и переносит акцент на оборудование не высшей категории, а пониже. Переориентируется на Китай, на отечественные железо, но в этой ситуации технический уровень неизбежно падает. Китайские фирмы, конечно, за последние годы очень продвинулись, но и гранды на месте не стояли. Кстати, слияния и поглощения компаний привели к тому, что некоторые бренды ушли из России практически совсем — как пример можно вспомнить ту же Cisco. Картина нашего рынка меняется: количество брендов высшей категории уменьшилось, спрос смещается в более низкую ценовую категорию. Технически — это предпосылки деградации".
 
 
Новинок на стенде довольно много. Геннадий Авдеев показывает модуляторы французской фирмы TeamCast, которые вполне имеют шансы сейчас занять наш рынок; кодеры, декодеры и стримеры американской компании Vitek, известной своими суперминиатюрными профессиональными устройствами; новую линейку анализаторов французской Enensys и многое другое, что нужно кабельным операторам. На вопрос о том, не появилось ли на рынке что-то прорывное, он отвечает: "Новых драйверов рынок не нащупал — таких, какими были несколько лет назад 3D или HD... Про 3D практически все уже забыли. Я с самого начала твердил, что это тема пустая. Она дала толчок отрасли, увеличились продажи телевизоров, но было понятно, что это ненадолго. Следующим драйвером может стать формат UHD, но только при нормальном развитии Н.265-кодирования. К тому же стоимость UHD-телевизоров пока высока, должно пройти время, чтобы она снизилась. Добавьте к этому отсутствие контента, высокие требования к полосе для доставки этого сигнала, и станет ясно, что UHD пока еще не драйвер, а другого отрасль пока не нащупала".
 
Геннадий Авдеев, директор по развитию Telco Group
 
Относительно выставки Геннадий Авдеев замечает, что она лучше, чем ожидалось: больше посетителей, интерес и интенсивность контактов выше, чем на предыдущих выставках.
 
"В-Люкс"
Алексей Гришин, заместитель генерального менеджера, в своих оценках решителен: "Кризис влияет на наш рынок системной интеграции КТВ предсказуемо. Здесь нельзя не быть импортером, и если у кого-то были надежды на импортозамещение, то минувший год все расставил по местам. Наша компания прошла год заметно лучше прогнозов — прежде всего потому, что нам 25 лет и мы пережили не один период "турбулентности" или "волатильности" на финансовых и фондовых рынках, и даже четырехкратную девальвацию 1998 года... Нам понятно поведение и заказчиков, и наших зарубежных партнеров, с которыми мы научились взаимодействовать в таких случаях, да и они начали понимать, что надо для России. Тут единых принципов не существует, все индивидуально, все зависит от топ-менеджера — насколько он заинтересован, умен, мотивирован. Есть такие, которые "сидят на троне" и им ничего не надо, их устраивают продажи в Китае или на других богатых рынках, а Россию они не считают приоритетным рынком в момент такой вот нестабильности. Есть компании, которые куда более творчески осмысливают ситуацию, с ними мы и стараемся работать. На нашем стенде мы показываем новые решения и европейских, и американских вендоров, которые имеют потенциал адаптации".
 
 
Компания демонстрирует новое коробочное решение Fuze−1 фирмы Thompson Video Networks — оно обеспечивает и playout, и кодирование с транскодированием, и вставку логотипов и графики и т.д. — это недорогое решение для региональных каналов. Похожее коробочное решение есть у Snell Advanced Media. Аналогичные возможности у новой платформы Electra фирмы Harmonic — это и вещание, и цифровая головная станция "в одном флаконе". Здесь же представлены решения российской компании "СтримЛабс" для мониторинга цифрового видео и похожее решение американской Volicon — нового вендора "В-Люкс". Это все решения для контроля потоков цифрового телевидения, в том числе и с адаптивным стримингом для bнтернет-вещания. Есть варианты для кабельных операторов, есть для вещателей — с возможностью оффлайн контроля контента, который уже вышел в эфир (это особенно полезно, когда возникают претензии со стороны регуляторов, например, в отношении громкости рекламы). Решения "СтримЛабс" и Volicon разные, они рассчитаны на разные кошельки, но оператор может выбрать что-то актуальное именно для его задумок. "Некоторое время назад считалось, — поясняет Алексей Гришин, — что существуют разные сегменты рынка для американских и европейских бренд-нейм вендоров и для китайских, но глобальная конкуренция оставляет все меньше возможности продавать что-то в нашей индустрии с наценкой за бренд — у нас платят за конкретные достоинства продукта. По своему опыту я вижу, что уже нет отдельных ниш для разных потребителей — это тренд.
 
Что касается импортозамещения, то существует лишь некоторый временной лаг, в течение которого можно воспользоваться девальвацией своей валюты, — пока ты платишь небольшие деньги своим разработчикам и работникам. А потом рынок все равно выравнивается — мы это уже проходили. Надо искать возможность импортозамещения не через девальвацию, а через инновационное мышление разработчиков. Продукт должен реально конкурировать на глобальных площадках, а не только сейчас, когда твоя валюта слаба, а доллар значительно вырос".
 
Алексей Гришин, заместитель генерального менеджера "В-Люкс"
 
Перспектива отрасли, по мнению Алексея Гришина, сейчас лучше, чем во время предыдущих кризисов: клиентская база сформировалась, операторы стали большими самостоятельными игроками с большими финансами. Конечно, им сейчас трудно, потому что выросла и стоимость контента, и стоимость оборудования, но пессимизма не должно быть. К тому же наша нынешняя нестабильность вызвана не только экономическими причинами, так что развороты возможны весьма стремительные.
 
Говоря о выставке, Алексей процитировал Митяева: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!". У индустрии, считает он, должны быть поводы для таких встреч хотя бы раз в год, и людей в этом году, вопреки прогнозам, на выставке больше, чем было в прошлом.
 
Elecard 
"Мы — российская компания со штаб-квартирой в Томске, — говорит директор Виктор Ширшин, — создаем программные продукты и программно-аппаратные комплексы на стандартных шасси, которые доступны всем, и за счет этого имеем большой запас конкурентоспособности. В выставке участвуем уже несколько лет подряд, в этот раз привезли решение для кодирования видеосигнала сверхвысокой плотности: на одном сервере нашего партнера, компании Hewlett-Packard, оно успевает кодировать порядка 650 каналов. Очень востребованное решение для компаний, которые занимаются агрегацией контента и вещанием его в интернет по технологии ОТТ.
 
Виктор Ширшин, директор Elecard 
 
Показываем также уникальное решение "видеостена", где каждый экран (автономный блок видеостены) получает данные по Ethernet, декодирует и показывает как свою часть общего экрана. Решение позволяет выводить изображения формата 4К, 8К, 16К и так далее, практически без ограничения. И по цене очень конкурентоспособное. Привезли также семейство продуктов Elecard SenSay для распределенного анализа качества и целостности видеопотоков в любой точке приемо-передающего тракта. Наши разработки успешно конкурируют с решениями известных в мире компаний".
 
В числе конкурентных преимуществ своей компании Виктор Ширшин выделяет предоставляемую клиентам гибкую и доступную техническую поддержку, которую не может обеспечить ни один зарубежный поставщик. А экономический кризис, как и следовало ожидать, даже несколько помогает отечественному производителю, поскольку российские потребители сейчас ищут доступные ценовые решения. На выставке специалистам компании скучать не приходилось — посетители стояли к ним в очереди.
 
 
Comteza
Латвийская компания привезла на выставку продукты, которые уже представляла — EPG-сервер и систему условного доступа Enigo CAS с обновленными функциями (у нее появилась поддержка специализированных сообщений для пользователей и поддержка родительского рейтинга). "Ценовая политика у нас не поменялась, — говорит член правления Сергей Попов, — но работать с клиентами из России стало сложнее: мы находимся в зоне евро, так что с падением курса рубля цены для российских клиентов растут и наступает момент, когда они уже и платить не могут. Чтобы избежать проблем, пришлось несколько переориентироваться на рынок Евросоюза, там таких потрясений нет. Раньше мы старались больше работать с Россией, а сейчас активизируемся в первую очередь в странах Восточной Европы, которые и по менталитету, и по уровню развития примерно на том же уровне. Но надеемся, что ситуация в России рано или поздно нормализуется. В прошлом году мы активно предлагали здесь свои решения, однако многие клиенты выжидали в надежде, что прежний курс вернется. Но, кажется, начали понимать, что не вернется и ждать нет смысла — надо выводить компанию на новый уровень, и стали покупать. У меня два новых клиента купили наши решения в декабре".
 
Сергей Попов, член правления Comteza
 
Компания продает свои продукты напрямую операторам: опыт показал, что продажи через интегратора только бюрократизировали процедуру. Если у оператора есть свои грамотные инженеры, Comteza готова им помогать в решении любых технических проблем. Территориально вендор близко, языкового барьера нет, интернет работает, и со связью никаких проблем.
 
К выставке у Сергея Попова отношение неоднозначное: "По количеству клиентов она лучше прошлогодней, но стала заметно меньше, и мы даже думаем, стоит ли приезжать на будущий год. Когда выставка уменьшается, у клиентов интерес к ней падает, потому что у них меньше возможностей что-то новое увидеть. А на некоторых стендах смотреть вообще нечего — они из года в год одни и те же".
 
"Профитт"
Питерская компания, которой в этом году исполняется 25 лет, участвует в CSTB с самой первой выставки. На ее стенде разговариваем с Михаилом Кузнецовым, ведущим инженером. По его словам, минувший год был неплохим — может быть, сказывался запас инерции потребителей. О нынешнем судить трудно: еще не распределены бюджеты. Компания отреагировала на введение цифрового эфирного телевидения и в своих разработках переносит акцент с аналоговой на цифровую технику форматов SD и HD, а в перспективе нацеливается на 3G и поддержку 4К и 8К-форматов.
 
Михаил Кузнецов, ведущий инженер "Профитт"
 
"Предыдущий наш микшер, 16-входовый эфирный, мы уже заменяем на HD-микшер, — рассказывает мой собеседник. — Он, правда, пока еще маленький, 6-входовый, но позволяет формировать программу и выдавать ее в эфир уже с HD-качеством. Там есть новшества, которых не было в предыдущей модели — надеемся, они приживутся. Еще одна перспективная новинка — системы ProBox и ProfLink, многоканальные преобразователи оптического сигнала в электрический и обратно. Это модульные конструкции, миниатюрные. Они укомплектованы также портами Ethernet — это расширяет сферу возможного применения. Совершенствуем и свои старые разработки, такие как модульная система ProFlex, которая хорошо себя зарекомендовала за 10 лет. Теперь будем выпускать новую — ProfNext".
 
Прошу Михаила Кузнецова поделиться впечатлениями о выставке, он говорит: "Много больших стендов — такой стенд означает, что либо у компании есть финансы, либо она шикует напоследок. К сожалению, мало производителей ТВ-техники — в основном здесь интеграторы и представители каналов. Китайские компании малоинтересны, у них каждый стенд посвящен одному изделию: один сделал трансивер и его показывает, другой сделал декодер — показывает декодер. А у нас есть все, стараемся показать все, что можем".
 
 
"ТВБизнес"
Компания занимается производством и оптовой дистрибуцией оборудования для мультисервисных сетей КТВ и сетей передачи данных. В прошлом году она показала небольшой рост, что в условиях кризиса можно считать успехом. Директор по продажам Алексей Тимофеев поясняет, что пришлось работать более гибко, учитывая тяжелое положение клиентов. Гибкость проявляется и в отсрочках платежа, и в ценах, и в индивидуальном подходе к каждому клиенту. Нынешний год, по мнению Алексея, будет тяжелым: многие клиенты пытаются хотя бы удержаться на плаву, о развитии речи не идет.
 
 
На стенде представлено активное оптическое оборудование и пассивное оборудование для коаксиальных сетей, которые компания выпускает под своим брендом TVBS на проверенном крупном заводе в Китае (за счет этого удается при хорошем качестве поддерживать приемлемые цены, что сегодня особенно важно). Для клиентов первостепенное значение сейчас имеет цена и техническая поддержка, которую предоставляет им компания.
 
Алексей Тимофеев, директор по продажам "ТВБизнес"
 
"На выставке посетителей больше, чем в прошлом году, — считает Алексей Тимофеев. — Все ищут здесь возможность решить свои проблемы с минимальными затратами, народ каждую копейку считает, и наши покупатели тоже. Объясняем преимущества нашего оборудования, обсуждаем приемлемые схемы поставки — работа идет".
 
Planar
"2015-й год прошел для нас довольно ровно благодаря тому, что мы в 2014 году выиграли несколько тендеров у крупных операторов,— поясняет ведущий инженер Александр Толкачев. — Предприятие было загружено практически на 100%. Есть наработки и перспективы на текущий год, однако заметно, что кабельное сообщество стало экономить и создавать финансовый буфер, чтобы пережить еще более плохие времена, которые впереди — похоже, все так оценивают. Если этого не случится — это будет подарок, а пока настроение такое.
 
Александр Толкачев, ведущий инженер Planar
 
Само собой, работаем над новинками, не останавливаемся. Осваиваем новые продукты — например, большой мультисистемный измерительный прибор, который позволит проводить измерения во всех телевизионных стандартах, проводить измерения не только на радиочастоте, но и в оптике, работать с транспортными IP-потоками. Возлагаем на него определенные надежды, потому что у нас часть продаж (особенно приборов) идет за рубеж, причем измерительной техники мы даже больше продаем за рубеж, чем в Россию. Мы готовы продавать на экспорт любую продукцию, но закупают в основном измерительную технику: тут у нас уже есть авторитет, а кроме того зарубежным продавцам с ней работать легче: один прибор продал — и сразу заработал, вместо того, чтобы возиться с мелочью".
 
Компания привезла на выставку новую линейку оптических усилителей "Орион-465″ — современные высоконадежные приборы. Опционально в них можно встраивать измерительные приборы, которые позволят удаленно контролировать качество сигнала в магистрали. Расширена линейка оптических приемников. "Часть продуктов пришлось модернизировать, — говорит Александр Толкачев, — из-за того, что в 2015 году закончилась эра кремниевых компонентов, их победил арсенид галлия. Производители комплектующих снимают кремниевые компоненты с производства, а это влечет за собой и изменение всей линейки продукции. К сожалению, российское производство комплектующих полностью отсутствует, включая и пассивные компоненты. То, что предлагается, не отвечает современным стандартам — и упаковка не соответствует, и качество. А если качество соответствует, то это уже военная приемка и цены в разы дороже".
 
 
Выставку Александр Толкачев оценивает положительно: у специалистов на стенде не было ни секунды свободной, все время толпился народ.
 
Netris
Российская компания занята в крупных госпроектах, и 2015-ый был для нее вполне благополучным: завершили построение городской системы видеонаблюдения Тюменской области и Приволжского федерального округа, продолжают развивать в Москве самый большой в мире проект видеонаблюдения на единой платформе — установлено уже более 150 тысяч видеокамер. "Такие проекты не заканчиваются, — говорит коммерческий директор Максим Воскобоев, — он развивается, устанавливаются новые камеры, вводятся новые сервисы. Конечно, кризис ощущаем и мы: рынок сжимается, у наших заказчиков сложно с бюджетами, и не только в России, но и в СНГ. Национальная валюта в странах, где мы работаем, тоже просела. Стараемся идти навстречу партнерам, гибко подстраиваться под новые условия, корректировать нашу коммерческую политику.
 
Максим Воскобоев, коммерческий директор Netris
 
В планах на 2016 год прежде всего развитие текущих проектов — и по масштабу, и по предоставляемым сервисам. В области IPTV/ОТТ и видеонаблюдения — освоение новых городов, разработка нового функционала, новых продуктов — эта работа идет постоянно. У нас появился новый толстый клиент, сильно переработанный — ядро написано практически с нуля. В сфере видеонаблюдения будем внедрять в городских проектах мобильное вещание — например, сотрудники полиции могут быть оснащены специально для них разработанными мобильными устройствами на базе ОС Android c функциональностью живого видеовещания и каналом обратной связи, чтобы сотрудник мог передать в координационный центр какие-то видеоизображения и получить указания руководства.
 
В области цифрового ТВ наша новая функциональность — скоростное переключение каналов FCC: меньше секунды, что для цифрового ТВ очень даже неплохо. Новых наработок много, и мы надеемся даже в условиях кризиса развиваться и завоевывать новые рынки".
 
Интересуюсь, не думает ли компания выходить на западные рынки. Максим говорит, что потенциальные заказчики есть, и хотя в условиях курса на импортозамещение хватает работы дома, компания готова откликнуться на реальные предложения. Выставкой он доволен: "Перерывов в общении с посетителями у нас нет, так что, насколько нам видно с нашего стенда, все очень здорово и хорошо".

Об авторе

Юрий Курочкин
Обозреватель "Кабельщика"