Технологические компании на CSTB 2016. Часть 3

В последний день выставка обычно успокаивается, посетителей меньше, но для журналистов жизнь становится сложнее: специалисты на стендах застать труднее — они отправляются смотреть, что привезли коллеги и конкуренты. Всем задаю те же вопросы — прошу рассказать, как идут дела, что нового привезли на выставку, как ее оценивают.
 
Smartlabs
Российская компания, входящая в холдинг InLine Technologies Group, разрабатывает программные решения и выпускает абонентские приставки для интерактивного телевидения в средах IPTV, OTT и DVB/IP. На выставку она привезла весь комплекс своих решений и новейшие модели приставок, которые поддерживают разрешение 4К и HEVC-кодек. "Думаем, что они будут востребованы на нашем рынке, — говорит директор по продажам Сергей Крюков, — рынок идет в эту сторону. Вещание в формате 4К уже ведут операторы "Триколор" и "НТВ-Плюс", ожидается, что оно появится и в IP-сетях. Контента пока еще очень мало, но 4К телевизоры становятся все более доступными, их парк расширяется, и операторы уже интересуются сет-топ-боксами с поддержкой 4К. Модели, представленные на стенде, это пилотное решение.
 
Сергей Крюков, директор по продажам SmartLabs
 
Еще одна наша новинка — решение для облачных игр, которое фактически превращает абонентскую приставку в игровую. На стороне оператора ставится серверное оборудование, которое производит расчет всей игры, а графика в виде видеопотока отправляется на пользовательскую приставку, к которой не предъявляется практически никаких дополнительных требований. Управляющие сигналы пользователя передаются с помощью стандартного USB-джойстика, подключаемого к приставке. Эта технология позволяет операторам связи, у которых есть большая инсталлированная база приставок, предложить пользователям новую услугу — облачные игры, которые можно монетизировать.
 
Сама выставка явно меньше, чем в прошлом году. Часть партнеров, которые приезжали со стендами, в этом году участвует в качестве посетителей. Но к нашей продукции интерес есть, люди подходят — мы не скучаем".
 
"Цифровые технологии"
Эта российская компания тесно сотрудничает с украинской научно-производственной фирмой "Спец-TV", они уже давно вместе разрабатывают оборудование и программные решения для КТВ и IPTV — для приема, обработки и передачи спутникового и эфирного телевидения. Мы беседовали на стенде с ведущим инженером "Спец-TV" Михаилом Коевым, который рассказал, что в прошлом году их решения пользовались спросом, операторы активно интегрировали их в свою инфраструктуру. Сегодня специалисты фирмы внедряют новейшие решения, повышая качество и надежность оборудования.
 
"Одна из наших новинок, — рассказал Михаил, — это устройство, которое преобразует получаемый по IP цифровой поток в аналоговые аудио и видеосигналы для дальнейшей передачи в аналоговую сеть КТВ. Перенос на частоту канала производится существующим оборудованием. Наше устройство высотой 1U обрабатывает 8 программ. Оно будет востребовано, так как аналоговое КТВ будет жить еще долго, по крайней мере в виде "социального пакета" из 20-40 каналов. И для оператора правильнее предоставить владельцам старых телевизоров аналоговый сигнал, чем настаивать на приобретении ими сет-топ-бокса. 
 
Михаил Коев, ведущий инженер "Спец-TV"
 
Наша головная станция концептуально отличается тем, что мы разделили ее на модули. которые позволяют на базе одного и того же оборудования организовать как IPTV, так и DVB-C-вещание. То есть нет необходимости в двойном комплекте оборудования. Как пример — можно сигналы от приемного антенного поля по IP передавать в нужную точку и уже на месте преобразовывать их в формат DVB-C. У нас уже есть наработки для дальнейшей модификации головной станции в плане ее умощнения, увеличения пропускной способности и вычислительной мощности потокового видео".
 
Поддерживать конкурентоспособные цены компании помогает то, что она производит и сертифицирует свое оборудование в России, причем комплектующие закупает в основном европейские, а многослойные печатные платы заказывает на проверенных китайских заводах, которые обеспечивают высокое качество. На данный момент рассматривается вопрос производства плат на территории России.
 
 
На всякий случай сообщаю Михаилу, что прошлым летом в Дубне открылся современный завод печатных плат, способный делать даже 25-слойные платы по конкурентоспособным ценам, — может быть, использовать наш завод им будет даже выгоднее.
 
Eltex 
Алексей Капустин, руководитель направления Eltex-Media, говорит, что прошлый год был тяжелым, этот тоже не обещает быть легким — по понятным причинам. "На выставку, — продолжает он, — мы привезли наши линейки оборудования для IPTV, Wi-Fi, ШПД. Выставка телевизионная, но наши клиенты знают нас не только как производителей сет-топ- боксов, и операторы, в том числе региональные, приходят с вопросами о комплексных решениях. Лишь процентов 30 времени мы обсуждали медиацентры, а все остальное время — оборудование ШПД, Wi-Fi и прочее.
 
Алексей Капустин, руководитель направления Eltex-Media
 
В этом году у нас много новинок. В линейке медиацентров представлены две новых модели, есть новый роутер ЭДГ-34, новые коммутаторы, новое направление Wi-Fi. Это исключительно российские разработки, которые и производятся у нас в России".
 
О выставке. "Она все меньше и меньше. Хотелось бы видеть больше стендов и больше посетителей, но ничего не поделаешь — все это переходит в какой-то новый формат. Будем работать".
 
 
Irdeto
Голландская компания Irdeto ("дочка" южноафриканской Naspers Group) традиционно сфокусирована на защите контента в DVB, IP и гибридных сетях. По словам директора по развитию бизнеса в России и СНГ Андрея Силанчева, бескарточное решение Irdeto Cloaked CA используют уже более 20 млн абонентов в 45 крупных операторах. По надёжности оно не уступает лучшим карточным системам и при этом экономит расходы оператора и время выхода на рынок.
 
О встрече мы с Андреем условились заранее и смогли поговорить подробно. Беседа касалась весьма актуальных вопросов, так что посвящу ей больше места, чем принято в обзорных публикациях. Минувший год был для компании нелегким, особенно в России и СНГ — прежде всего из-за спада в экономике и значительного падения курсов местных валют по всему региону. Irdeto, понимая ситуацию, продвигает на рынок более экономичные решения, и бескарточное решение Irdeto является хорошим примером.
 
"В прошлом году мы представили технологию Irdeto FlexiCore, — рассказывает Андрей Силанчев, — которая реализуется в чипсете STB или CAM-модуля, то есть на основном процессоре абонентского устройства, и позволяет изменять ПО чипсета. Перепрошивка через эфир даёт возможность дополнять устройства новым функционалом и устранять уязвимости, обнаруженные уже после производства чипсета. Все это позволило поднять надёжность и безопасность решения до высочайшего уровня в индустрии. STB стали, дешевле, компактнее, и защищённее".
 
Андрей Силанчев, директор по развитию бизнеса в России и СНГ 
 
Мой собеседник отмечает важную тенденцию: крупнейшие вендоры DRM в погоне за прибылью начинают предлагать OTT-контент самостоятельно, по сути монополизируя рынок: они разрабатывают собственные ОС, браузеры, поисковые системы, производят устройства и защищают контент собственным DRM. Microsoft, Google и Apple в последних релизах софта ограничили поддержку плагинов — а соответственно, и сторонних DRM. Например, в Google Chrome исчезла поддержка плагина Silverlight и в этом году исчезнет на Firefox, соответственно не будет возможности использовать PlayReady. Tа же тенденция наблюдается с iExplorer и Safari по отношению к сторонним плагинам. Следовательно, для доставки контента на максимальное количество разнообразных устройств и платформ оператору понадобится множество DRM.
 
"Наша компания создала продукт Irdeto Rights&Rules Manager, который позволяет предоставить оператору любые индустриальные DRM как по модели Managed Service, так и Licensed, причём как из облака Amazon, так и с размещением решения в частном облаке оператора или на базе его серверов, — говорит Андрей. — Мы тесно сотрудничаем с Microsoft, Apple, Google, Adobe, Marlin, и наше Multi-DRM решение позволяет оператору доставить контент на максимальное количество устройств и платформ. При использовании MPEG-DASH оно обеспечивает значительную экономию затрат на подготовку и хранение контента: контент шифруется один раз с помощью Common Encryption и открывается на различных устройствах с помощью соответствующих DRM".
 
Ранее компания представляла на CSTB полное end-to-end решение Multiscreen, но затем решила сосредоточиться на двух его компонентах: Rights&Rules Manager и Media Manager. Все остальные модули будут предоставлять компании-партнёры. Media Manager автоматизирует процесс публикации контента: оператору достаточно поместить контент и метаданные в соответствующую папку, и через минуту, в соответствии с настроенными сценариями, ролик с полным описанием, зашифрованный соответствующим DRM в требуемом формате, станет доступен в клиентских приложениях на разнообразных устройствах. По словам Андрея, у одного из крупных европейских новостных ОТТ-операторов это решение заменило более 100 сотрудников, занимавшихся публикацией новостей в ручном режиме.
 
Отмечая своеобразный бум ОТТ-сервисов, мой собеседник говорит, что бродкастеры, реализующие стратегию Multiscreen, имеют огромное преимущество перед новыми ОТТ-медиа в виде наличия существующей абонентской базы, договорных отношений с правообладателями контента, практически готовой инфраструктуры и, конечно же, узнаваемого бренда. Когда бродкастеры говорят, что ОТТ приносит мало прибыли — это не совсем верно: ОТТ предотвращает отток PayTV-абонентов, что сохраняет доходность базовых сервисов. Чтобы правильнее оценивать эффект и дальнейшие вложения в развитие OTT, операторам стоило бы относить часть прибыли PayTV бизнеса на долю ОТТ.
 
Еще один относительно новый продукт на рынке — Irdeto Keys & Credentials — позволяет крупным операторам получить полный контроль над платформой дистрибуции контента и быстро доставлять новые PayTV сервисы на рынок. Это позволяет избежать технологические тупики, связанные с невозможностью дальнейшего развития с текущим CAS-вендором из-за жёсткой привязкой STB к CAS. Irdeto на стадии производства чипсета и абонентского устройства помещает туда свои ключи. Контроль ключей даёт возможность Irdeto, по запросу оператора, осуществлять обновления ключей и сертификатов для улучшения безопасности системы, и в случае необходимости менять вендоров CAS и DRM.
 
Irdeto берет на себя функции генерации, предоставления, хранения, модификации, обновления в устройствах и аннулирования ключей. Для этого используются специализированные, защищённые хранилища данных. Сегодня Irdeto Keys & Credentials используют крупнейшие операторы Европы и Северной Америки, такие как Comcast, Charter, Liberty Global (LGI) и другие.
 
 
Для борьбы с пиратством в вещательных и интернет-сетях предлагается решение Piracy & Cybercrime Management. Оператор, который хочет остановить пиратство своего платного сервиса, может воспользоваться услугой Cyber intelligence: специализированное подразделение Irdeto с помощью новейших автоматизированных решений собирает информацию из разных источников интернет-трафика (сети P2P, web-видео, сайты потокового вещания, Cyberlockers, поисковые системы, рекламные сети и и проч.), далее анализирует и выявляет случаи незаконного использования контента. По результатам расследования оператор получает развёрнутый отчёт со статистикой по каждой единице контента, а также анализ возможных угроз для бизнеса и соответствующие рекомендации. Затем он сам (или Irdeto по его поручению) обращается к ISP (интернет-сервис провайдеру) или хостинг-провайдеру, с чьих ресурсов происходит распространение пиратского контента, с требованием о блокировке контрафактного распространения. По словам Андрея Силанчева, в странах Северной Америки и Европы в досудебном порядке удовлетворяются до 90-95% запросов от Irdeto. Если же запрос не удовлетворён, дело передаётся в компетентные органы и суд. Irdeto предлагает также сервис Watermarking для выявления устройств и абонентов, через которых произошла утечка контента из сети оператора, и их блокировки средствами оператора.
 
О выставке Андрей Силанчев говорит сдержанно: "Выставка помельчала, и это заметили не только мы, но и наши гости. Много компаний отказались от участия, чтобы сэкономить бюджет. Но общее настроение позитивное — возможно, есть ощущение, что какое-то дно достигнуто в плане курса валюты и скоро должно начаться возвращение экономики в нормальное русло, возобновление инвестиционных потоков в экономику и в индустрию".
 
Universal Communications
Директор по продажам Олег Драницин говорит, что год был непростым, но компания завершила его с несколькими новыми моделями оборудования. Одна из главных ее забот — помочь всем партнерам пережить 2016 год, который вряд ли будет легче предыдущего. Поэтому компания не повышает цены на новое оборудование, хотя оно и выполнено на новой элементной базе и обладает новым функционалом.
 
"Одна из новинок — ресивер NTV-Plus 1 HD PVR, — рассказывает Олег Драницин, — это самая популярная модель в линейке NTV-Plus. Производится ресивер на заводе китайской государственной компании ДжиДжоу, которая выпускает продукцию миллионными тиражами для всего мира, разрабатывает и производит электронику для китайской армии и аэорокосмических сил, поэтому в качестве этой продукции сомневаться не приходится. А качеству мы придаем первостепенное значение, не стремясь снижать цену за счет самых дешевых комплектующих и экономии на процедурах контроля, потому нам и доверяют наши партнеры и клиенты.
 
Олег Драницин, директор по продажам Universal Communications
 
Еще одна новинка — спутниковый ресивер, который мы изготовили для компании МТС; мы выиграли контракт на поставку ей таких ресиверов. Продолжаем нашу линейку абонентских ресиверов Scan для эфирного цифрового телевидения DVB-T2, новая модель Scan 1842 построена на низкотемпературном процессоре Novatek 78306. Аппарат стал работать еще быстрее, но не нагревается и благодаря этому очень мало ломается. Он выполнен в металлическом корпусе, по просьбам наших дистрибьюторов и конечных пользователей снабжен дисплеем и комплектом шнуров, упакован в красивую коробку, так что на витрине у ритейлера сможет сам себя продавать". 
 
Universal Communications активно сотрудничает с компанией "НТВ-Плюс" и на базе своих складов в регионах развертывает сервисные центры для обслуживания всей линейки ее оборудования. В настоящий момент открыто больше 50 сервисных центров по всей России. Развивается сотрудничество и с новым спутниковым оператором — МТС ТВ, который предлагает абонентам два варианта услуг: интерактивное телевидение с возможностью выхода в интернет и обычное линейное телевидение.
 
 
"Если сравнивать с прошлым годом, — говорит Олег Драницин, — то посетителей выставки стало поменьше. В плюс организаторам можно отнести, что лишних людей не много, здесь собираются професссионалы. А минус — совсем невелик приток новой крови, новых людей, а всем участникам хотелось бы встретиться с теми, кто о нас еще не знает, рассказать им о себе и что-то предложить. Надеюсь, организаторы постараются привлечь на выставку новую аудиторию. А в целом мы довольны результатами — есть достаточное количество контрактов, контактов, есть предварительные наметки как по продажам, так и по сотрудничеству с производителями оборудования. Выставка — очень интересная точка обмена мнениями и информацией, потому что здесь собираются представители из многих стран, с которыми можно встретиться и обсудить какие-то вопросы. Кстати, мы встречаемся здесь и со своими коллегами, поскольку выставка — уникальная возможность встретиться с ними всеми за короткое время".
 
A4on.TV
Решение, которое белорусская компания показывала на выставке, разработчики условно называют биллинговой системой для операторов КТВ, но тут же поясняют, что по существу оно предназначено для решения всех управленческих задач оператора. Еще один их продукт — OpenEPG-сервер. Оба решения используют в общей сложности более 200 операторов в 7 странах СНГ, обслуживая около 2 млн абонентов. 
 
Дмитрий Шумко, директор A4on.TV
 
От разработчиков софта требуется немало изобретательности, чтобы привлечь на свой стенд посетителей. Компания одну из панелей своего стенда назвала "Стеной правды" и предложила гостям, использующим ее продукты, писать на ней свои отзывы. Отзывов было немного — компания впервые участвует в выставке, но все были хвалебными, причем с указанием организаций и должностей подписавших.
 
Директор компании Дмитрий Шумко выставкой остался доволен: "Сейчас настало время посмотреть на бизнес под другим углом, оценить не только доходы, но и его затратную сторону. Наше решения позволяют операторам не только контролировать затраты, но и существенно их сократить. Особым вниманием пользовалось наше мобильное приложение для организации работы линейных монтажников — эта проблема у всех стоит, всех интересовала возможность уменьшить время обслуживания, улучшить качество выполнения работ и исключить бумажную работу. Все это обеспечивает наше решение — мы ведь строили его для решения повседневных задач оператора".
 
 
Спрашиваю, как компания переживает кризис. Дмитрий отвечает: "Кризис для нас — это затишье, которое будет использовано для вывода новых продуктов на рынок. Времени на жалобы нет, нужно работать. Уверен в одном — телевидение не умрет, оно изменится, и нам нужно быть готовым к грядущим изменениям".
 
"Инсайд ТВ" 
"Наша компания — официальный дистрибьютор решений компаний Polytron и Blankom в России и других странах Таможенного союза, — рассказал ведущий менеджер отдела продаж Александр Новиков.— Продукция Polytron за три года ее активного продвижения хорошо зарекомендовала себя на российском рынке, на нее есть реальный спрос. В 2015 году мы продали различные устройства Polytron в более чем 40 городах России, от Калининграда до Хабаровска и от Горно-Алтайска до Мурманска. Головные станции Polytron отлично работают даже на Чукотке, — сообщил Александр. — Мы освоили и новые территории: Крым и Казахстан".
 
Александр Новиков, ведущий менеджер отдела продаж "Инсайд ТВ" 
 
Polytron выпускает компактные модульные головные станции и другое современное и экономичное оборудование для сетей коллективного ТВ-вещания. Так, например, модуль SPM-UTCT, предназначенный для головных станций серии SPM, трансмодулирует входные потоки DVB-S/S2, DVB-T/T2 либо DVB-C в два DVB-C или DVB-T канала. Есть подобное решение и в другом форм-факторе — компактная головная станция PCU 4000 с универсальным входным тюнером и возможностью выбирать тип выходного сигнала (DVB-C или DVB-T). Новейшая программируемая и конфигурируемая мини-головная станция SCA 32 позволяет организовать прием и передачу спутникового сигнала без использования мультисвитчей. Производитель обещает, что ее цена будет революционно низкой. 
 
В 2016 году Polytron исполнится 50 лет, и перед юбилеем вендор приобрел немецкую компанию Blankom. Ее головное каналообразующее оборудование для кабельных ТВ-сетей, а также IPTV-решения хорошо известны не только в Европе, но и во всем мире. "Мы проводим вебинары и тренинги по продукции как Polytron, так и Blankom. А на нашем канале на YouTube можно ознакомиться с особенностями настройки их оборудования в режиме онлайн", — сказал Александр Новиков. 
 
 
Говоря о выставке, Александр отметил, что количество посетителей сократилось, но интерес к новым продуктам не ослабевает. На российском рынке, развитом и насыщенном различными продуктами, еще остаются ниши, где производители телеком оборудования могут предложить что-то интересное как по функциональности, так и по цене.
 
Teleview
Состояние бизнеса компании директор по продажам оборудования Teleview Николай Азин оценивает, не впадая в крайности: "Дела — как во всей стране: не сказать, чтобы очень хорошо, и не сказать, чтобы очень плохо. Но перспективы для себя мы видим, в какую сторону развиваться — чувствуем. Это не первый кризис, который переживает наша страна и с ней наша компания, и мы думаем, что все будет хорошо. Производство не останавливается, появляются новые продукты, развитие продолжается — в том числе и в сторону H.265-кодирования, новых видеомикшеров, новых решений для цифровых телевизионных сетей".
 
Николай Азин,директор по продажам оборудования Teleview
 
По словам Николая, ничего кардинально нового в ассортименте компании не появилось, но значительно обновлен процессор DVB-C-8ASI-4RF, в нем поменялась начинка, поменялось ПО, добавились новые функции, повышающие удобство работы и облегчающие реализацию ряда технических процессов. Постоянно обновляется и программа кодирования DVCrypt. Оборудование для видеостудий пополнил новый видеомикшер DSC928, который позволяет микшировать до 6 видеоисточников формата HD и SD, добавлять к этим шести источникам титры и графику с персонального компьютера по HDMI входу, воспроизводить видеоролики и плей-листы со встроенного картоприемника — все это расширяет возможности создания собственного телеканала у небольших ТВ-студий, для которых и предназначен этот видеомикшер.
 
 
О выставке Николай отзывается сдержанно: "Первые два дня были достаточно активны, в третий, как всегда в последний день на любой выставке, посетителей практически нет, и мы активно общаемся с коллегами и конкурентами. Надеюсь, что в следующей выставке тоже будем участвовать, хотя еще не до конца определились с планами".
 
Корпорация ЛАНС / СПМ Групп 2000
На стенде "Корпорации ЛАНС" беседуем с Маратом Бедретдиновым, техническим директором входящей в нее компании "СПМ Групп 2000″. Минувший год, по его мнению, прошел более или менее нормально: "Был и сохраняется сейчас небольшой спад строительства объектов, работ по модернизации головных станций, спад в корпоративном секторе. Как и все компании, которые занимаются импортом оборудования, мы ощущаем последствия снижения курса рубля. Клиенты на стадии колебаний курса валюты никакой активности не осуществляют, ждут стабилизации. Тем не менее все запланированные работы мы выполнили, компания жива-здорова и продолжает развиваться. 
 
Марат Бедретдинов, технический директор компании "СПМ Групп 2000″
 
Технологических прорывов на нашем рынке не случилось. К наблюдающемуся буму решений ОТТ я отношусь довольно скептически: вряд ли их будут внедрять небольшие и средние операторы, а крупные уже все реализовали. Многие компании тестируют эти решения, но я не знаю, чтобы кто-то на них зарабатывал. По моим впечатлениям от общения с малыми и средними операторами, услуга не очень-то востребована. А вообще на рынке есть все решения, которые могут быть интересны операторам, рынок перенасыщен предложениями. К тому же многим пользователям хватает и двух эфирных мультиплексов, а на подходе уже и третий".
 
Одна из ключевых новинок дистрибьютора — решение компании WISI, выпущенное под брендом канадской компании INCA: платформа транскодинга и адаптивного стриминга, в которую входят сам транскодер, бэкеджер (оборудование, которое требуется для организации адаптивного стриминга), и система мониторинга All in One. Представлены решения вендоров, с которыми постоянно работает "СПМ Групп": стандартное оборудование компании WISI-Chameleon, Tangram, бюджетная станция Оэйч; платформа цифрового ТВ китайской компании Sumavision с системами условного доступа и визуального и инструментального мониторинга. Конечно, представлено и постоянно совершенствующееся решение самой компании — система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (она может использоваться в любых сферах, где требуется единовременное переключение всех каналов на один контент). "Ничего прорывного у нас пока нет, как и на выставке в целом, — говорит Марат. — это моя одиннадцатая выставка, и она самая малочисленная, которую я видел. По сути она уже стала площадкой для общения со своими существующими клиентами. Это очень удобно: мы провели здесь встречи со всеми партнерами, с которыми мы работает. Что касается новых клиентов, то итоги выставки станут видны позже, а по нашим ощущениям народу меньше, чем в прошлые разы. Видимо, организаторам надо менять саму концепцию выставки — привносить в нее что-то прорывное, взрывное. Мы видим, что происходит: народу становится меньше, люди больше пользуются интернетом, общаются виртуально через ICQ и Скайп, а живая площадка, конечно, важна. Многие просто уже не хотят сюда ехать, тем более что это дорого. Есть о чем думать организаторам. Я уверен, что все компании, которые сейчас здесь, будут на CSTB и в следующем году, но чтобы выставка себя не исчерпала, нужно что-то придумывать, привлекать народ — это уже работа организаторов".
 
 
* * * * *
Выставка кончается. Хотя она и стала меньше, все равно побывать на всех стендах не успеваешь. Не хватило времени и на то, чтобы познакомиться с многочисленными представителями китайских вендоров — только мимоходом замечал в витринах их стендов симпатичные комнатные и наружные антенны фирмы ANTOP, очень аккуратные компактные блоки и приборы других компаний ... На следующей выставке постараюсь отнестись к ним внимательнее.
 
Как ни странно, общее впечатление от встреч на выставке оптимистичное, и это радует. Практически все говорили о трудностях, о вызовах, с которыми сталкиваются компании в ситуации спада экономики и резкого обесценивания рубля. Многие уверены, что текущий год будет не менее трудным, чем прошлый. В то же время с удовольствием рассказывают, что испытания прошлого года выдержали и надеются выстоять в этом. Насколько обоснованы эти надежды — увидим в следующем году.
 
Я полагаю, что выставка состоится, хотя ее постепенное "схлопывание" в последние годы настораживает и приближается к критическому. Оргкомитету есть о чем задуматься: как снизить цены для экспонентов, чем привлечь квалифицированных посетителей, чем дополнить тематику, как повысить отдачу для компаний-участников... Проблем много. Но остается желание компаний встретиться лицом к лицу с коллегами и клиентами, обсудить общие проблемы и тенденции рынка, "людей посмотреть и себя показать", продемонстрировать прочность своего места на российском рынке. Хватит ли этого, чтобы выставка продолжала жить? Хочется надеяться, что в будущем году все мы встретимся снова — на CSTB-2017.