Точки роста для мобильных операторов

27.03.2017 16:30
В последние годы многие мобильные операторы сталкиваются с проблемой отсутствия роста или даже снижения доходов от традиционных услуг мобильной связи, таких как передача голоса и SMS. Связано это с высоким насыщением рынка мобильной связи, запредельной конкуренцией на этом рынке, а также уходом части трафика в OTT-компании. Актуальна эта проблема и для России. Наиболее перспективной с точки зрения стимулирования потребления трафика является услуга мобильного телевидения и видео, которая уже сейчас занимает больше половины всего трафика передачи данных у таких ведущих мировых операторов как Verizon, Vodafone, Docomo, China Mobile, а в 2018 году, по прогнозам аналитиков, на мобильное видео придется порядка 70% всего трафика передачи данных в сетях мобильного широкополосного доступа.
 
Можно привести два примера успешного продвижения операторами подвижной связи услуг мобильного телевидения и видео, что позволило им значительно улучшить основные показатели своего бизнеса.
 
Первый пример — южнокорейская LG U+. До получения лицензии LTE у компании не было сети 3G, а имелась только сеть второго поколения CDMA. Доходы и доля рынка LG U+ быстро снижались, поэтому, получив в 2011 году лицензию на услуги связи четвертого поколения, компания начала быстро строить сеть LTE и за четыре месяца обеспечила сплошное покрытие территории Южной Кореи. Впрочем, это не стало ее конкурентным преимуществом, так как два других оператора, SKT и KT, также запустили свои сети LTE в 2011 году. Практически одновременно все операторы запустили в услуги передачи речи VoLTE, модернизировали сети до LTE Advanced, начали поддержку агрегации трех несущих частот.
 
У успеха компании LG U+ в сфере мобильного видео есть четыре основные причины. Первая — это качество и разнообразие контента, а также способов его предоставления. Так, портал мобильного телевидения предлагает абонентам более 100 телевизионных каналов с разрешением HD (720p) и Full HD (1080p). Все каналы поддерживают режим отложенного просмотра (Catch-Up TV) и многоэкранный режим просмотра. В режиме видео по запросу (VoD) абонентам доступно более 10 000 разных фильмов, сериалов и т.п. Второй причиной успеха является легкая доступность услуги для большой абонентской базы. Весь видеоконтент передается абонентам в режиме потокового видео, что делает эту услугу доступной для любых абонентских устройств LTE, в том числе смартфонов, планшетов, модемов и телеприставок. На все абонентские терминалы, продаваемые оператором своим абонентам, уже установлено приложение мобильного видео. Кроме того, LG U+ предлагает эту услугу и абонентам других мобильных операторов. Третья причина успеха — тарифная политика оператора. Тарифы с включенным видео позволяют абонентам загружать до 2 Гбайт видеотрафика каждый день, что не учитывается в ежемесячной квоте их трафика. Четвертая причина — высочайшее качество предоставления услуги в сети LTE LG U+. Оператор постоянно оптимизирует свою сеть, развивает сеть доставки видеоконтента (CDN), строит новые базовые станции в местах концентрации трафика, поддерживает все новейшие функции стандарта LTE-Advanced, а также высокоэффективный видеокодек H.265, позволяющий экономить до 50% трафика при передаче видео высокой четкости.
 
В результате продвижения услуг мобильного телевидения и видео компания LG U+ смогла значительно улучшить показатели своего бизнеса. Абонентская база выросла с 9 млн человек в 2011 году до 12 млн на конец 2015-го. 85% абонентов LG U+ пользуются услугами сети LTE, что является наибольшим в мире показателем проникновения абонентов LTE. Ежемесячное потребление данных абонентами составляет 8,3 Гбайт, а это в 2,5 раза выше среднемирового потребления данных в сетях LTE. Среднемесячный доход оператора на одного абонента вырос за четыре года — с 2011-го по 2015-й — на 44%, по этому показателю оператор вышел с третьего места на первое в Южной Корее, а его общие доходы выросли за это время на 79%.
 
Второй пример оператора, успешно развивающего свой бизнес за счет новых цифровых услуг, — компания Elisa из Финляндии.
 
Когда в 2013 году Elisa столкнулась с проблемой снижения доходов, ее руководство предложило две ключевые стратегии. Первая рассчитана на стимулирование потребления услуг мобильного широкополосного доступа за счет безлимитных тарифных пакетов. В сети Elisa все тарифные пакеты не имеют ограничений на объем трафика. В результате большинство абонентов уже предпочитают использовать сотовую сеть оператора для доступа в интернет при наличии доступной сети WiFi. Второй стратегией является стимулирование новых цифровых услуг. Среди них наиболее популярными, доходными и стимулирующими абонентов переходить в сети нового поколения и повышать свою скорость передачи данных являются услуги мобильного видео. Примером служат два сервиса, позволивших оператору достигнуть таких результатов: Epic TV — приложение, адресованное любителям экстремального спорта, и Elisa Viihde — платное приложение, предоставляющее доступ к просмотру онлайн-ТВ, VoD и контент OTT-компаний.
 
В итоге в I квартале 2016 года доходы оператора увеличились на 9,1% по сравнению с I кварталом 2015-го, а показатель EBITDA — на 6%. Стабильно растет рентабельность, в I квартале 2016-го показатель ROI составил 17,3%, а ROE — 28,7%.
 
Конечно, рынки мобильной связи как Южной Кореи, так и Финляндии сильно отличаются от рынка России. Тем не менее просмотр видео на мобильных устройствах очень популярен среди абонентов и в нашей стране, поэтому те операторы, которые смогут предложить абонентам интересный и разнообразный видеоконтент в разных режимах его предоставления и монетизации, сделать его легким для доступа всей своей абонентской базы, с привлекательными тарифами для видеосервисов, и обеспечить стабильное качество предоставления этих услуг в своих сетях, смогут серьезно стимулировать потребление услуг передачи данных абонентами, повысить собственные доходы и привлечь в свою сеть новых абонентов. Безусловно, сделать это будет очень непросто, а значит, у тех операторов, которым это удастся, появится огромное конкурентное преимущество на рынке мобильного широкополосного доступа.
Темы

Об авторе

Константин Коловский
старший менеджер отдела маркетинга Huawei Russia