Цена трафика

06.05.2014 16:55
Последнее время мы часто пишем о том, как Netflix — такой большой и замечательный OTT-сервис — планирует платить то одному, то второму, то третьему интернет-провайдеру за выделенный высокоскоростной канал для гарантированного качества своего сервиса. Однако, практически не упоминаем о его отношении к этой практике. А судя по всему, она воспринимается им не позитивно.
 
Еще бы, сервис тратит огромные деньги (речь идет о миллионах долларов) на данную привилегию, а получает не самые высокие скорости. Если верить индексу скоростей Netflix за март 2014 года, то в Америке самый лучший доступ (средняя скорость 2,98 Мбит/сек) к видеотеке OTT-игрока получают абоненты Cablevision — Optimum, которому "Нетфликс" не платит за отдельное соединение. А Comcast, с которым у игрока подписано официальное соглашение о выделенном канале, дает лишь 2,5 Мбит/сек, занимая пятую строку в рейтинге интернет-провайдеров, предоставляющих лучший стриминговый опыт пользователям Netflix.
 
Хотя, нельзя не отметить, что Comcast все же улучшает показатели средней скорости для клиентов OTT-сервиса. Еще в феврале он обеспечивал им скорость в 1,68 Мбит/сек.
 
 
Судя по всему, в ближайшие месяцы оценить увеличение скорости передачи данных с текущих 1,9 Мбит/сек смогут и абоненты Verizon — FiOS, поскольку Netflix в конце апреля достиг договоренности о плате за выделенную линию и с этим оператором. В какую сумму ему это обошлось, как и в случае с Comcast доподлинно неизвестно.
 
Меж тем глава Netflix Рид Гастингс не стесняется заявлять, что договоренность с Comcast — это, практически, грабеж среди бела дня. В компании считают цену, выставленную за выделенный интернет-канал несправедливой, и боятся, что при объединении Comcast с Time Warner Cable (а последние недели только и ходят разговоры об их возможном слиянии), ситуация станет еще более критичной.
 
Тогда почему же OTT-сервис сознательно пошел на такую сделку и продолжает развивать данную практику в отношении других интернет-провайдеров? В компании объясняют это вынужденной необходимостью для обеспечения своих пользователей сервисом высокого качества. Но вообще же, Netflix ожидает серьезного ужесточения принципа сетевой нейтральности, который позволит ему освободиться от навязанного обстоятельствами партнерства или облегчить его условия.
 
Не знаем, как насчет серьезного ужесточения, но какие-то поправки к принципу сетевой нейтральности в Америке определенно будут и будут совсем скоро. Их готовит Федеральное агентство по связи США (Federal Communications Commission, FCC), и по мнению некоторых экспертов, они встряхнут рынок онлайн-видео в США. Причем пока непонятно — в чью пользу.
 
Согласно предварительным сведениям, FCC выступит на стороне американских интернет-провайдеров, таких как AT&T, Verizon, Time Warner Cable и Comcast, которые хотят брать повышенную плату за доступ к своим сетям с сервисов наподобие Netflix, Hulu и You Tube, чтобы обеспечить последним гарантированное качество передачи видеоконтента.
 
Если говорить вкратце, то поправки регулятора будут базироваться на трех основных предложениях. Во-первых, Федеральное агентство по связи намерено обязать интернет-провайдеров раскрывать своим подписчикам и пользователям всю релевантную информацию о политике управления своей сетью. Во-вторых, оно предлагает запретить блокировать любой легальный контент в Сети. Ну и в-третьих, установить такие правила, посредством которых интернет-провайдеры не смогут действовать коммерчески необоснованно в отношении интернет-компаний, в частности, отдавать предпочтение по трафику аффилированным предприятиям. 
 
"Выражаясь предельно ясно, данное предложение устанавливает запрет на поведение, наносящее вред пользователям или конкуренции посредством ограничения открытости интернета", — передал суть проекта FCC его председатель Том Уилер.
 
В общих словах идея регулятора состоит в том, чтобы помешать таким провайдерам как Comcast, Verizon и Time Warner Cable блокировать доступ или снижать скорость передачи данных для определенных web-сайтов. Таким образом пользователи смогут получить доступ к любому контенту по своему желанию, а не по выбору, навязанному провайдером.
 
Одновременно с этим поправки, предлагаемые Федеральным агентством по связи, позволят провайдерам предоставлять преференциальный режим трафика некоторым контент-провайдерам, пока такие меры будут возможны на "коммерчески разумных" условиях для всех заинтересованных компаний.
 
FCC пытается найти золотую середину между сохранением открытости интернета и желанием провайдеров использовать новые бизнес-модели на быстро меняющемся рынке. Принятое решение, как отмечается, не сможет удовлетворить всех. Некоторые сторонники "открытого интернет" утверждают, что преференциальный режим для одних контентных компаний неизбежно приведет к дискриминации других. Также выражаются опасения, что изменения приведут к увеличению платы за доступ к определенным видам информации (при этом в FCC такие опасения называют беспочвенными).
 
Оснаватель сети интернет Тим Бернерс-Ли в своем выступлении на конференции NetMundial в Сан-Паулу отметил, что "FCC заставляет США сделать шаг назад, допуская формирование рынка, который будет потворствовать крупным компаниям в процессе переговоров друг с другом, а это, в свою очередь, окажет разрушительный эффект на небольшие компании. Это будет чувствительно для Netflix, но это будет еще более чувствительно для тех, кто захочет конкурировать с Netflix".
 
Отметим, что FCC собирается представить свои предложения по сетевой нейтральности 15 мая. Вначале их планируется вынести на голосование внутри ведомства, после чего представить для общественного обсуждения.
 
Но вернемся непосредственно к позиции Netflix по поводу ее сотрудничества с Comcast. Очень хорошо суть дела описал в своем блоге вице-президент компании по доставке контента Кен Флоранс. "Как человек, ответственный в Netflix за доставку контента, я провожу много времени размышляя об открытой CDN-сети Netflix’а и ее соединении с сетями интернет-провайдеров. Мы гордимся той производительностью, которой посредством своей открытой сети мы достигли с сотнями наших партнеров по всему миру.
 
Фактически, Netflix имеет взаимовыгодные отношения почти со всеми интернет-провайдерами на каждом рынке своего присутствия. Но в меньшей мере это касается крупнейшего провайдера США — компании Comcast, которая старается стать даже еще больше посредством присоединения к Time Warner Cable.
 
Netflix согласился платить Comcast’у за прямое соединение, чтобы инвертировать своим пользователям снижение качества сервиса в сети Comcast. Эти пользователи имели дело с низким качеством стриминга потому что Comcast позволил своим транзитным интернет-провайдерам, таким как Level3, XO, Cogent и Tata, "засорить" каналы связи, тем самым замедлив доставку кино и ТВ-шоу клиентам Netflix.
 
Для такой контент-компании как Netflix плата за интернет-соединение такому интернет-провайдеру как Comcast — это не то же самое, что плата за интернет-транзит. Транзитные сети, как те же Level3, XO, Cogent и Tata, выполняют две важные вещи: 1) они доставляют трафик на длинные расстояния, и 2) они обеспечивают доступ к каждой сети глобального интернета. А когда Netflix присоединяется непосредственно к сети Comcast, Comcast не предоставляет ни одну из услуг, обычно обеспечиваемых транзитными сетями.
 
 
Comcast не переносит трафик Netflix на большие расстояния. Netflix сам берет на себя все затраты и выполняет транспортную функцию, за которую он раньше платил транзитным провайдерам. Netflix присоединяется к Comcast в локациях по всей территории США, и предложил Comcast’у установить столько соединений, сколько тот пожелает. Так что Netflix перемещает контент Netflix на длинные расстояния, а не Comcast.
 
И при этом Comcast не соединяет Netflix с другими сетями. По факту, Netflix не может достичь других сетей через сеть Comcast. 
 
По всем этим причинам Netflix имеет прямое соединение со многими интернет-провайдерами здесь в США и по всему миру без какой-либо платы. 
 
Суммируя, получается, что Comcast берет плату с Netflix не за сервис транзита трафика, а за доступ к своим клиентам. И причем Comcast также берет плату со своих пользователей за доступ к таким контентным интернет-провайдерам как Netflix. Таким образом Comcast совершает двойное погружение, заставляя платить и пользователей и контент-провайдеров за доступ друг к другу.
 
Да, определенно есть конкуренция между транзитными провайдерами и сетями CDN, которые транспортируют и локализуют данные по всем сетям. Но даже наиболее конкурентоспособный транзитный рынок не может гарантировать достаточный доступ к сети Comcast. И вот почему чтобы достичь пользователей CDN и транзитные провайдеры должны в конечном итоге обратиться к завершающему эту цепочку интернет-провайдеру, такому как Comcast, который не сталкивается ни с какой конкуренцией. Проще говоря, есть только один и единственный путь, чтобы добраться до абонентов Comcast на последней миле — это Comcast".