ТВ молдавского розлива

Взгляд на последние данные Национального бюро статистики Республики Молдова вроде бы не оставляет платному телевидению много шансов. Официально средняя зарплата в стране составляет примерно 4 тысячи местных лей, то есть в районе 10 тысяч рублей или 210 евро. При взгляде на эту цифру кажется, что в республике должны царствовать эфирный сигнал, отлавливаемый на гвоздь или проволочку, аналоговые телевизоры типа “Рубин” образца прошлого века и пиратство, пиратство, пиратство. Взгляд же более пристальный обнаружит разительно иную картину: оптоволокно, “цифру” и широко шагающее по стране предложение “три в одном” — телефон, интернет и больше семидесяти ТВ-каналов в минимальном пакете. Молдавское платное телевидение — как местное вино: разнообразное, дешевое, качественное, вкусное и практически всюду, от столицы до самых окраинных сел. Давайте разбираться, как и за счет чего.
 
Начнем с того, что официальная средняя зарплата — цифра лукавая, а молдаване — народ работящий. Нет работы в своей стране — едут в другие: Россию, Италию, Румынию, Францию, Германию. Согласно статистике Всемирного банка, за границей на сегодняшний день работают от 700 тысяч до 1 миллиона молдаван. За их счет ежемесячный доход республиканских домохозяйств (их тоже около миллиона) оценивается уже в 700-900 евро. Более того, именно молдавские гастарбайтеры стали на рубеже веков движущей силой бурного развития местного кабельного ТВ.
 
Как рассказывают молдавские кабельщики, страна долгое время развивалась по принципу “одно село — один оператор”. Приехавшие с иноземных заработков с 20-30 тысячами долларов “налички” в кармане думали, во что вложить средства, недолго. Обнаруживали, что вполне пристойные кабельные сети в наличии даже в глухих деревнях, запускали пакеты каналов по цене 3-4 доллара в месяц с мизерным ARPU и уезжали обратно на заработки, оставив на телехозяйстве жену, кума или тестя. В чужое село не лезли — там операторствовали другие такие же. В итоге еще лет 5 назад в Молдове насчитывалось более 180 операторов КТВ, которые общими усилиями и перевели страну с “гвоздиков” и “проволочек” на весьма конкурентное рыночное поле PayTV. Конечно, не рынок это был — больше похоже на муравейник. Дальше — больше. То есть меньше.
 
Лучше меньше да лучше
 
Примерно с 2009 года в стране начали активно прокладывать “оптику”. Против сельских кабельщиков на рынок вышли солидные игроки — Sun Communications, первым, еще в декабре 2007 году предложивший молдаванам цифровое вещание, Moldtelecom, Starnet, AMT и другие тяжеловесы. Ни у одного из которых, скажем специально, не было ни государственной поддержки (за исключением "Молдтелекома"), ни льгот и преференций на рынке. Конкурентная среда сохранилась, просто борьба за абонента (к его радости) перешла на новый уровень. Село за селом, не говоря уже о столичном Кишиневе или Бельцах, втором по размеру городе республики, стали сдаваться “большим ребятам” под натиском Triple Play — предложению телефонии, интернета и телевидения “в одном флаконе”: за “трипл” просили от $5 в месяц. За такие деньги перед быстрым интернетом — до 100 мегабит — смогли устоять немногие консерваторы.
 
В итоге сегодня услуги кабельного телевидения в стране предоставляет 81 оператор. И ни у одного нет подавляющего преимущества над остальными. По данным Национального агентства по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий (НАРЭКИТ), около 36% рынка держит Sun Communications, 17 с лишним процентов очень активно развивающийся, особенно в сельской местности Moldtelecom, около 7% AMT, больше 5 процентов амбициозный Starnet. Остальные 77 операторов делят оставшуюся треть рынка, оценивающуюся примерно в 300-350  тысяч домохозяйств. Наступление на “маленьких” продолжается — они или сдаются без боя, уходя с рынка, или сбиваются в стаи. Примером тому может служить объединение 10-ти операторов в компанию “NORDGRUP — TV”, а также ещё 7-ми операторов в компанию VEB-TV. 
 
Начальник департамента экспертизы и лицензирования Координационного совета по телевидению и радио (КСТР) Виктор Пулбере, например, считает, что основное преимущество Moldtelecom и подобных ему компаний не столько в цифровых технологиях, сколько в охвате, который постоянно увеличивается. По данным КСТР, если в позапрошлом году кабель был подведен к 300 населенным пунктам страны, то сейчас Moldtelecom имеет доступ к более чем 1100 населенным пунктам.
 
В Молдавии вслед за активным развитием одного оператора следует не стагнация остальных, а резкое повышение конкуренции, мотивирующая лучше работать другие компании. “Раньше рынок телекоммуникаций был четко разделен. Телеоператоры — один сегмент, интернет-провайдеры — другой, операторы телефонии — третий. Сейчас все три сферы смешиваются и объединяются, происходит конвергенция услуг, — говорит Аркадий Майкан, директор Megan-TV. — Еще несколько лет назад операторы кабельного телевидения были довольны 30–40 каналами, которые они предлагали абонентам. Сейчас им, чтобы выжить и развиваться, нужно добавлять не только десятки новых каналов, но и интернет-услуги”. Кстати сказать, большая часть пользователей интернета в Молдавии — 49,6% — работает не на ADSL, как можно было ожидать, а на оптоволокне.
 
Спутник почти не виден
 
По логике развития конкуренции на поле, где расцветают все цветы, свой немалого размера огород обязано иметь и телевидение спутниковое. Потому как для его развития, если верить учебникам, имеются в Молдове очевидные предпосылки. И преобладание сельского населения (около 2 млн) над городским (1,5 млн), и близость к Румынии, где спутник “рулит” и язык которой отличается от молдавского вполне символически. Тем не менее, DTH-оператор в стране всего один, называется FocusSat и держит долю рынка платного ТВ Молдовы, едва превышающую 2,5%.
 
Причин тому несколько и все специфические. Первая и главная — бурное конкурентное развитие “кабеля”. Причина вторая — русский в стране понимают около 90% населения: им “кабель” и адресует свои ТВ-услуги, в которых чуть ли не треть пакетов занимают каналы из России. Спутниковый же оператор может предложить в основном каналы на румынском. Практически все из них — вот неприятность — платные и в FTP не представлены. Таким образом, DTH-оператор в Молдове вынужден ориентироваться на небольшую по численности группу румыноязычных пользователей, что FocusSat и делает. Предлагает 27 молдавских и румынских каналов в экономичном пакете за 50 лей в месяц (около 120 рублей) и 36 в семейном за 80 лей (около 200 рублей). Ну и, конечно, затраты на запуск и поддержание спутникового вещания никто не отменял — на технику, на программирование. ARPU мизерное, конкуренция с кабелем адовая, пользователь привередливый и быстрого интернета хочет... Тут не до развития, тут бы уцелеть одному оператору, не говоря уже о втором, которому на рынке места нет и не предвидится.
 
“Дело идет к тому, что лет через 15–20 к порогу каждого дома будет подходить оптоволоконный кабель. В нем будет все: доступ к любой информации, библиотекам, фонотекам, телевидению, ресурсам интернет”, — такой прогноз дает Виктор Пулбере. 17 июня 2015 года — последняя дата эфирного аналогового телевидения в Молдове. После этого дня все телевидение в стране станет цифровым.
 
Буря в стакане
 
Пo данным НАРЭКИТ, на 1 апреля этого года из общего количества абонентов услуг платного телевидения 76% были абонентами сетей кабельного ТВ, а 20,3% — сетей IP-телевидения. Это же агентство: только в 2011 году объем инвестиций в аудиовизуальные сети году вырос аж на 81,3%. Говоря простым языком, частные деньги очень динамично идут в современную инфраструктуру, позволяющую на нее “навешивать” самые современные услуги.
 
Если еще пару лет назад IP-телевидение развивалось в основном в двух больших городах республики, Кишиневе и Бельцах, то сейчас Moldtelecom и StarNet с этой услугой вышли и на село, где активно ведут продажи, сдерживаемые лишь традиционной молдавской бережливостью. Молдова — не Москва, где вполне работоспособные телеаппараты можно найти чуть ли не в каждом дворе рядом с мусорными баками. Старые телевизоры тут не выбрасывают, а продолжают смотреть: нехай машинка работает, пока не сломается. На начало 2011 года, по статистике НАРЭКИТа , в Молдове около 70% домохозяйств продолжали пользоваться аналоговым телевидением, при этом конечно, во многих таких семьях были уже и современные цифровые аппараты.
 
С развитием IPTV связан и редкий для Молдовы скандал — небольшой и, как и все остальное в этой стране, уютный. Случился он в этом году с компанией StarNet, которую несколько малых компаний, предоставляющих услуги доступа к телевещанию, обвинили в недобросовестной конкуренции. А именно, в трансляции для своих IP-клиентов телеканалов без соблюдения авторских прав. В стране, где телепиратство стремится к нулю и где рынок в целом живет по цивилизованным правилам, это смотрелось экзотично.
 
Впрочем, точка в этой исторнии ещё не поставлена. Во-первых, нелегальную трансляцию пока доказать не удалось. Во-вторых, StarNet с привлечением законодательной базы, настаивает на том, что IP-вещание вообще не подлежит лицензированию. В третьих, даже если прецедент и существует что, безусловно, является “ложкой дегтя” для цивилизованного Молдавского рынка платного ТВ, речь может идти всего об одной — максимум двух тысячах абонентов пока не самого распространенного в республике сервиса по просмотру ТВ на ПК с помощью VLC-проигрывателя.
 
Что же касается еще одной известной “продвинутой” услуги, то классических OTT-платформ пока в Молдове не наблюдается. Видно, и то с недавних пор, лишь его отдаленное подобие, называемое SunLive и продвигаемое, как можно догадаться, самым крупным кабельным оператором, Sun Communications. Доступна технология лишь на компьютерах и мобильных устройствах и лишь клиентам, покупающим у компании быстрый интернет-доступ.
 
Три ТВ-грации
 
Пакетируют в Молдове без российской широты по принципу “кто больше”, но вдумчиво, пытаясь в любом пакете соблюсти соотношение “цена — качество”. При этом цена должна быть минимальна, чтобы пользователя не отпугнуть, а даже в самом младшем пакете обязаны присутствовать три группы каналов. Первая — каналы местные (ими, кроме молдавских, считаются соседские румынские). Вторая — адаптированные российские (это когда основной “материнский” контент дополняется молдавскими новостями и рекламой). Третья — конечно же, европейско-американские бренды.
 
За числом операторы особенно не гонятся, соблюдая каждый свою политику. Главное — уже описанную схему соблюсти. Младший пакет от компании Moldtelecom, сейчас в основном ориентированной на сельского жителя — 43 канала. Базовый от лидирующего в городах Sun Communications — 90. Цены при этом варьируются от 120 до 200 рублей в месяц при море разливанном дополнительных тематических пакетов, включая 5-10 каналов HDTV. За них ежемесячно просят 140-160 рублей, и не без успеха.
 
Все телегруппы, кстати, используют в Молдове свою схему расчетов с операторами. Международные — Discovery, Eurosport, Euronews, National Geographic и им подобные — устанавливают оплату за одного абонента, руководствуясь при этом отчетами провайдеров и используя минимальные гарантии. Discovery, например, просит 15 центов с человека, Eurosport — 13 центов, National Geographic — 12 центов, а Euronews, раньше предоставлявший сигнал бесплатно — 6 центов.
 
Местные каналы действуют по бизнес-модели, ориентированной на рекламные доходы. Соответственно и предоставляют сигнал условно бесплатно или бесплатно. Аналогично действуют и российские каналы. У них в Молдове свои дистрибуторы, которые, зная ситуацию изнутри, устанавливают для операторов фиксированные платежи.
 
Два мира — два эфира
 
На закуску несколько слов о ситуации в мятежном Приднестровье, где телевидение смотрят и тоже иногда за него платят. Там оператор практически один, IDC, входящий в самый крупный холдинг Приднестровья “Шериф” и занимающий, как у “большого брата”, чуть ли не 90-95% рынка. Оценка это неофициальная, данная несколькими кишиневскими экспертами, но на правду похожая. За час поиска в интернете следов конкурентов обнаружить не удалось. 
 
Равно похоже на правду и то, что уровень пиратства в непризнанном государстве со столицей в Тирасполе несравним со скромным молдавским. Интересно, что IDC, предлагая пользователям за 60 рублей в месяц более 100 “ведущих каналов отечественного (российского, украинского, белорусского, молдавского) и зарубежного (европейского) производства”, нигде эти каналы официально не перечисляет — раздел “телеканалы” на сайте IDC просто отсутствует...