Ultra HD: быть или не быть

Ultra HD сейчас — такая же распространенная тема, как и OTT. Редакция "Кабельщика" решила узнать — как к этому формату относятся операторы и вещатели, как оценивают его текущее положение и перспективы и ставили ли уже собственные UHD-эксперименты?
 
 
Оксана Данцер, кабельный оператор "Данцер", Нижневартовск
"Ultra HD или 4К канал мы давно брали и ставили в тест. Технически у нас с этим форматом проблем нет — сеть позволяет, все работает. Хотя вот самостоятельно "пощупать" этот телеканал мне не удалось.
 
Абонентов проинформировали и через некоторое время опрашивали — понимали, что они, говоря формату Ultra HD "да", на самом деле не всегда могут видеть данный телеканал. Ну, некоторые фактически не пробовали его даже включить, полагаясь на то, что их ТВ приемник "крутой", а когда мы во время опроса настаивали на техническом включении, выяснялось, что их приемники не позволяют этот канал увидеть — звук есть, картинки нет. Таким образом, мы убедились, что канал видит очень мало абонентов. При этом он занимает целую частоту, да и стоимость имеется.
 
В связи с этим мы временно отказались от канала Ultra HD в своей сетке, но, возможно, вернемся к нему, когда возьмем сразу пакет телеканалов 4К, когда откажемся от аналога. И когда приемников, поддерживающих этот формат, станет достаточно. Ну и когда в формате 4К будут вещать Первый канал, Россия 1 и другие смотрибельные людьми телеканалы. Сразу же возьмем, не задумываясь! Особенно если попадется классный продажник, который продаст их нам :)
 
В общем, все зависит от заинтересованности, спроса и цены — технических проблем нет".
 
 
Александр Васильев, компания Lanta, Тамбов
"Планов нет, так как нет спроса от абонентов на такое качество контента.
 
Мы технически готовы абонентам дать через наши Smart TV приложения доступ к Ultra HD контенту. Да и IPTV приставки тоже есть с поддержкой этого формата. Так что с технической стороны проблем не видим.
 
Но пока Ultra HD получается, как тот Неуловимый Джо — неуловимый, потому что не ловит его никто".
 
Пресс-служба телеком-оператора "Дом.ru"
"Формат сверхвысокой четкости Ultra HD — это качественно новый стандарт телевидения. Технология будет развиваться, для этого есть все предпосылки. И мы планируем начать работу в этом направлении, как только выйдет достойный телеконтент в формате Ultra HD в достаточном объеме, например, спортивной или фильмовой тематики, а также клиентская база окажется готова технически.
 
Развитие направления будет зависеть от многих факторов (скорость распространения телевизоров с поддержкой Ultra HD, контентное предложение, инфраструктура сетей операторов) и активности представителей разных индустрий (производители контента, вендоры, операторы и т.п.). Мы готовы поддержать тренд, как только увидим, что рынок к этому готов".
 
Елена Ячменникова, директор по развитию и управлению бизнес-процессами ГК "Орион"
"Наши спутниковые емкости и технологическая платформа позволяют осуществлять трансляцию каналов стандарта Ultra HD, равно как и трансляцию в формате HEVC, но в данный момент у нас нет планов включать их в пакеты. Вещание в этом формате сегодня недоступно большинству жителей России, для приема необходимо абонентское оборудование, поддерживающее Ultra HD. Кроме того, в течение всего года операторы, обсуждая стандарт Ultra HD, сходились во мнении, что экономически это не обосновано: расходы высокие, доходов нет. Аналогичная ситуация наблюдалась с появлением в Российской Федерации HD формата — несмотря на большие ожидания, он не превратился в ключевое преимущество для потребителей. В итоге ряд компаний, включая "Орион", разместили HD каналы в базовых пакетах, но они не становятся драйвером продаж. К сожалению, есть основания полагать, что и в случае с Ultra HD произойдет то же самое.
 
Для российского потребителя сегодня важнее иметь качественный набор каналов разных жанров: первые места в списке зрительских предпочтений занимают фильмовые каналы, сериалы, спортивные, детские и познавательные. Перспективным направлением развития является мультисредовость, синергия телевизионного и вещания в интернете. Опыт рынков платного ТВ развитых стран это подтверждает".
 
Вероника Десятая, кабельная компания "Инко",
"Мы пока не рассматриваем запуск Ultra HD или 4К на своих сетях. Мы присутствуем в очень маленьких городах — Котово (23 тыс. человек), Кашире (44 тыс.), Озёрах (25 тыс.), средний возраст наших абонентов в этих городах 40 лет и старше. Даже нашу открытую "цифру" смотрит очень маленький процент населения — знаем это, поскольку в абонентском отделе периодически запускаем анкету для уточнения, что смотрят наши абоненты. Запросы от абонентов на каналы такого формата и вовсе не поступают.
 
При этом стоимость Ultra HD каналов в закупке высокая — ставить в открытом виде невыгодно, а для закрытия решение выходит дорого.
 
Для того чтобы смотреть каналы в этих форматах, нужно иметь современный телевизор, а этот предмет интерьера мы меняем, если он "умер". Я недавно изучила рейтинг и цены на телевизоры 4K Ultra HD 33–50 дюймов — последние составляют от 35 тыс. до 90 тыс. рублей. (Ну почему не придумают телевизоры с обновлением — как смартфоны?!)
 
Так что Ultra HD сегодня — как машины представительского класса: дорого по цене, а используют единицы".
 
Александр Ельников, кабельные компании "ТелекомТюмень" и "Метросеть", Тюмень
"По теме 4К мы порешали конкретно на площадке "ТелекомТюмень" — спасибо компании "Первый ТВЧ", которая обратилась к нам с просьбой протестировать цепочку вещатель—абонент для этого формата (каналы Insight и Ultra HD). Могу сказать, что сейчас тема не имеет реализации ни в "ТелекомТюмени", ни в "Метросети" по простой причине дороговизны подписки. Кроме того, пока нет возможности заведения в а-ля карт, да и массового потребителя формата нет.
 
Если формализовать выводы и свести их в таблицу, получится следующее:
— смотреть Ultra HD могут пока единицы абонентов (при этом следует учитывать, что ожидания абонентов по возможности просмотра возрастают год от года в связи с обновлением парка ТВ и STB);
— пока есть единицы доступных легальных каналов-предложений в формате 4К;
— технически принят легальный канал со спутника, с доставкой проблем нет, хотя недешево;
— нет проблем с конвертацией его в сети КТВ и IPTV;
— цена канала высока (40 руб./абонент), выручит только а-ля карт;
— это скорее "фишка", как ранее объемное ТВ в формате 3D.
 
Но перспективы формата очевидны, так что ждем парада планет — приемлемых предложений от каналов и заинтересованного потребителя. Иначе это не по бизнесу".
 
Алексей Назаров, советник президента по развитию бизнеса на массовом рынке АО "Компания ТрансТелеКом"
"Перспективы развития Ultra HD рынок сегодня оценивает как невысокие. Но пренебрегать этим направлением развития технологий было бы неразумно, так как в ближайшие два-три года ожидаются маркетинговые усилия производителей телевизоров и рост массового производства соответствующего контента. Учитывая подобные тренды, мы готовим к запуску UHDTV-ready OTT платформу, что позволит с минимальными затратами соответствовать тенденциям рынка".
 
Алексей Прохоров, директор дирекции коммуникаций "НТВ-Плюс"
"Телевидение Ultra HD пока остается нишевым продуктом. Развитие сдерживается небольшим объемом контента, менее 1% от всех существующих каналов, его дороговизной, а также невысоким уровнем проникновения телевизоров 4К, которое составляет, по разным оценкам, от 1,5 до 6%. Кроме того, подъем на платформу каналов в формате Ultra HD требует значительных спутниковых емкостей.
 
Тем не менее это передовая технология, которая будет завоевывать рынок. И первыми тут станут спутниковые операторы, потому что быстрый интернет, достаточный для просмотра Ultra HD контента, еще нескоро окажется доступен массовому зрителю IPTV: средняя скорость загрузки данных в регионах колеблется от 4 до 19 Мбит/с при необходимых 25 Мбит/с.
 
У "НТВ-Плюс" есть возможность начать вещание в формате Ultra HD. Еще год назад компания успешно организовала тестовое вещание канала 4К. Но старт коммерческой эксплуатации будет зависеть от экономической привлекательности проекта".
 
От редакции. Комментарии для этого материала брались пару месяцев назад, за это время компания "НТВ-Плюс" уже успела запустить несколько 4K-каналов в коммерческую эксплуатацию. Подробнее можно почитать тут.
 
Николай Орлов, генеральный директор компании "Первый ТВЧ"
"Я бы говорил, скорее, не о развитии формата 4К, а о его популяризации. С технической точки зрения формат 4К достаточно развит, профессиональному сообществу уже понятны пути его дальнейшего развития. Наша телекомпания видит свою задачу в популяризации формата 4К на рынке России и стран бывшего СССР. Роль популяризаторов формата 4К для широких масс телезрителей, безусловно, исполняют в основном производители телевизоров. Мы видим свою задачу в популяризации этого формата в профессиональном сообществе операторов платного ТВ. В принципе, за более чем год дистрибуции канала Insight UHD мы достигли некоторых значимых результатов. Практически все крупные и средние операторы платного ТВ обсуждают с нами включение этого канала в свои сети, несколько десятков операторов протестировали прием и распространение нашего канала по своим сетям. Мы подписали несколько действующих контрактов с операторами на ретрансляцию канала Insight UHD, в том числе с крупнейшим российским спутниковым оператором "Триколор ТВ". Из последних официальных запусков конца 2016 года можно назвать оператора "Космос ТВ" из Минска. Основной сдерживающий фактор развития услуги 4К для операторов — внедрение сет-топ-боксов этого формата у абонентов. Это требует от оператора серьезных инвестиций, что очень непросто в сегодняшней экономической ситуации. Тем не менее практически все наши основные клиенты-операторы верят в эту технологию и последовательно движутся к ее внедрению".

По-моему, о развитии надо будет говорить не когда кто-то из федералов выйдет в 4K, а когда как минимум 6 крупных вещателей, а не мелких игроков, запустят каналы в 4K. Это я про таких игроков как Discovery, Viasat, Sony, Fox. Конечно, если крупный игрок будет российским, то это комбо позволит развиться быстрее. Запуск Матч 4K ускорит развитие UHD даже больше, чем запуск Eurosport 4K. Когда-то на развитие HD больше повлиял не Eurosport HD, а Спорт-1 HD, который был полным антиподом HD Спорта по цене. Федералы же вышли уже когда было даже поздно, и их начали воспринимать чуть ли не как "тормозов".

Интересная мысль.
Хотите развернуто написать об этом в авторской колонке?