Унификация бизнеса - практика ГК "Акадо"

В этом году ГК "Акадо" намерена уделить повышенное внимание своим региональным активам, и, в частности, унифицировать бизнес всех телеком-структур. О подробностях этого процесса "Кабельщик" поговорил с Виталием Клишиным, первым вице-президентом группы.

Кабельщик: Судя по последним сообщениям, ГК "Акадо" планирует унифицировать свой телеком-бизнес, для чего приступает к активному процессу интеграции региональных подразделений. Почему это решено начать делать сейчас? Какие к этому были предпосылки? И вообще, первая ли это попытка по единению бизнеса или раньше тоже что-то предпринималось?
 
Виталий Клишин: Интеграция компании необходима в целях предоставления единого сервиса высокого качества. Унификация бизнеса — сегодняшний тренд телекоммуникационного рынка. Этот путь развития прошли все крупные операторы. Раньше у нас не было задачи единого управления активами, но сейчас такой момент настал. Теперь принятие всех важных решений по деятельности компании в регионах проходит через Советы директоров в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, и Наблюдательный совет в Минске, которые я возглавляю. Это сделано в целях оперативного управления региональными операционными компаниями нашего телекоммуникационного холдинга, эффективной реализации принятых решений, а также более грамотного инвестирования и сокращения операционных затрат. 
 
К.: В настоящий момент у ГК "Акадо" три региональных единицы — это "Акадо-Екатеринбург", "Акадо-Нева" и "Космос ТВ" в Беларуси. Унифицировать со столичным филиалом планируется бизнес всех трех структур? И вообще, на чей опыт вы рассчитываете ориентироваться в этом процессе и почему?
 
В.Клишин: В Беларуси мы внедряем наш опыт работы с учетом специфики местного рынка. Однако объединение этой компании в Группу не представляется целесообразным, так как минская компания находится в другом государстве, в котором свои законы и своя правовая база. Кроме того, у нас нет контрольного пакета акции "Космос ТВ". Надо отметить, что речь не идет о создании филиалов. Тем не менее, есть какие-то вещи, которые должны соблюдаться без исключения на всех рынках. Допустим, маржинальность у нас должна быть на уровне не ниже 40%.
Что касается опыта, то мы ориентируемся на таких крупных игроков телекоммуникационного рынка как Virgin, Сomcast. 
 
К.: К чему в итоге сводится стратегия по унификации телеком-бизнеса группы и когда вы планируете приступить к активной фазе ее реализации?
 
В.Клишин: Мы уже унифицировали услугу телевидения — ее состав единообразен во всех регионах присутствия Группы. Так как работа с телеканалами ведется централизовано, наши абоненты в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге получают услугу цифрового телевидения одинаковую по контенту и качеству. Надо отметить, что "АКАДО Телеком" первым ввел тематическое пакетирование каналов, что не только эффективно с финансовой точки зрения, но и очень удобно для абонентов. 
 
Что касается услуги ШПД, то ее специфика зависит от используемых интернет-технологий в каждом отдельно взятом регионе. Естественно, мы учитываем потребности наших клиентов. И сегодня можем предложить самым взыскательным абонентам интернет-скорость 110 Мбит/сек. 
 
К.: Насколько сильно сейчас отличается бизнес региональных подразделений от бизнеса "Акадо Телеком"? Можете ли вы выделить характерные особенности каждого из телеком-филиалов ГК?
 
В.Клишин: В регионах активно развивается направление b2c, в Москве — b2b и b2g. Дело в том, что бизнес нашей компании изначально ориентировался на клиентов b2b и b2g. Впоследствии мы стали развивать свою деятельность путем приобретения региональных активов. И сейчас в городах присутствия мы внедряем услуги для абонентов b2b и b2g сектора, с которыми активно сотрудничаем. Но эти услуги пока занимают малую долю в объеме их выручки. Тем не менее у них есть большой потенциал роста. 
 
Если говорить о характерных особенностях, то они зависят от того, с какими исходными данными к нам присоединился тот или иной актив. Ведь все операторы, входящие в Группу компаний "АКАДО", были когда-то куплены. Даже "АКАДО-Телеком" — это проект, сложившийся из некогда приобретенных и затем объединенных в единое целое компаний. 
 
Естественно, все наши активы имели собственные особенности построения сети. То есть, кто-то строил сети используя технологию Ethernet, кто-то — DOCSIS, кто-то гибридные технологии. По этой причине в регионах у нас несколько разнится перечень предоставляемых услуг, поскольку мы сталкиваемся с нюансами технических возможностей на той или иной сети. Взять, к примеру, Екатеринбург. Сегодня там активно модернизируются сети под цифровое телевидение. Однако, в тех районах, где мы считаем нецелесообразным прокладывать коаксиальный кабель, останется услуга IPTV.
 
 
К.: Планируется ли и далее менять команду топ-менеджеров для достижения поставленной цели?
 
В.Клишин: Успех компании целиком зависит от людей, которые в ней работают. У нас уже сформирована профессиональная команда менеджеров, которая эффективно выполняет поставленные перед ней цели и задачи. Поэтому нет смысла что-то менять. 
 
К.: Интеграция региональных компаний будет происходить только за счет существующих структурных единиц группы, или у ГК "Акадо" есть планы по покупке других компаний? Возможно, вам стратегически интересны и другие рынки, не только Москва, Питер, Екатеринбург и Беларусь?
 
В.Клишин: В Москве мы намерены закрепить лидирующие позиции по ЦТВ, увеличить количество интернет-абонентов в Москве и области, есть несколько вариантов расширения клиентской базы по услуге "Антенна АКАДО". Что касается региональной экспансии, то наша стратегия предусматривает развитие в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Уровень ARPU в этих городах достаточно высок, нам выгодно инвестировать в продвижение услуг АКАДО на этих рынках. Особенно это относится к Екатеринбургу, где наша компания активно сотрудничает с другими бизнесами, входящими в Группу компаний "Ренова". 
 
Выход же в новый регион требует детальной проработки — это отдельный большой проект. И хотя мы внимательно изучаем ситуацию на рынке, мы не будем совершать никаких сделок только для того, чтобы сообщить о выходе в новый регион. 
 
Вообще, цели выйти во все регионы России у нас нет, главная наша цель — это поднятие маржинальности бизнеса. Тем не менее, у нас постоянно ведутся работы по мониторингу телеком-активов, плюс периодически к нам обращаются с предложением купить чей-то бизнес. Мы анализируем такие предложения, основываясь на стоимости актива, его состоянии, соответствии нашей идеологии развития, а также возможности договориться с акционерами. В случае, если по всем параметрам нас какая-то компания устроит, мы, конечно же, можем ее приобрести. 
 
К.: Президент ГК "Акадо" Виктор Кореш заявил, что в будущем планируется внедрять "единые стандарты качества" и "новые технологии фиксированного интернет-доступа и цифрового телевидения". О чем именно идет речь?
 
В.Клишин: Речь идет о повышении SLA за счет формирования единых бизнес-процессов. Надо отметить, что деятельность нашей компании по улучшению клиентского сервиса в прошлом году в очередной раз доказала свою эффективность: в августе мы успешно прошли инспекционный контроль системы менеджмента качества "Интерэкомс". А годом ранее Система менеджмента качества оператора получила сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ГОСТ ISO 9001-2011) в части предоставления услуг связи и обслуживания абонентов. Существенное снижение отрицательных отзывов наших клиентов в отношении компании подтверждается и данными оценками NPS (Net Promoter Score): отсутствие или редкость возникновения аварий и сбоев подключения, высокая скорость передачи данных. 
 
Что касается новых технологий фиксированного интернет-доступа и цифрового телевидения, то речь идет об интернет-технологии Ethernet, которая применятся нами в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, и запуске интерактивной гибридной платформы — DVB-C+OTT, которая позволит нам предоставлять услуги интерактивного ТВ, в том числе в регионах. Пока я не могу раскрыть подробностей данного проекта, но могу сказать, что он станет своего рода развитием нашей идеи по OTT-платформе, и что запуск ее в коммерческую эксплуатацию ориентировочно мы планируем на начало следующего года.
 
К.: Как вам видится единый набор услуг для абонентов "Акадо" как в столице, так и в регионах присутствия, о котором говорил Виктор Кореш? Какой минимум в нем обязательно должен присутствовать?
 
В.Клишин: Наша цель — создание комплексных услуг, например "высокоскоростной интернет+телевидение (double play) или "интернет+телевидение+телефония" (triple play) на базе современных технологий. И такие предложения у нас уже есть. Что касается дополнительных опций к базовым пакетам, о которых я сказал выше, то это может быть услуга ЦОД для клиентов b2b или, например, сервис "умный дом" для абонентов b2c. 
 
К.: Как компания планирует реализовывать поставленную задачу с точки зрения обслуживания клиентов?
 
В.Клишин: В прошлом году мы завершили работы по созданию единого call-центра для абонентов Москвы и Санкт-Петербурга. То же самое мы планируем сделать и для клиентов Екатеринбурга. 
 
К.: Унификация телеком-бизнеса коснется только b2c-направления или также затронет и b2b?
 
В.Клишин: Все зависит от требований рынка. В любом случае все те лучшие практики, которые у нас есть в Москве в секторе b2b, мы будем использовать и в регионах нашего присутствия. 
 
К.: Как вы относитесь к инициативе коллег из "Акадо-Екатеринбург" обязать застройщиков прокладывать телекоммуникационную инфраструктуру на этапе строительства. Нет ли у "Акадо Телеком" интереса в реализации подобного опыта и на столичном рынке? В чем здесь могут быть плюсы и минусы? Ну и вообще, какие наработки региональных филиалов вы планируете учитывать и внедрять на всей базе ГК (если планируете)?
 
В.Клишин: Мы поддерживаем инициативу наших коллег, так как это не только создаст удобства для абонентов, но и будет способствовать развитию конкуренции на телекоммуникационном рынке, о чем не раз заявляло Правительство. Сейчас многие операторы сталкиваются с неправомерной деятельностью ряда управляющих компаний, которые создают преференции определенным провайдерам. Последние, пользуясь своим привилегированным положением, формируют тарифные предложения и пакеты услуг, выгодные прежде всего им, а не абонентам. Это создает нездоровую ситуацию на рынке услуг связи и мешает развитию конкуренции. 
 
Надо сказать, что несколько лет назад в недрах Минкомсвязи был другой законопроект по данному направлению, только касался он недискриминационного доступа не к жилому фонду, а к ресурсам, то есть каналам связи, канализации. Это была интересная инициатива, которая, к сожалению, сошла на нет.
 
Ведь какую картину мы сегодня наблюдаем? В Москве у нас монополист на канализацию — МГТС, в области — "Ростелеком". Чтобы зайти в кабельные канализации этих компаний, нужно приложить серьезные усилия. При этом каждый год они поднимают тарифы, что вызывает вопросы — что же они там делают, что в этой канализации происходит?
 
В этом вопросе, на мой взгляд, нужна руководящая роль Минкомсвязи, ФАС или иного органа, который бы упорядочил доступ всех игроков рынка к подобным ресурсам.
 
Ну а по поводу второго вопроса — опыта региональных компаний, то нам, например, кажется очень интересным проект екатеринбургских коллег, которые запустили услугу видеонаблюдения в детских садах. Есть успешные наработки и для клиентов мелкого и среднего бизнеса. Вполне возможно, что эти предложения мы представим нашим столичным абонентам.
 
К.: Спасибо!
 
Беседовала Дарья Бояринова