Юридическая консультация: закон о субтитрировании эфира

В конце октября президент РФ Владимир Путин подписал закон об увеличении количества телепрограмм с субтитрами для граждан - инвалидов по слуху до 5% от общего объема вещания в неделю. С вопросом о том, что это значит для лицензиатов-вещателей, каковы должны быть их действия в дальнейшем и каковы будут санкции за неисполнение требования о субтитрировании эфира, мы обратились к эксперту – руководителю юридической службы телеканала Е TV и нашему постоянному автору Алексею Малышеву.

Комментарий

Относительно Федерального закона от 30.10.2018 г. № 380-ФЗ моя позиция заключается в следующем.  Сама по себе идея предоставления людям, с ограниченными возможностями к звуковому восприятию информации, более полного доступа к телевизионным передачам, вещь хорошая и правильная. К сожалению, её реализация, как это часто бывает, оставляет желать лучшего.

Изменения в ст. 31 Закона о СМИ в том виде, в котором они приняты сейчас не дают оснований считать, что изложенные в п. 5 требования касаются только телеканалов определенной категории, будь то эфирные телеканалы или общеобязательные, платные или бесплатные. Из буквального толкования смысла нормы следует, что требования касаются лицензиатов-вещателей абсолютно всех телеканалов, без каких-либо уточнений. Указанная позиция подтверждается также следующими документами (доступны по ссылке):

- пояснительной запиской к законопроекту, из которой не следует, что требования должны касаться каких-то определенных групп телеканалов;

- заключением Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов. В нём утверждается, что принятие законопроекта позволит расширить перечень субтитрируемых телеканалов, но не указывается, что норма должна распространяться на ограниченный круг телеканалов;

- заключением Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, который не усмотрел необходимости в каких-либо существенных изменениях предложенной в проекте формулировки. Напротив, в заключении сказано, что у вещателей и соискателей лицензии есть целый год для приведения деятельности в соответствие с новой нормой.

Таким образом, представляется, что, если в течение 2019 года в закон не будут внесены изменения или уточнения, ограничивающие сферу применения данной нормы, с 1 января 2020 года все телеканалы в России должны будут соблюдать новое лицензионное требование под угрозой привлечения к административной ответственности. Неясно, правда, как это требование будут реализовывать телеканалы с музыкальной или, скажем, эротической тематикой.

Может возникнуть вопрос, почему часть 9 ст. 31 дополнена пунктом 5, а не пунктом 4: ведь в действующей редакции Закона лишь три пункта. Ответ на него содержится в заключении правового управления. В нём указано, в Госдуме на рассмотрении находится ещё один проект федерального закона, дополняющий ч. 9 ст. 31 Закона о СМИ пунктом 4. Таким образом, нумерация пунктов не следствие невнимательности, а заблаговременная попытка устранить возможную путаницу.