Законопроекты Зотова. Очередное одобрение

Сегодня в первой половине дня Совет Федерации собрался, чтобы обсудить порядка 100 вопросов, в числе которых значились и нашумевшие законопроекты Игоря Зотова, вносящие изменения в закон "О рекламе". Надо сказать, что Совфед, в принципе, не был обязан их рассматривать, но документы все же были внесены в повестку дня, и сегодня состоялось достаточно бурное их обсуждение.
 
Больше всего негодования в верхней палате вызвал законопроект, предлагающий вернуть пиво на российские экраны. Хотя по главному отраслевому законопроекту тоже были нарекания. Например, Сергей Лисовский, член СФ, представитель от Курганской области, в ответ на заявления, что новый закон поможет защитить права пользователей и оградить их от двойной оплаты за услугу платного ТВ, заявил, что "зачастую плата за тот или иной канал (а как правило, это плата не за один канал, а за целый пакет) оплачивает только расходы на его распространение. Поэтому, конечно, мы на сегодняшний день мы обедняем наши телевизионные каналы и сужаем возможность потребителя получить тот или иной качественный канал, и конечно ограничиваем конкуренцию и сужаем действия того рынка, о котором мы говорим. Я предлагаю отклонить этот закон".
 
На защиту платного ТВ встал и другой "совфедовец" - Антон Беляков. "Я не понимаю, почему мы каждый раз боремся за создание рыночной экономики в стране и каждый раз в нее вмешиваемся. Какое отношение к защите прав потребителя имеет невозможность давать потребителю право смотреть рекламу. Я уже не говорю о защите прав инвесторов. То есть человек, исходя из действующего законодательства, вложил свои деньги, купил оборудование, получил право вещать на той или иной частоте или вошел в кабель, вышел на спутник. Он посчитал рентабельность свою, предположил, что сможет вернуть себе деньги с учетом подписки, с учетом рекламы за такой-то период. И вдруг депутат Зотов вносит законопроект о том, что теперь те, кто посчитал рентабельность своего бизнеса, больше не могут брать рекламу. Я уж не говорю о том, что для огромной части России эфирного вещания вообще нет, они только кабельно-спутниковые каналы и могут смотреть,  - поделился чиновник своими мыслями во время выступления. - Я не понимаю, почему мы постоянно вмешиваемся в предпринимательскую деятельность и какое отношение к этому имеет парламент, и предлагаю все-таки начать строить рыночную экономику и законопроект этот отклонить".
 
Несмотря на все "но", 118 человек из Совета Федерации проголосовало за законопроект, 12 высказались против и 15 человек воздержались. Таким образом большинством (89,4%), документ Зотова был одобрен.
 
Вслед за запретом рекламы состоялось бурное обсуждение возврата пива в период с 2015 по 2018 года. Против этого законопроекта вновь выстпил Антон Беляков, который парировал выступление представителя правительства, заявившего, что принять данный документ его вынуждают обязательства пере FIFA.
 
"Правительство сейчас пытается ввести нас в заблуждение, я поясню почему. У FIFA существует трехуровневая система финансирования. Первый уровень — самый высокий. Это шесть партнеров, которые имеют самый высокий уровень кооперации с FIFA. Второй уровень — это спонсоры, которые имеют право на доступ к рынкам, на которых проходят мероприятия, и в том числе к медийным ресурсам. И третий уровень — это компании, поддерживающие FIFA на национальном уровне, - рассказал Беляков. - Вся дискуссия, состоявшаяся вокруг этого законопроекта, была вызвана из-за одной только компании — Anheuser-Busch, владельца пивной компании Budweiser, которая продает в России пиво под брендом Bud. Она входит в высший уровень финансирования, то есть является одним из шести основных спонсоров FIFA. Эта компания действительно на основании контракта с FIFA имеет право на трансляции в период Чемпионата мира, на основании статьи 18 (пункта 1 статьи 18 ФЗ-108 от 7 июня 2013 года, — примечание редакции) она начинает работать "в период с наступления даты за один месяц перед датой проведения соответствующего спортивного соревнования до наступления даты, следующей после даты финального матча, а также в период с наступления даты за два дня перед датой предварительной или финальной жеребьевки до наступления даты, следующей после даты окончания соответствующей жеребьевки" и далее по тексту. 
 
То есть мы с вами должны были разрешить показывать рекламу пива одной компании и на несколько месяцев. Почему сейчас мы с вами открываем рынок всем пивоварам за четыре года. Какое отношение все остальные производители мира имеют к Чемпионату мира? Никакого! Я очень хочу понять, если честно (жаль здесь нет представителя следственного комитета), кому собственно говоря, занесли?".
 
Не будем лишний раз вдаваться в детали обсуждения Совфедом данного законопроекта, а скажем лишь, что и он, и законопроект, предлагающий снять для седдеров медиа-рекламы порог в 35% от национального или регионального размещения, были приняты большинством голосов Совета Федерации.
 
Собственно, о том, что их примут, заговорили еще вчера, когда в СМИ появилась цитата спикера Совфеда Валентины Матвиенко в отношении одного из законопроектиов, а именно, касающегося запрета рекламы на платных каналах. В своей речи она заявила, что трансляция рекламы на платных каналах нарушает права потребителей. 
 
"Гражданин, который внес плату за просмотр и право получать телеканал, хочет смотреть продукт, а не рекламу... Знаете, как раньше было — покупаешь банку шпрот, а тебе в нагрузку — морскую капусту. Здесь примерно так же получается — ты заплатил деньги за просмотр, но, не спросив тебя, в дополнение дают рекламу", — сказала Матвиенко.
 
Кроме того, по мнению спикера, реклама на платных телеканалах ставит телекомпании в неравные условия.
 
"Здесь есть коллизия: общероссийские федеральные каналы, они обеспечивают свою деятельность в основном за счет рекламы, в то же время есть платные каналы, которые получают абонентскую плату и доходы от рекламы. Телевизионные компании ставятся в неравные условия", — отметила Матвиенко.
 
Масла в огонь подлила и распространившаяся 7 июля новость, что и Минкомсвязи поддерживает законопроект. В интервью телеканалу "Дождь" замминистра связи Алексей Волин рассказал, что "те законы о рекламе, которые были приняты в Государственной думе, обсуждались индустрией примерно на протяжении целого года. Подавляющее большинство представителей крупных каналов, региональных каналов и многих кабельщиков поддерживают подобного рода идею и говорили о том, что необходимо ввести две чистые модели существования телевидения. Что должна быть чистая модель телевидения, которое существует от рекламы, и должна быть чистая модель телевидения, которое существует от подписки. В конечном итоге, исходя из этих разговоров и практических позиций подавляющего большинства индустрии, которая и определяет сегодня в нашей стране телевизионный рынок, депутаты Государственной думы разработали и приняли такого рода закон. На законопроект были получены в рабочем порядке мнения профильных ведомств. Подавляющее большинство министерств и ведомств в целом поддержало подход к этой идее. Единственное — были определенные замечания в отношении формулировок, которые содержались в законе. Но я думаю, что в процессе принятия законных актов те замечания, что были к закону предъявлены, можно будет поправить и избежать их. Мы получили запрос от правительства по поводу того, что думает министерство связи. Мы направили ответ в правительство. Я думаю, что в том числе могла быть проинформирована Государственная дума. В нашем официальном ответе содержалась поддержка концепции закона и были предложения доработать часть юридических формулировок".
 
После этого высказывания "Кабельщик" связался с пресс-службой Минкомсвязи, чтобы уточнить некоторые моменты. В частности, какие именно доработки в законопроект Зотова предложило внести министерство. "Речь касалась точного определения бесплатных каналов. Сейчас мы изучили Закон и исходим из того, что реклама разрешена на каналах, имеющих эфирную лицензию", - пояснил "Кабельщику" замминистра связи Алексей Волин. 
 
Надо сказать, что даже с такой трактовкой остается открытым вопрос, будет ли работать схема, вводимая новым законопроектом, если территорией эфирного распространения у телеканала в лицензии прописан, скажем, 1 регион, а кабельное вещание по всей стране. Если да, то это значит, что всем неэфирным телеканалам в срочном порядке надо "разобрать" оставшиеся (или освобождающиеся по мере развития цифровизации) эфирные частоты в регионах, и продолжить работать в прежнем режиме на территории России. Этот вопрос мы адресовали в Минкомсвязи и в настоящий момент ждем ответа на него.
 
Также мы поинтересовались - знают ли в ведомстве о многочисленных письмах, которые пишут представители отрасли в Госдуму, Совет Федерации и даже на имя Президента РФ, и может ли отрасль рассчитывать на возможность обсуждения с чиновниками законопроектов Зотова и выработки совместных рекомендаций по поводу их доработки?
 
"Минкомсвязи о всех обращениях знает, но законодательная власть у нас независима. Позиция министерства простая — мы будем выполнять принятый закон. А его применение точно будем обсуждать с отраслью. И как работать на рынке тоже готовы обсуждать. И уже обсуждаем. Отдельные представители каждый день приходят к нам. В целом, направление движения правильное. Особо это важно для региональных эфирных каналов", - прокомментировал Волин.
 
Также он сообщил, что общается на эту тему с отраслевыми ассоциациями. "Мы уже провели встречу с руководством АКТР и будем общаться дальше. Диалог у нас идет непрерывный".
 
Добавим, что вслед за открытым письмом телеканалов в Госдуму последовало такое же письмо в адрес Совета Федерации, которое, к сожалению, нкакого эффекта в итоге не возымело. Не исключено, что за вторым совместным письмом от каналов последует и третье - в адрес Президента. Но по нашим данным, в отрасли уже сомневаются в какой-либо реакции со стороны законотворцев на данные действия, и что скорее всего, законопроекты полностью одобрят, а "допиливать" их будут уже в осеннюю сессию. 
 
На фоне очередного одобрения поправок к закону "О рекламе" в отрасли с новой силой вспыхнули разговоры, касающиеся выгодоприобретателя от готовящихся нововведений. Если раньше ими назывались федеральные эфирные каналы и крупнейший медиа-селлер, то теперь к их числу присоединился и гендиректор "Газпром-Медиа" Михаил Лесин. Причем высказываются совершенно разные версии - как о выгоде от рекламы, так и о желании заполучить контроль над спутниковым оператором "Триколор ТВ" или, как минимум, снизить его позиции на рынке платного ТВ. Эту теорию сегодня опубликовал на своем сайте телеканал "Дождь". "Как предположили источники "Дождя" в телевизионной отрасли, с помощью поправок структуры, близкие к Михаилу Лесину и администрации президента, хотят сильно снизить стоимость компании "Триколор ТВ", которая в случае вступления в силу поправок лишится большей части доходов из-за того, что закроется половина существующих кабельных каналов. И после этого купить контрольный пакет крупнейшего спутникового оператора России, - говорится в сообщении телеканала. - Дело в том, что уже в 2015-ом году Россия должна полностью отказаться от классического аналогового вещания. Но технически сделать это — невозможною. Все сроки перехода на цифру сорваны. Оборудование для приема сигнала, которым нужно обеспечить каждую квартиру — не то, что не поставлено в регионы, но даже и не произведено. Заполучить контроль над компанией "Триколор" — единственная возможность перейти на цифру".
 
"Кабельщик" запросил комментарий у "Триколора" - что оператор думает по этому поводу, имеет ли право на жизнь озвученная теория? "Безусловно, внесение поправки в закон негативно скажется на текущей рентабельности некоторых телеканалов, приведет к пересмотру моделей монетизации. Но, при этом, не стоит забывать о том, что крупные каналы, имеющие большую финансовую устойчивость, так называемые мейджоры, имеют высокие шансы остаться на рынке. Качество предоставляемого ими контента позволит сохранить высокую востребованность услуги. Кроме того, нельзя исключать, что каналы будут проводить поиск дополнительных способов монетизации не всегда связанных с лицензионными платежами. Необходимо отметить, что изменения на рынке производства и поставки контента затронет всех операторов платного телевидения", - заявила пресс-служба оператора.
 
Также нам прокомментировали слухи о возможной покупке оператора. "Вопросы покупки или продажи бизнеса находятся в компетенции акционеров, поэтому каким-либо образом комментировать аспекты владения оператором не представляется возможным. Исключения составляют случаи появления информации, намеренно искажающей состав акционеров оператора. В частности, периодические возникающие в СМИ данные о принадлежности "Триколор ТВ" "Газпром Медиа" не соответствует действительности. Акционерами компании являются частные лица и "ВТБ Капитал"".
 
P.s.: согласно последним сообщениям СМИ, президент России Владимир Путин еще вечером 8 июля подписал все законопроекты, одобренные Госдумой и Советом Федерации в весеннюю сессию. Он занялся этим заранее, поскольку уезжает в длительную командировку по Латинской Америке, и согласно регламенту не может оставить подписание законопроектов на "потом". В пресс-службе администрации Президента РФ "Кабельщику" не смогли подтвердить, что документы Игоря Зотова попали в число "подписантов", и предложили следить за обновлением информации на сайте kremlin.ru, куда в ближайшее время выложат все подписанные главой страны документы.
 
 


""Гражданин, который внес плату за просмотр и право получать телеканал, хочет смотреть продукт, а не рекламу... Знаете, как раньше было — покупаешь банку шпрот, а тебе в нагрузку — морскую капусту. Здесь примерно так же получается — ты заплатил деньги за просмотр, но, не спросив тебя, в дополнение дают рекламу", — сказала Матвиенко" - именно так, абонент платит на телепрограммы канала, а не за просмотр памперсов и затычек на нём! Поправки правильные, хоть и запоздалые. Будь приняты они изначально, этот вой так называемых кабельщиков сейчас бы не стоял, и взаимоотношения вещатель-оператор-абонент были бы логичными и более честными. Сейчас же ломается "отработанная" система, а это болезненно для некоторых. Но так должно быть!

Хорс!Посмотрите внимательно текст выделенный жирным шрифтом!Теперь что изменится для такой обычной компании кабельного ТВ как наша с 01.01.2015.У нас есть собственный телеканал "Город",распространяется только в кабеле.Не только в нашей сети,но и МТС его берет.Существует естественно за счет продажи рекламы.С вступлением в силу этих поправок 32 человека потеряют работу,канал закроется.Эфирной лицензии нам не получить никогда,мы уже пробовали.Да и вспомните сколько это стоит.Дальше,еще в "социальном" пакете мы продаем рекламу на 5 каналах.У них тоже нет эфирной лицензии,на этом также ставим жирный крест,людей увольняем.Те местные рекламодатели которые размещались у нас, пойдут к "федералам" и будут платить им на порядок больше чем нам."Платные" каналы поднимут цены для операторов,мы вслед за ними увеличим цену для абонентов.При этом мы вряд ли получим бОльшую прибыль.Так неужели Вам не ясно кому это выгодно?и кто "занес"?Рискну назвать,максимальными выгодоприобретателями станут две компании продающие 100% рекламы на федеральных каналах.Это Вас так радует?

v.korneev, плюс ко всему, ваш зритель лишится телеканала с местным контентом. Аргументы в стиле: "Если канал нужен - за него будут платить" здесь просто не работают. Я знаю, сколько стоит содержание подобного канала (с поправкой на регион, естественно).
А местный рекламодатель к федералам не уйдет, у него просто денег таких нет. Он уйдет, скорее всего, в Интернет, в газеты, в наружку, может быть. Естественно, такая реклама менее эффективна, чем телевизионная, - так что бизнес от этого ничего не выиграет.

Аналогия со шпротами в корне неверна. Применительно к закону о рекламе это выглядело бы как: "Я плачУ за шпроты, а мне в нагрузку дают еще железную банку, в которую они упакованы, бумажную этикетку, да еще в стоимость входит, оказывается, торговая наценка! Мне нужны только шпроты! Это нарушение моих прав потребителя!"