80-20 по-канадски

Анна Ноун 17.07.2018

В январе 2016 года в России вступил в силу Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации». В частности, данный закон ввел в России правило 80-20 для всех СМИ, то есть СМИ обязали принадлежать минимум на 80% или российскому гражданину, или российскому юрлицу, которое, в свою очередь, должно принадлежать на 100% российскому гражданину или гражданам.

Народ из отрасли, конечно же, начал возмущаться, но нам вежливо объяснили, что никакого попирательства демократии и свободы рынка здесь нет, "в Канаде так давно, и ничего, демократично вполне". В частности, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Брод заявил, что "меры по ограничению участия иностранного капитала в российских СМИ соотносятся с практикой зарубежных стран (Канада, Австралия, США и др.)". 

Так как именно Канада звучала как пример чаще всего, мы попытались разобраться именно в их системе. Это заняло много времени, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Как же устроены канадские 80-20, давайте посмотрим:

В Канаде любой телеканал, принадлежащий собственникам из любой страны с иностранным контентом, в том числе из России (Russia Today тому прекрасное тому подтверждение ), может спокойно зарегистрироваться в списке разрешенных зарубежных каналов (list of non-Canadian programming services and stations authorized fordistribution), которым управляет местный регулятор CRTC, и работать в свое удовольствие. Никаких свидетельств СМИ, редакций в Канаде и лицензий ему не нужно, в отличие от России. Более того, существует еще и упрощенная процедура запуска канала в Канаде при условии, что суммарная абонентская база канала в Канаде не превысит 210 000 абонентов, и 15% программного наполнения канала будет состоять из контента, произведенного в Канаде.

А дальше начинается вообще "сказка"! Если канал хочет продавать рекламу в Канаде, то он действительно должен "отдаться" на 80% канадцу, а также соблюдать определенные требования по наличию канадского контента в программе передач. Но! Он не просто получает при этом возможность продавать рекламу. Он - что самое главное для канала, для канадского производителя и для канадского рынка - получает доступ к различным субсидиям на производство канадского контента. В Канаде, оказывается, есть несколько медийных фондов, самый известный из которых называется Canada Media Fund. Он создан для поддержки местного производителя и содержится на государственные субсидии. По ряду программ фонд покрывает до 75% расходов на производство канадского контента в размере до 1,2 млн канадских долларов.

В 2015 году CRTC ввел облегченные требования по количеству канадского контента, снизив его до 35% от всего объема контента. То есть, канал должен быть на 80% местным и состоять на 35% из местного контента, чтобы продавать рекламу и получить финансирование.

Получается приблизительно такое соотношение между российским и канадским рынками:

  Канада Россия
Для работы на рынке необходимо быть "местным" на сколько-нибудь процентов нет Да
Для продажи рекламы необходимо быть на 80% местным и иметь 35% процентов местного контента быть местным, иметь или эфирную частоту (даже для кабельного канала), или местный контент на 75 %
Для получения гранта на местное производство необходимо быть местным на 80%, т.е. иметь лицензию от CRTC в принципе невозможно

 

Получается, что в Канаде сделано все, чтобы, с одной стороны, максимально открыть рынок для любых игроков из любых стран и стимулировать рыночную экономику и конкуренцию, а с другой - стимулировать свои и зарубежные каналы производить контент в Канаде. У нас, похоже, ситуация противоположная.

Стимулирование производства собственного контента очень относительное – "вы производите контент сами за свой счет, потом сами крутитесь, продавайте рекламу, и Бог вам в помощь, наша помощь вам заключается в том, что мы вам не запретим продавать рекламу"

А открытость, рыночная экономика и инвестиции – ну, давайте подумаем, кто захочет инвестировать в рынок, на котором тебе твоя компания не принадлежит? Ответ простой – никто. Иностранные телеканалы в итоге "задвинули" Россию на последнее место по инвестициям и работают по принципу "ну, пока платят, мы с вами поработаем, а перестанете, уйдем".

Может, сделаем модель как в Канаде, если она так воодушевила наших законотворцев? 

 

Читайте также:

Закон о зарубежном финансировании российских СМИ принят в трех чтениях

СМИ должны отчитаться РКН об иностранном финансировании до 10 июля

Более 2,7 тысяч российских СМИ соблюдают закон об иностранном участии

Об авторе

Анна Ноун