Депо бетонных паровозов

Алексей Амелькин 14.02.2017
Рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер вспоминал: "Когда Геринг узнал, что мы собираемся увеличить производство паровозов, он пригласил меня в Каринхалл и совершенно серьезно предложил делать их из бетона, так как мы, дескать, не располагаем достаточными запасами стали. По его словам, бетонные паровозы будут, правда, быстрее изнашиваться, поэтому требуется лишь изготавливать их как можно больше. Разумеется, Геринг не знал, как конкретно наладить их производство, зато на протяжении нескольких месяцев с маниакальным упорством цеплялся за эту безумную идею, ради которой он вынудил меня бессмысленно потратить два часа на поездку к нему на автомобиле и еще два часа на ожидание в приемной".
 
Прочитав обо всем этом, я подумал, что законодательство в области связи (и, кстати, не только в нашей отрасли) все больше напоминает мне те самые бетонные паровозы. И эти машины на паровом ходу с завидной регулярностью поставляют нам наши законодательные органы каждое лето. Очередной такой паровоз, причем на сей раз просто гигантский, в июле 2016 года нам поставили в виде "пакета Яровой". Паровоз чуть поменьше — это 21-я кнопка регионального телеканала. Законодатель даже уже не делает вид, что с отраслью надо советоваться: эти законы приняты полностью вопреки мнению операторов связи, хотя мнение представителей эфирных СМИ почти никогда не остается без внимания.
 
Нередко слышу о том, что нам не стоит заниматься политикой, но, господа, мы давно в политике. Как известно, СМИ — четвертая власть, а связисты — это те, кто доставляет электронные СМИ до потребителя (о бумажных можно уже и забыть), и мы никак не можем быть вне политики: власть хочет контролировать не только СМИ, но и доставку. Я никого не призываю заниматься политической деятельностью, но и закрывать глаза на то, что мы как по кабельному телевидению, так и по услугам доступа в сеть интернет зависим от политики, тоже нельзя.
 
Обязательные мультиплексы, 20 телеканалов, "кнопки телеканалов", привилегированное положение ФГУП РТРС — тоже политические решения, даже несмотря на то, что кто-то явно пытается на этом заработать, потому что вне нашей внутренней политической ситуации эти законы вряд ли были бы приняты: очень удобно оправдывать необходимость подобных решений борьбой с "цифровым неравенством" или с экстремизмом. Я думаю, людям были бы гораздо важнее дороги, школы и больницы, чем некое мифическое неравенство, преодоление которого можно было бы возложить на коммерческие организации, просто предоставив им некие льготы при постройке сетей и работе там, где это не очень выгодно. Заодно бы они и бюджеты налогами пополняли. Но вместо этого ФГУП РТРС превратили в очередного монополиста, который может своими действиями оказывать влияние на отрасль, чем оно не преминуло воспользоваться. Почему-то именно понимание руководителей и юристов этого ФГУП о том, что "зона обслуживания" оператора связи — это то же самое, что территория, указанная в лицензии, принято теперь в отрасли, с чем мирно согласилось даже АКТР, а операторы потянулись исправлять лицензии. И плевать на то, что в Правилах оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 785 от 22.12.2006, термин "зона обслуживания" определен довольно точно, но более забавно, что РТРС после замены лицензий все равно придется многим операторам выдать "отказные письма". Вопрос о том, почему без замены лицензии ФГУП не может пойти навстречу этим же операторам, повисает в воздухе. Неужто теперь уже и за счет госпошлин приказано пополнять бюджет?
 
Два эфирных мультиплекса нанесли удар по отрасли больше, чем любые другие решения. Собственно говоря, это и предполагалось: жители регионов очень часто стали отказываться от услуг кабельных и спутниковых операторов, так как "...мне и 20 каналов" достаточно. В условиях сокращения доходов это для них более чем оправданный шаг.
 
Однако не стоит думать, что подобные паровозы нам поставляет только государство. Мы, участники отрасли, и сами не прочь придумать что-нибудь эдакое: операторы и телеканалы вместе поучаствовали в демпинге и приучили абонентов к дешевизне услуг; многие телеканалы, причем с западными корнями, подались в советскую систему торговли с нагрузкой; в ответ операторы, кто покрупнее, напрягают "условно бесплатные" и местные телеканалы заплатить за услуги связи вполне конкретные суммы, что во многом оправдывает в глазах телеканалов и второй мультиплекс, и "кпопки", и уж тем более муниципальную 21-ю. Список можно продолжать.
 
Отсутствие скоординированной объединенности в отрасли между всеми ее участниками, неумение и нежелание решать общие проблемы совместными усилиями — уже притча во языцех. Это порождает невозможность выступления отрасли как единой силы против некомпетентности и откровенного наплевательства со стороны государственных органов на интересы как отдельных операторов, так и отрасли связи в целом.
 
И знаете, что замечательно? Из бетона паровоз теоретически можно сделать, во всяком случае частично — вот, говорят, морские суда даже умудрялись сооружать. Только тонули они тоже очень быстро, поэтому депо бетонных паровозов вряд ли поможет двигаться вперед, и пока нам всем вместе остается разве что неверно попыхивать на запасном пути, больше напоминающем паровозное кладбище.

Об авторе

Алексей Амелькин
Президент Ассоциации операторов кабельного телевидения "Макател"