Инфраструктура под сети связи: текущие и будущие проблемы и способы их решения

Дмитрий Галушко 09.06.2023

Совет Федерации 7 июня одобрил законопроект об установлении административной ответственности за необеспечение оператором связи реализации требований СОРМ, в том числе хранения трафика пользователей. После вступления закона в силу, с 1 января 2024 года операторы связи должны будут заплатить за неустановку СОРМ штраф, который составит от одной тысячной до трех сотых от годовой выручки, но не менее 1 млн рублей. То есть после нового года оператор начнет жить в других условиях. И дело не только в миллионном штрафе. Ведь теперь даже не получится договориться с Роскомнадзором, поскольку протоколы будет напрямую выписывать ФСБ. То есть вначале вызывать к себе, а дальше идти в мировой суд. Соответственно, когда мировой судья увидит протокол, подписанный ФСБ, он будет реагировать довольно однозначно. Приведу пример: бывали случаи, когда за "Антифрод" штрафовали сразу двух операторов: одного, который  пропустил по сети подменный номер, и второго, который взял уже подменный номер, не зная об этом. Просто протоколы по "Антифроду" делает прокуратура, а судьи не очень хотят разбираться в таких случаях. 

А с 1 января 2024 года все станет намного жестче. Ужесточится процедура вызова на протокол. Ведь раньше, если мы не получили уведомление по почте или не отправляли подтверждение, что получили уведомление на электронную почту, и в итоге проходил срок давности – 3 месяца. А уже с 1 января уведомления будут проходить через портал госуслуг в  личный кабинет юрлица. И подтверждения уже не потребуется. И это касается не только связи, это закон о госконтроле. Если до 1 января можно было отказаться, то уже в январе будет нельзя,  юрлицу будет необходимо иметь личный кабинет на госуслугах. 

Еще один большой вопрос – как ФСБ будет выписывать протоколы. Я знаком с ситуацией в Ростовской области, когда на оператора связи составили протокол за неисполнение обязанностей по реализации СОРМ. Но протокол был составлен на него, как на владельца технологической сети связи, владельца автономной системы, коим он не является – он оператор связи. И статья, которую ему вменяют (там штраф от 300 тыс. руб.), на него не распространяется. Его наказывать должны по другой статье, где штраф составляет 100-200 тыс. рублей, а в первый раз вообще 4 тыс. руб. И у них была пачка подобных протоколов. По моим сведениям в Ростовской обл., грядут массовые наказания операторов за то, чем они не являются. 

Еще один немаловажный вопрос – методические рекомендации ФАС по установлению тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которые привели к росту этих тарифов. Мы от имени Ассоциации малых операторов  уже обращались к главе Минцифры с просьбой прояснить нам  методические рекомендации ФАС от 18 мая 2023 года и расшифровать термин "точка доступа". Нам ответили, что это технологический термин, поэтому ФАС не может давать определение такого понятия.  Также в министерстве пояснили, что владелец инфраструктуры вправе дифференцировать тарифы на предоставление доступа к ней в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сетей электросвязи или ее отдельных элементов. Получается, что владельцы инфраструктуры по-прежнему могут устанавливать тарифы, приняв за точку доступа каждый кабель или крепление. Мы же будем и далее обсуждать способы взаимодействия с органами, как преодолевать эти методические рекомендации ФАС. 

Как жить и выживать оператору в этой новой реальности, мы поговорим на круглом столе "Инфраструктура под сети связи: текущие и будущие проблемы и способы их решения", который пройдет 21 июня в рамках мероприятия "Кабельщика"  #НЕФОРМАТ  (Московская область, отель яхт-клуб "Новый берег", 9 км от МКАД по Осташковскому шоссе).

Об авторе

Дмитрий Галушко
глава "ОрдерКом", президент Ассоциации малых операторов связи регионов (АМОР), к.ю.н