К вам едет Михалков

Алексей Бырдин 26.02.2015
Я пишу, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к вам едет Михалков. Недавно с легкой руки Никиты Сергеевича и РСП (Российского Союза Правообладателей) в наш лексикон вошли такие слова как "глобальная лицензия" или, как суть концепции перевели журналисты, — "налог на интернет". Признаюсь, сама идея введения каких-то новых налогов и сборов, претит мне просто как гражданину, но, увы, реализация этой концепции таит в себе риски для всех, кто занимается бизнесом на контенте. И не только в интернете.
 
Не прошло и месяца, как я окунулся с головой в проблематику онлайн-кинотеатров, возглавив их отраслевую ассоциацию. Не стану скрывать, что легализация пиратства (а введение "глобальной лицензии" означает именно это), напрямую бьет как раз по OTT, т. к. снимает всю ответственность за распространение нелегального контента в интернете. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что любой бизнес, связанный с контентом, будь ты VOD-сервис, вещатель или оператор, оказывается под ударом. Чтобы уважаемым читателям проще было воспринимать и примерять на себя мои "алармистские" тезисы, я разделил их на две части, но не поленитесь — прочтите все.
 
Для начала
Чтобы понять суть концепции "глобальной лицензии", нужно для начала перестать ее так именовать.
Во-первых, вопрос прав не может регулироваться парламентом, президентом или правительством одной конкретной страны на "глобальном" уровне. Более того, концепция РСП имеет неразрешимые противоречия с текущими международными обязательствами РФ в области защиты интеллектуальной собственности и авторских прав.
 
Во-вторых, лицензирование — действие, совершаемое правообладателем, а мы прекрасно понимаем, что РСП не имеет права выступать от имени всех авторов музыкального, аудиовизуального контента и книг, распоряжаться этими правами. Правообладатели уже не раз высказывались против принудительного делегирования управления их правами в пользу РСП.
 
То, во что может вылиться "глобальная лицензия" на самом деле, можно легко перечислить:
— легализация пиратства;
— обложение пользователей интернета (как ШПД, так и мобильного) парафискальным сбором путем включения суммы сбора в абонентские счета;
— мониторинг и учет интернет-трафика, возможно, даже с помощью ПО, устанавливаемого на конечное устройство пользователя;
— распределение средств, собранных с пользователей, среди правообладателей. Здесь есть широкое поле для спекуляций, т. к. речь идет о конгломерате взаимопроникающих ОКУПов (РАО, ВОИС и РСП), чья репутация вызывает у многих сомнение из-за отсутствия прозрачности и многочисленных судов по взысканию вознаграждений.
 
Иными словами, мы являемся свидетелями смелой попытки ввести цифровой коммунизм в отдельно взятом Рунете. Столь "элегантное" решение вопроса с вознаграждением авторов пренебрегает такими мелочами, как бизнес на контенте. При этом, если контентный или медиабизнес — крупная мировая индустрия, социальный лифт для авторов и заметная часть ВВП многих стран, то примеров успешной реализации утопических идей, подобных инициативе РСП, пока зафиксировано не было. Нигде и никогда.
 
Риски для операторов
1. Как торговать воздухом?
Взаимопроникновение сред ТВ и интернета заметно всем постоянным читателям "Кабельщика". Если в одной из сред (интернете) весь видеоконтент во всех своих формах перестает быть товаром и переходит в категорию условно-бесплатного "блага", то в смежной среде (ТВ) он продолжает быть товаром, ведь "глобальная лицензия" распространяется только на "информационно-телекоммуникационные сети". Представьте, что в интернете в легальном неограниченном доступе есть весь видеоконтент, который пожелает пользователь. А ваш ТВ-бизнес строится не только на услугах связи, но и на предоставлении (продаже) абонентам доступа к контенту (в форме телеканалов), не так ли?
 
2. Забудьте про собственные VOD-сервисы
Стоило ТВ-рынку разглядеть потенциал увеличения ARPU за счет VOD-сервисов, как РСП пытается выбить почву из-под ваших ног. В равной степени касается как собственных проектов операторов, так и агрегаторов, арендаторов "последней мили" вроде Moyo TV или "Смотрёшки". На платном доступе к бесплатному контенту заработать "глобальная лицензия" не даст.
 
3. Трафик вырастет в разы
Практически все известные мне операторы КТВ — мультисервисные, т. е. сегмент ШПД — значительная, часто большая, часть бизнеса. Насколько мне известно, растущая нагрузка на сети — существенная проблема интернет-провайдеров, которая решается только значительными вложениями в сетевую инфраструктуру.
 
Можно с уверенностью сказать, что при введении "глобальной лицензии" нагрузка на сети ШПД многократно вырастет, при этом рост потребления тяжелого трафика будет вызван несколькими факторами:
— весь контент в условиях "глобальной лицензии" — легален. Если легален фильм, то легальна и его копия в максимально хорошем качестве. Онлайн-стриминг, который сегодня доминирует над торрентами, будет тянуть уже не пожатые файлы, а HD, чей вес будет в 5-10 раз больше;
— в целом потреблять видеоконтент станут больше: качать впрок, смотреть то, что раньше надо было долго искать у пиратов или оплачивать в VOD-сервисах;
— фрод и накрутки. Как говорят сами авторы концепции "глобальной лицензии", их задача — ввести новую бизнес-модель. В основе этой новой бизнес-модели лежит прямая зависимость дохода авторов от объемов потребления, а по факту — количества зафиксированных "прокачек" их контента через сети. По оценке ряда экспертов, в т. ч. из Минкомсвязи, это открывает широчайшее поле для манипуляций. Механизмов накрутки очень много, вместо "скликивания баннеров" и других бот-нет активностей "глобальная лицензия" породит бизнес по накрутке просмотров конкретных фильмов и других роликов. Зомби-компьютеры, а хуже того — мобильные приложения — будут сжирать зеттабайты трафика ради того, чтобы какой-то хитрый правообладатель получил больший кусок из пирога в $1 млрд.
 
4. Проблемы с отчетностью
Процедура сбора денег в "фонд" предполагает, что операторы связи являются агентами, т. е. перечисляют на счет аккредитованного ОКУПа сумму, равную произведению абонентской базы на ставку платежа (те самые 25 рублей в месяц). Могу лишь предположить, что данная процедура доставит операторам связи лишнюю головную боль.
 
5. Раздражение абонентов и проблемы с повышением цен
Введя "налог на интернет", государство вряд ли сможет обосновать это широким массам, и именно вашим колл-центрам придется столкнуться с волной негодования абонентов, которые внезапно получат счета на 25 рублей больше. Если вы задумывали индексацию или повышение цен на свои услуги, внеплановый подъем цен из-за "авторского сбора" скорее всего не позволит вам это сделать.
 
6. Бонус
В качестве вишенки на этом горьком торте я хотел бы привести цитату из официальной стенограммы заседания Общественного совета при Минкультуры России 18 февраля 2015 года (ссылка на оригинал)
"Сафронов Е. А. (генеральный директор компании "Интермедиа", которая занимается PR/GR поддержкой концепции РСП, — прим. автора): "<...> А что касается 25 рублей, если бы меня спросили, я бы предложил операторам связи взять на себя эту небольшую сумму. Потому что при рентабельности в 25 — 40 процентов они вполне могут это сделать в своей рекламной акции.
Аплодисменты".
(конец цитаты)
 
Риски для телеканалов
1. Для всех контент — бесплатный, а для вас — нет
Стоит слегка повернуть первый тезис для операторов, и вы оцените угрозу в полной мере. Легализация всего контента в интернете буквально означает, что для интернет-бизнеса заработок на рекламе или сервисе вокруг контента исключает затраты на контент. Но в силу того, что "глобальная лицензия" распространяется только на интернет, соседняя среда этой участи минует. Т. е. для производства телеканалов закупать контент придется. Логики в этом мало, но инициаторов законопроекта это не будет волновать до тех пор, пока телеканальное сообщество не укажет на этот казус.
 
2. Выход из "глобальной лицензии" не спасает
Есть обоснованная версия, что в случае введения "глобальной лицензии", крупнейшие правообладатели выйдут из под ее действия (процедура такая в концепции предусмотрена). В таком случае картина несколько смягчается, т. к. вроде бы все остается как есть. Но что будет с пиратами в таком случае? Они перейдут из полной тени в полутень, упрощенная блокировка пиратских сайтов, которая должна вот-вот (с 1 мая 2015) заработать, будет опять осложнена тем, что пираты будут апеллировать к "легалайзу", затрудняя и затормаживая работу судов и надзорных органов.
 
3. И вы тоже забудьте про собственные VOD сервисы
Хотите продавать доступ к своему контенту онлайн или зарабатывать на рекламе на своей платформе? Напоминаю, что с попаданием в интернет, весь контент становится для пользователя бесплатным. Ваши права, ваш контент — более не защищен, и альтернативой вашей VOD-платформе может совершенно легально выступать любая группа ВКонтакте.
 
4. Затруднение продаж, падение CPS
Пристально наблюдая за рынком ТВ последние несколько лет и находясь продолжительное время на стороне одного крупного вещателя, я в целом неплохо представляю проблематику продаж каналов, аргументационную базу обеих сторон. "Глобальная лицензия" подрывает эксклюзивность любого телеканала, поскольку по умолчанию весь контент становится легально и без дополнительной платы доступен в Сети. 
 
Завтра, 27 февраля, в 10:00 в Общественной палате РФ состоится заседание рабочей группы по авторским правам, куда я иду защищать интересы онлайн-кинотеатров. Я пригласил к участию АКТР и НАТ, надеюсь, они придут. Но если с момента публикации этой колонки и до начала заседания я получу от кого-то из вас официальные письма с позицией ваших компаний, у меня будет возможность озвучить позицию участников рынка платного ТВ. Пишите на мой личный ящик: jackinovsky@gmail. com. Удачи всем нам.
 
Есть и еще один способ поддержать борьбу с "налогом на интернет", для этого можно задействовать ваши связи с абонентами и зрителями и призвать их проголосовать на сайте РОИ за инициативу по его отмене.

Об авторе

Алексей Бырдин
генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео"