Как мы импортозамещаем

Николай Орлов 27.04.2016

Что с экономической точки зрения целесообразно замещать?

Идея показа локального контента – это фактически единственная идея, позволяющая локальным игрокам бороться с глобальными. Например, местные региональные каналы имеют возможность бороться за телезрителей с федеральными российскими эфирными каналами только за счет показа местных новостей и программ о жизни региона. Такой контент всегда востребован, а возможность его показа федеральными телеканалами очень ограничена. Точно так же российские тематические каналы могут конкурировать с международными за счет своего национального контента. Никогда российские тематические каналы при существующих бизнес-моделях не смогут себе позволить таких бюджетов на контент, как крупнейшие международные медиагруппы. Хотя бы по той причине, что окупают они этот контент в России и странах бывшего СССР, а международные медиагруппы используют свои вложения в контент для вещания практически по всему миру. В любом ли случае работает это правило?

Этот вопрос мы будем рассматривать для части жанров тематических каналов – общеразвлекательных документальных и детских. Данные тематики выбраны потому, что каналы телекомпании "Первый ТВЧ" создаются именно в этих жанрах, а значит компетенции по ним у нас самые высокие.

Откуда берется контент для тематических телеканалов? Принципиально существуют три источника. Первый – покупка готового контента на открытом рынке. Подобный покупной контент обычно имеет следующее происхождение. Какой-то телеканал сделал или заказал для своих нужд какой-либо контент, показал его в своем эфире, а после этого начал продавать на него права на рынке. Практически не бывает такой ситуации, чтобы какая-то продакшн-студия изготовила контент за собственные средства, а потом стала пытаться его окупить продажами на открытом рынке. В том или ином виде обычно существует базовый ТВ-канал. Практика нашей работы  показывает, что по всем тематикам наших общеразвлекательных документальных каналов российского контента на рынке очень мало. Из всего объема покупок отечественный контент составляет не более 20–25%, а по ряду телеканалов даже меньше. Не секрет, что основной производитель контента в России – это крупнейшие федеральные эфирные телеканалы, но их контент в большинстве случаев, несмотря на очень высокое качество и существенные инвестиции в его производство, не подходит для тематических телеканалов. Как бы не были хороши программы "Голос" или "Танцы со звездами", на канале "Охотник и рыболов" или Animal Family HD показать их не представляется возможным, даже если бы такое право нам предоставили. Не подходит большинство программ федеральных телеканалов под нашу тематику, за некоторыми исключениями. По этой причине большая часть покупного контента у нас зарубежная. Да, природа этого контента некоторым образом вторична, но это не означает, что телезрители уже много раз видели его на каких-то других телеканалах. На некоторых каналах нашей телекомпании до 50% покупного зарубежного контента является российскими премьерами. Мы на этот контент делаем закадровое озвучивание на русском языке силами собственной студии, а когда она не справляется, привлекаем подрядчиков. В общем, практически по всем тематикам общеразвлекательных документальных каналов нашей телекомпании  история импортозамещения покупного контента работает очень плохо, даже не столько по экономическим причинам, сколько ввиду отсутствия предложения в необходимом объеме. 

Вследствие этого в значительной мере российский контент приходится заказывать отечественным продакшн-студиям или производить силами собственной. Практически весь этот контент является эксклюзивным, и премьеры проходят на наших телеканалах. Несмотря на то, что покупной зарубежный контент продолжает продаваться в долларах, а российское производство осталось в рублях и в лучшем случае отслеживает инфляцию, все равно эксклюзивное производство остается в разы дороже покупки прав на показ уже когда-то произведенного контента. Экономика работает против импортозамещения, но кризис и падение рубля немного исправили ситуацию, если вообще можно кризис рассматривать с этой точки зрения. В пересчете на доллары сегодня эксклюзивное производство заметно подешевело. Основная составляющая в телевизионном производстве – это фонд заработной платы, а рублевые зарплаты в кризис растут очень медленно.

У нас есть больше 10 российских продакшн-студий – партнеров из Москвы, Санкт-Петербурга и из регионов, которые отлично справляются с производством качественного контента для телеканалов о хобби, выдерживая при этом сравнительно невысокие бюджеты для телевизионного производства, поэтому общий процент российского контента на каналах "Охотник и рыболов", "Охотник и рыболов HD" и "Загородный" составляет 50–75. Если говорить о производстве эксклюзивного контента на заказ для каналов о природе и путешествиях, тут уже не удается уложиться в бюджеты программ о хобби. Стоимость такого продакшна заметно возрастает, поэтому, к примеру, программы о диких животных целесообразнее покупать у зарубежных студий. Съемочные группы ВВС уже давно отсняли всех экзотических животных в дальних странах. Никакого смысла посылать свою съемочную группу в эти страны нет. В результате на каналах группы "о природе и путешествиях" процент российского контента не превышает 10–20.

Детские телеканалы имеют свою отдельную специфику по наполнению контентом. Как ни странно, познавательных и развлекательных детских программ российского производства на рынке достаточно много, но этот жанр с точки зрения детской редакции имеет ограниченную востребованность у детской аудитории. В сетке детских телеканалов контент этого жанра можно использовать очень ограниченно. 

Значительно более востребованными являются художественные и анимационные полнометражные фильмы и сериалы. Этот контент делится на наследие СССР и современный российский. Детская редакция нашей телекомпании приняла решение не использовать историческое контентное наследие времен СССР. Да, конечно, у родителей, а тем более у бабушек и дедушек этот контент вызовет ностальгические чувства, и они его порекомендуют смотреть своим детям и внукам, но для современных детей он уже давно морально устарел и смотреть его они вряд ли будут. 

Что касается современного российского производства детских художественных игровых фильмов и сериалов, такое предложение на рынке практически отсутствует, поэтому без покупки прав на зарубежную продукцию в этом жанре никак не обойтись.

С российской анимацией дело обстоит несколько лучше. По оценкам экспертов рынка, общая библиотека полнометражных российских анимационных фильмов и сериалов, коммерчески интересных для показа на каналах ТВ, составляет примерно 300 часов. Ежегодное производство – еще около 30 часов такого контента. Это очень немного, с учетом того, что анимационные ТВ-премьеры обычно проходят на федеральных эфирных каналах, а потом полнометражная анимация и сериалы многократно повторяются на всех российских детских тематических каналах. Ну и не весь контент из этих 300 часов подходит нам по тематике. Детские телеканалы нашей телекомпании ориентированы преимущественно на младших и средних школьников, а значительная часть современной российской анимации предназначена для самых маленьких детей. Это тоже сильно сужает выбор. Тем не менее на детских каналах "Рыжий" и Ginger HD процент российского контента удается поддерживать на уровне 30–35.

Импортозамещение контента является важнейшим инструментом в конкурентной борьбе российских тематических каналов с зарубежными, но на настоящем этапе для большинства тематик без зарубежного контента для построения полноценного вещания не обойтись как по экономическим причинам, так и ввиду ограниченности предложения российского контента на рынке.

Об авторе

Николай Орлов
генеральный директор ЗАО "Первый ТВЧ", член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"

"Импортозамещение контента"... осторожно, двери закрываются, следующая остановка туркменское государственное телевидение и радио.
Если бы в наше время жили Илья Ильф и Евгений Петров, то они бы написали фельетоны на заданную тему ещё на сто лет вперёд.
Импортозамещение контента, самим не смешно?

Прочитав статью я понял, что следующая станция будет называться Altyn Asyr (I канал туркменского ТВ). Вы, Яна, одного не понимаете, что никак не получится вечно крутить советское кино, советские мультики, клуб кинопутешественников и прочий родной нам контент. За что тогда платить кабельной сети? За какие каналы? На радиостанции Маяк уже импортозамещена музыка. С западной переключили на советскую. Разве это хорошо? Может быть стоило англо-саксонскую заменить на польскую, румынскую или греческую, а не советскую.

Да, кстати, предложите ответственным за формирование пакетов ТВ-каналов транслировать туркменские, северокорейские, узбекские и таджикские каналы, пусть наши люди посмотрят как выглядит импортозамещение в сфере медиабизнеса на практике, а так только прекрасные разговоры о том, что вот, мы не будем покупать дорогие права на показ, откажемся от дорогих западных каналов, купим наше, оно подешевле, а качество то же самое.

Andrei, во-первых, лично я нигде не писала и не говорила о том, что российским контентом можно заменить все и поднять в принципе отрасль. Равно как и Николай об этом не говорил. Наоборот, он сказал, что на одном российском контенте далеко не уедешь.
Во-вторых, мы живем в условиях, когда не вольны делать некоторые вещи. Например, полностью отказаться от глупых идей а-ля Северная Корея, спускаемых сверху в качестве главного бизнес-ориентира. Если вы не в курсе, законодательные инициативы позапрошлого года стали весьма эффективным стимулом к наращиванию российской доли контента, пусть даже за счет снижения качества (далеко не всегда, кстати). Каналы вынуждены снижать долю закупаемого за рубежом контента, чтобы не лишиться права позаработать на рекламе и выжить в принципе. Я могу дальше развивать цепочку причинно-следственных связей, но не об этом сейчас.
Отрасль поставлена в известное положение, и вынуждена искать позитив в том, что имеет. И я лично очень рада, что есть люди, которые не падают духом, не закрывают бизнесы, а сочиняют для себя новые пути развития.
Бьют лапками, как та мышка (или лягушка) в сметане.

"Отрасль поставлена в известное положение, и вынуждена искать позитив в том, что имеет. И я лично очень рада, что есть люди, которые не падают духом, не закрывают бизнесы, а сочиняют для себя новые пути развития."
Чудесная наша особенность. Нам делают плохо, а мы крепчаем. Нормальный бизнесмен не может и не должен в таких условиях работать или же он не бизнесмен в правильном смысле этого слова, а так. Лучше побыстрее закрыться и посодействовать максимальному превращению нашего ТВ в туркменское или северокорейское. Хотели импортозамещения и прочих скреп? Получите, распишитесь. Пусть хороший контент будет дефицитом и за ним будут в очереди стоять, может дойдёт до уважаемых телезрителей, что здесь что-то не так. Ну, а, если не дойдёт, ну, до турмен тоже не доходит уже 24 года.

Andrei, мне лично импонирует ваше личное отношение к ситуации и беспокойство за происходящее с отраслью. Вы имеете на него полное право. Но вы не имеете права осуждать людей, которые дорожат своим бизнесом, и не сливают его в унитаз ради каких бы то ни было идеалов. Разве что вы сами сделали такой выбор - закрыли бизнес и уехали на Мадагаскар ожидать, когда ситуация изменится.

Так или иначе, это их выбор, и они стараются делать свою работу как можно лучше, несмотря на крепчающий маразм.

И, кстати, попробуйте посмотреть с другой стороны - посмотрите вокруг и подумайте, кто оценит эту жертву.