Кто виноват и что делать с кризисом монетизации?

Константин Груздев 03.02.2015
(Многие персонажи данного материала вымышленные, а совпадения случайны)
 
1. Наши сограждане за многие десятилетия в СССР привыкли к низкой, практически нулевой стоимости услуги эфирного телевидения. В те же легендарные годы часть населения нашей страны научилась доставлять его самостоятельно, в связи с недееспособностью антенных служб, относившихся к сфере бытовых услуг. Эфирные антенны из пивных банок, антенны из металлизированных прокладок двигателей внутреннего сгорания (видно, много сгорало), антенны из велосипедных колес в конце концов! Это факт — эфирное телевидение формировали региональные РТПЦ (связисты/радисты), а на "грешной земле" его продвигали мастера Дома быта — телеателье. Фактически телевидение в России изначально не было услугой связи. И конечно, оно не было коммерческим. А вот телефония была настоящей услугой связи, да еще и страшным дефицитом. Дисбаланс и парадокс. Парадокс в том, что через несколько лет услугу телефонии будут предлагать по сети КТВ (IP-телефония по наложенной СПД-Docsis), а телевидение, наоборот, по телефонной проводке — "лапше", по ADSL-технологии.
 
Здесь запоминаем: телефон/телеком — дефицит, телевидение — халява.
 
2. В золотые годы для развития отечественного классического кабельного ТВ, на мой взгляд это период 1999–2009 гг. (по показателям привлечения инвестиций), этот дисбаланс исправлен, хотя и с переменным успехом. Прежде всего, услугой кабельного телевидения занялись предприятия связи — телекомы. Это было и хорошо, и плохо. Хорошо, что телеком укрепил за услугой КТВ стандартные признаки услуги связи, в том числе ее платность. Плохо, что классические связисты так и не поняли до сих пор, что такое телевидение, его особенности, его отличие от телефонии и даже от передачи данных. И коренное непонимание большой доли руководства телекомов — это то, что услуга платного телевидения есть сфера действия сублицензионных соглашений, исполняя которые, операторы связи становятся вещателями.
 
Нет! Мы связисты. И главное наше всё — это наши услуги связи, наши провода и наши кабели!
 
Роскомнадзор, сам не понимая, чего хочет, несколько лет подряд требовал от оператора КТВ лицензии (может быть, хотел лицензионных соглашений?). А мы помним, что в те времена, и в течение многих лет подряд одному юридическому лицу — как вещателю, так и оператору связи — нельзя было получить больше двух вещательных лицензий. А тут еще РАО требовало платы за использование интеллектуальных прав. Круг непонимания дошел до абсурда. Операторы КТВ/IPTV держали при себе по два договора, по два фиговых листа — один на услугу связи, другой лицензионный. Одним прикрывались от Роскомнадзора, другим перед налоговой службой, оправдывая свои затраты. И в один известный момент сам руководитель Роскомнадзора, находясь под впечатлением от громкого дела в Уфе — 50 штрафов за трансляцию 50 телеканалов без лицензий (лицензионных соглашений или договоров — не важно, так как все едино, по сути) — сказал громко "Ша!"
 
"Лицензии — это прерогатива вещателей, а не операторов связи", — сказал.
 
А потом сказал: "Быстро, к первому марта, всем вещателям по списку, предоставить мне все лицензии на все территории!"
 
Вот так, телекомы убедили даже фискальные органы, и через них вещателей, что операторы КТВ/IPTV — всего лишь операторы связи. Таким образом отрасль КТВ скатывалась к той же телеантенне, то бишь услуге связи.
 
Может быть, лучше бы было, если бы телевидение развивали те же творческие люди из Министерства бытового обслуживания СССР? Это они ведь настраивали рояли и пианино.
 
Тем не менее те телекомы, где отрасли кабельного телевидения дали самостоятельность в управлении процессами (не мешали изнутри), выставили достойные ценники на услугу КТВ, в пределах 8—10—20 $. Сформировали на тот момент справедливую рыночную стоимость. Резкого подъема цены на услуги КТВ в этот период (1999–2009 гг.) не было, потому что:
а) соотношение затрат на контент и абонентской базы было примерно 1:8 (за 1 рубль затрат на контент связисты в среднем получали 8 рублей абонентской платы),
б) был непочатый край наращивания абонентской базы, и ручейки из десятков рублей за 1–2 года превращались в миллионные реки-потоки.
 
Как говорится, если само растет, зачем поливать?
 
Здесь итожим факт, что телекомы/операторы связи сами из-под себя выбили деятельность оператора платного телевидения (вещателя). Из-за желания остаться связистами навеки.
 
3. Большой Медный Телеком, наследник той самой длинной в мире телефонной "лапши", старт развития кабельного телевидения проспал и стал вынужденным апологетом услуги ШПД по ADSL. И в качестве бесплатного довеска к ШПД стал, пользуясь смутным регулированием, проталкивать бесплатное, подарочное IPTV. Годами тестировал, дарил приставки. Абоненты несли их обратно, потому что было плохое, нестабильное качество услуги IPTV по ADSL. Кто-то из первопроходимцев IPTV в России указал этому рынку на два момента/лазейки — первое, что такой услуги как IPTV в законодательной нормативной базе вообще не существует, и второе — что если где-то взять контент и предоставлять его абонентам бесплатно, то за это (с учетом первого) никому ничего не будет. Здесь я думаю, что большинство вещателей если и пришло в Телеком со встречными предложениями, то загипнотизированное большими перспективами и большим статусом Телекома, сказало: "ОК, берите контент сейчас, а деньги как-нибудь потом. В этом (IPTV) что-то есть".
 
4. Дальше больше. Дошло до того, что HDTV стали пережимать под это "кривое" ADLS на телефонной "лапше", к примеру, с 18,0 до 2,5 МБ/сек (!) — чтобы влезло в полосу (скорость) пропускания ADLS. Телеком спросил вещателей: "А можно мы HDTV немножко пережмем?" Многие правообладатели сказали: "Да ладно, жмите, как хотите, но деньги вперед".
 
Этот период существенно повлиял на монетизацию услуги КТВ. Кроме того, услуга ШПД, пришедшая на рынок услуг связи России гораздо позже КТВ, стала классической услугой связи и "своей" в Телекоме, потому что очень похожа на телефонию — коммутируй да коммутируй и ни о чем больше не думай. А услуга КТВ (забегая вперед) так и не была понята и принята как особенная, самостоятельная отрасль бизнеса.
 
Здесь итожим, что Большой Телеком сам породил клеймо — прикладной характер телевидения к ШПД в России.
 
5. Справедливости ради, отдельные герои платного телевидения провели огромную работу, в том числе с вещателями, и вывели, выстроили продажу платного телевидения по ее почти идеальной форме — a la carte. Щелкай мышкой, ставь птички в личном кабинете — и смотри что хочешь! Ан нет! Пришел новый жупел — см. дальше и ниже.
 
6. И снова дальше больше. Акция известного оператора спутникового ТВ опустила годовую плату до 600 рублей (впоследствии цена подросла до 900, но туда добавился большой бесплатный пакет HDTV). Другой спутниковый оператор "пал" еще ниже — до 29 рублей в месяц за пакет из 100 каналов. Все это породило среди операторов КТВ страстное желание создать контроружие, и оно было создано — открытая цифра. И тут опять немалая доля вещателей (и ты Брут тут?!) согласилась на эту экзотику, полностью извращая принцип платного телевидения.
 
"Ну ладно, открывай нас в своей открытой цифре, но деньги вперед. В этой открытой цифре что-то есть".
 
Руководители телекомов, управляющие факультативно сетями кабельного ТВ, с учетом внешних трендов, пошли дальше: "IPTV — подарок к ШПД", "полубесплатное спутниковое ТВ", "открытая цифра". Подписывая очередную акцию, они даже подумать не смели о поднятии цены за услугу платного ТВ.
 
Тем паче что тут постоянно еще что-то толкуют о бесплатном эфирном цифровом телевидении, про первые бесплатные кнопки, которые нельзя занимать. Эфирное, и бесплатное и цифровое, и сам президент РФ поддерживает, и рекламу, говорят, со всего платного телевидения завтра уберут...
 
Отрасль КТВ еще больше продвинулась к советской телеантенне (50 копеек).
 
7. И это еще не все. Маркетологи — они такие маркетологи. Они стали в последние 2–3 года продавать, продвигать не пакеты или отдельные каналы платного телевидения, а принцип "выбирай, плати и смотри то, что хочешь ты, а тарифы — все включено". В этом случае услуги представлялись и измерялись только "кубатурой": "У нас ШПД 50 МБ/сек + 150 телеканалов за 450 рублей", "А у нас в этом году ни одной звездочки и уже 200 телеканалов", "Все честно — купи ШПД и получи КТВ за 1350 рублей в год".
 
Пакет услуг вышеупомянутого Телекома "Все включено" предлагал, к примеру, пакет услуг ШПД + КТВ, где доля ШПД была 1235 рублей (в месяц), а доля КТВ всего 115 рублей (в месяц!).
 
Ну вот — вот они 50 копеек за УСЛУГУ КТВ! Колесо истории замкнуло круг. 1984–2014 гг.
 
8. Крайний прижим плечом.
 
А) Телеком, подключив и приняв интернет/ШПД, как родной, в свою связистскую семью, сам того не заметил, как потерял не только все свои медные активы (телефоны), но и все доходы от меди. Кто-то сдал всю медь на свалку, на цветмет. Спросите сегодня молодежь, что такое эти самые медные телефоны и междугородные звонки. Не знает. А знает гаджеты, Skype и прочие активы ШПД, социальные сети, поисковики, которые выгрызают телекомы изнутри. Вопрос поднимают уже на уровне законодательных учреждений государства: не ввести ли налог на интернет, а то телекомы не вылезают из долгов.
 
А тут и спекулятивный спрос на интернет стал падать. Цены на ШПД несколько лет находятся на одном уровне. Чуть-чуть трафика/скорости телекомы добавляют, но в целом заморозились, потому что его стало так много, сколько и не надо. Вот уже 4G, ОТТ. То ли еще будет — мобильщики говорят, у нас у первых в мире будет 5G!
 
Б) По статистике интернет трафик сегодня на 90% занят видеопродуктами. Там же почти все наше — и платное, и бесплатное телевидение. Открываешь виджеты на Smart-TV, а там на каждом по сотне телеканалов.
 
Вещатели, вы какие-то соглашения с ними подписывали?
 
— Да ладно, берите, а деньги завтра, что-то в этом ОТТ есть.
 
Что-то в этом есть?
 
Да, действительно, что-то в этом есть.
 
Телевидение сегодня передается по аналоговым эфирным передатчикам.
 
Телевидение сегодня передается туда же по цифровым эфирным передатчикам.
 
Телевидение туда же передается по кабелю в аналоге (Pal), в кабеле в цифре (DVB-C).
 
Телевидение передается туда же через несколько спутников.
 
Телевидение передается по IPTV.
 
Телевидение передается по ОТТ.
 
Телевидение передается по Smart-TV.
 
Телевидение передается по сети 220 вольт.
 
Телевидение передается по трубам холодного водоснабжения.
 
Телевидение сегодня, получается, везде!
 
Получается, что дефицита нет?
 
Нет!
 
А сколько стоит такое телевидение?
 
/здесь может быть указана цена на телевидение в вашей сети/

Об авторе

Константин Груздев
Начальник Службы мультисервисных систем кабельного телевидения (СМСКТ) Сургутского филиала ОАО Югрател