Недоотчетность. Опять?!

Александр Силин 11.11.2015

Недавно на одной из конференций в очередной раз услышал, что недоотчетность — это основная проблема телеканалов и они должны объединиться в борьбе с ней.

Не могу согласиться с такой постановкой вопроса — львиную долю платежей телеканалы получают от 5 крупнейших операторов, которым, благодаря огромным скидкам, фиксированным платежам и бесплатным периодам, нет никакой необходимости недоотчитываться. Грешат этим, как правило, средние и малые операторы, которые с помощью недоотчетности регулируют баланс между лицензионными условиями в своих контрактах и контрактах их крупных конкурентов. 

Получается, что каналы-то как раз проблему недоотчетности решили — крупным предлагаются условия, делающие недоотчетность бессмысленной, а на проблемы с малыми и средними можно закрыть глаза, точечно занимаясь особенно вопиющими случаями.

Поэтому, простите, дорогие друзья, но, как я уже неоднократно писал и говорил: недоотчетность — это одна из крупнейших проблем именно операторов, а не телеканалов. Невозможно эффективно конкурировать в долгосрочной перспективе, когда существенная доля расходов твоего конкурента зависит исключительно от степени его наглости. 

Операторы все громче требуют от телеканалов принять меры к исправлению ситуации, но требования эти звучат все-таки недостаточно громко, чтобы заставить телеканалы массово вкладываться в заведомо убыточные для них мероприятия. Вполне возможно, что причиной этой самой недостаточной громкости является нежелание начинать с себя. Недоотчетность в нынешнем состоянии существует потому, что она по большому счету выгодна всем участникам рынка.

Если бы каналы получали платежи за всех абонентов от малых и средних операторов, они не были бы столь уступчивы в переговорах с крупными. Но если малые и средние операторы начнут платить за всех по своим текущим условиям, то большинству из них придется уйти с рынка. Казалось бы, чего проще, каналы просто должны уравнять условия для всех операторов, но в таком случае привыкшие к определенному размеру эффективной скидки крупные операторы потребуют сохранения этой скидки для них, как нам очень открыто и по-дружески сообщил Андрей Семериков ещё на конференции АКТР в Ялте. Недоотчетность является гармоничной составляющей рынка в том виде, в котором он существует сегодня. 

Так что, извините, дорогие друзья, но никто из участников сообщества никаких глобальных мер принимать не будет.

Весь мировой опыт показывает, что почву для эффективного регулирования гражданских отношений должно создавать государство, а не участники рынка. Как мы видим на примере Грузии или Казахстана, только внешние факторы могут переломить ситуацию. 

Хотите что-то изменить? Всего лишь достаточно на законодательном уровне рассекретить количество абонентов оператора, которое он и так уже сообщает в РКН для подсчета взносов в фонд Универсальной услуги, и увеличить штраф за подачу ложных сведений не до 100 тысяч рублей, как хотят сейчас, а до каких-нибудь значимых величин - например, 10 миллионов за первое нарушение и 50 миллионов за второе.

Много? Так не подавайте ложных сведений - и штрафов не будет. 

Готовы операторы отказаться от своей самой страшной тайны и сделать эти данные публичными? 

Конечно, обязательным условием в любом случае является эффективное функционирование государственных структур. У нас уже существует нормативно-правовая база, полностью исключающая пиратство, но какой от нее прок, если госструктуры не следят за её выполнением? Все незаконно транслируемые каналы можно просто выключить перед проверкой, которая тоже ещё неизвестно когда будет. А деньги-то экономятся сейчас!

Поэтому давайте просто примем за факт, что пока операторы охраняют информацию о количестве своих абонентов как главную военную тайну, а госструктуры, призванные следить за соблюдением нормативно-правовой базы, заняты другими более важными задачами. А все призывы к участникам рынка срочно принять меры по борьбе с недоотчетностью и пиратством — это не более чем красивый жест, зачастую направленный на оправдание собственной неэффективности.

Давайте, я открою свою тайну, что у меня меньше 1000 абонентов, и Вы все перестанете мне выставлять мингарантию в 1000 гавриков , или 5000 рублёв в месяц
за 400 человек.
И тот же " Дом кино" будет стоит мне 3.50, а не 8 рублей в пересчете на количество фактических абонентов.
Для начала нужно умерить свои аппетиты телеканалам, а потом добиваться правильной отчетности....
За 15 лет моей работы , цена абон. платы не увеличилась до без облачных высот...Максимум в 2-2.5 раза...
А теперь прикиньте, за 15 лет насколько подорожала например стрижка в парикмахерской или батон колбасы....
К доллару привязано все, включая стоимость телеканалов...
И только абон. плата по прежнему в тугриках или рублях....
И за каждые 20 руб. свыше, бабки 3 года будут напоминать, что подняли абон. плату выше крыши...

Александр, большое спасибо,в целом всё правильно,несколько уточнений.Никакой тайны нет, РКН может сделать запрос не только по количеству абонентов вцелом,но и отдельно по каждому тарифу.Я такую справку предоставлял в сентябре,во время плановой проверки.Сигнал который РКН использует для мониторинга берётся у оператора,в нашем городе,у нашей компании(РКН ещё и деньги нам за это платит),так что выключить каналы перед проверкой не получится.Тайны нет и для каналов,ваши коллеги недавно приезжали в гости,они нас недооценили на 2%,мы их поправили.Как видите,и дистрибьюторы и госструктуры со своей задачей справляются.А далее ВЫ на 100% правы,пока будет такая разница в цене для крупных операторов и всех остальных,будет бардак который мы наблюдаем.

Виталий, вы же понимаете, что вот вы конкретно ну вообще не показатель ни разу )).. Про РКН, я имел ввиду не раскрыть информацию перед ними, а обязать РКН официально раскрывать полученную от операторов информацию третьим лицам по запросу - это и есть сделать информацию публичной. Так поступили в Грузии, и практически решили проблему недоотчетности в масштабе страны.
Касательно правильности подаваемых данных, наверное, если бы все было, как у вас, то не возникал бы вопрос о повышении штрафов за подачу недостоверной информации..

Александр,эта задача общая для всего рынка,Вы сейчас почему то пытаетесь акцентироваться на следствии и как с этим бороться,а давайте бороться с причиной,Вы её прекрасно обозначили,а именно с "контентным неравенством".