Неспортивная война

Виталий Корнеев 21.09.2015

Меньше года назад мы узнали о том, что "НТВ-Плюс" закрывает свою дистрибуцию и передает все каналы в "Ред Медиа". Мы не сильно удивились – слияния и поглощения на рынке идут уже давно. Мы привыкли. Но удивил подход: 30 июня "НТВ-Плюс" прислал письмо о расторжении контрактов с 1 июля. То есть буквально с завтрашнего дня.

Потом стало известно о том, что сначала КХЛ, а потом и "Наш футбол" тоже скоро передадут на дистрибуцию в "Ред Медиа". Примерно в это же время появилось сообщение о том, что спортивные права ВГТРК перейдут в "Газпром-Медиа", и, стало быть, рано или поздно спортивные каналы, которые создает дочка ВГТРК – компания "Цифровое телевидение", отправятся по тому же адресу. Хотя сами сотрудники ЦТ оптимистично заявляли о том, что контента хватит до будущего года, передача спортивных каналов если и случится, то нескоро, но стало реально тревожно.

И вот 30 августа мы получили от "Сигнал Медиа" письмо о расторжении лицензионных соглашений на спортивные каналы с 1 сентября. Т.е. послезавтра. Такое же письмо получили и другие операторы – я общаюсь с кабельщиками из Уральской ассоциации, все они подтверждают, что эта история происходит практически повсеместно.

Тогда я, возмущенный, написал письмо в "Сигнал Медиа" с требованием узаконить подобное поведение, т.е. прописать в договоре, что и оператор имеет право в один день прислать письмо о расторжении, известив об этом канал и/или правообладателя в уведомительном и одностороннем порядке. Ответа естественным образом не последовало.

Ну, хорошо, допустим, что "сигналовцы" были поставлены в безвыходное положение, им спустили разнарядку вот так, по-хамски и совершенно беззаконно обойтись с операторами. Но дальше стало совсем интересно, и теперь лично у меня возникла масса вопросов к новому правообладателю.

Казалось бы, для операторов ничего не должно поменяться, поскольку традиционно смена дистрибуции обычно ничего не решает, и уж точно не влияет на условия лицензионных контрактов. Оказалось, все совершенно не так.

Прежде всего, цены. Получается, что некто, сведя все каналы к одному дистрибутору, создал ситуацию монопольного дистрибутора российских спортивных каналов на рынке. И пытается этим пользоваться. Условия прежних договоров с "НТВ-Плюс" и "Сигнал Медиа" забыты, новый дистрибутор диктует новые условия, кардинально отличающиеся от прежних. Это и мингарантия на премиальные пакеты, чего никогда не было, и существенное увеличение стоимости как премиальных, так и базовых спортивных каналов. Тех же самых каналов, заметьте – не лучше и не хуже того, что было несколько месяцев назад, т.е. товар качественно не менялся.

И все это в ситуации, когда в стране кризис, и лишних денег на рынке нет.

Да, операторы чувствуют себя несколько лучше других, поскольку пусть не большой, но стабильный доход у них сохранился. Но этот доход в рублях, он никак не вырос – с чего вдруг кабельщики должны нести финансовую ответственность за весь рынок?

Мы уже понесли затраты, потратили кучу денег на оборудование, когда заводили эти каналы (особенно HD) в сети. Речь не о лицензионных выплатах, речь о затратах на специальное оборудование, которое мы закупили под каждый из этих каналов – мы вложились в это, но теперь нас "кинули".

А главное, все наши претензии – как горохом об стену. Жалобы не принимаются, претензии не рассматриваются, диалога никакого нет – только диктат. На мой взгляд, такое нерыночное поведение называется "провоцировать войну".

И у меня вопрос – уже не к дистрибутору, а к коллегам-операторам. Если кто-то очень умный или очень хитрый объединил все спортивные каналы под одной дистрибуцией и пытается выкручивать нам руки, то что мешает операторам сделать то же самое? Что мешает нам договориться и выключить все каналы "Ред Медиа"?

В данной ситуации монополисту стоило бы слегка снизить аппетит и хотя бы попытаться договориться с операторами – сохранить статус-кво по условиям лицензионных договоров. Ему самому эта война не нужна. Особенно учитывая, что если операторы дойдут до крайности возмущения, то под нож пойдут и другие контракты по другим каналам, цена на которые, между прочим, также выросла на 50%. За счет чего – непонятно. Видимо, за счет рекламы, которая милейшим образом вернулась в эфир каналов "Ред Медиа". Платных каналов, заметьте.

Нам, операторам, эта война точно так же не нужна.

Но ведь и начали ее не мы.

Об авторе

Виталий Корнеев
Технический директор компании "Видикон К", руководитель контентного комитета ассоциации "Ростелесеть", член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"

Свои 5 копеек хочу добавить. Сильно раздражает в этой ситуации ещё то, что меняется спутник - нам новый дистрибутор объявил что с ABS-2 сигнал можно брать только да конца сентября, а потом со спутника, где совсем другая кодировка, и нужно приобретать другие cam модули, и для каждого канала - отдельная карта за деньги, и отдельный приемник (всё дополнительные расходы), и брать не менее чем 4 канала (у Сигнала брали 3). Если в Москве эти cam модули можно приобрести без проблем - то в Сибири это гораздо сложнее, только доставка займет примерно месяц. Всё это вместе + такое безаппеляционное к нам отношение, с резкой переменой правил игры, подталкивает к мысли перейти на валютные Евроспорты, которые просто добавят на нашу карту. Вот оно - импортозамещение по-русски :).

Не вижу никакого смысла сотрудничать с новым дистрибьютером данных каналов. В процессе переговоров их позиция по ценам и условиям поменялась уже трижды.

Дальнейший возможный сценарий,этот дистрибьютер растеряет базу,что приведёт к закрытию некоторых спортивных каналов и как следствие к уменьшению присутствия российского спортивного контента,что ухудшит ситуацию на рынке платного тв в целом.

Договориться и выключить все каналы РэдМедиа нам мешает разобщенность наша. если АКТР в лице больших операторов не взбунтуется, то и все остальные проглотят, потому что все понимают чем это чревато. на это и расчет, и подход к большим будет нежнее... Хотя как эта чехарда уже допекла!!! Ну Евроспорты, даешь контент достойный?! и рынок снова весь твой! Только быстро надо, очень быстро.... к 1 октября надо дать продукт!

У Ред медии любой канал - отдельная карта, пачкой не дают или предлагают не прописывать в договоре источники сигналов, берите где хотите и как хотите, платите только за право.Да и ценник от количества каналов, мин. 4 канала по N-рублей, 5 каналов N-500рублей итд.