О реальных проблемах OTT-отрасли

Виктор Чеканов 14.12.2016
Еще пару лет назад онлайн-кинотеатры ожидали смещения интереса в сторону легального видеопотребления. Как со стороны пользователей, так и со стороны регуляторов. И вот, мы дождались внимания. Так, антипиратский закон уже 3 года как работает, а если к нему внести ряд поправок, его эффект будет более заметным; в 2015 году в Минкомсвязи России был утвержден словарь ОТТ-терминов, что теперь позволяет власти общаться с отраслью на понятном им языке. 
 
Наблюдая за нарастающей популярностью VOD, как в пользовательской, так и в бизнес-средах (инициатива МКС), мы решили публично обозначить реальные камни преткновения, которые тормозят развитие онлайн-видео в России. По нашему мнению, именно на эти проблемы нужно обратить внимание законотворцев и именно их следует решать в первую очередь, а не тратить время на законопроекты, не применимые к жизни.
 
1. Регулирование деятельности телеканалов в OTT-среде
В глоссарии Минкомсвязи "OTT-TV" присутствует как термин с подробным определением и даже с описанием путей монетизации. Доступ к ТВ в сети интернет — масштабное явление как в России, так и в большинстве других технически развитых стран. Отсутствие регулирования новой среды вещания создает проблему как самим вещателям, так и провайдерам данной технологии. А отсутствие формализованных правил взаимодействия участников отрасли заставляет их развиваться не синхронно и дает свободу нелегитимным каналам распространения информации.
 
Широкое распространение стандартов OTT, разъяснение участникам рынка правил работы, использования преимуществ технологий, средств защиты сигнала, требований к техническим форматам и т. д. — вот, что напрямую ускорит развитие отрасли и поможет всем ее игрокам. 
 
2. Изменения в законе "О рекламе"
Легальные OTT-сервисы строго соблюдают актуальное законодательство, в том числе требования "Закона о рекламе". При этом, возможности интернет-технологий позволяют с высокой точностью таргетировать рекламные сообщения по разным категориям потребителей. В совокупности с методами родительского контроля, мы ограждаем несовершеннолетних от нежелательной для них информации, в том числе рекламного характера.
 
Однако, столкнуться с рекламой тех же онлайн-казино или продукции "18+" достаточно просто: пиратские сервисы не озабочены исполнением требований законодательства.
 
Выборочное снятие ограничений на рекламу при условиях ее показа допустимому кругу лиц, с использованием возрастных маркировок и информированием о противопоказаниях приведет к росту рекламного рынка и, соответственно, налоговых отчислений. А одновременное с этим ужесточение наказания за рекламу запрещенных товаров и услуг будет способствовать снижению основного дохода пиратских сайтов.
 
3. Усовершенствование "антипиратского" законодательства
Пиратские сервисы умеют быстро адаптироваться к законодательным ограничениям. Поэтому, антипиратское законодательство требует внесения поправок буквально "в живом режиме". Мы наблюдаем, как при блокировках основных пиратских ресурсов на соседних доменных зонах быстро появляются их "зеркала" (копии), которые вполне успешно индексируются поисковиками.
 
Сейчас блокировка каждого отдельного "зеркала" является точно такой же процедурой, как и блокировка "первичного" пиратского сайта. Это достаточно ресурсоемкий процесс, как для Роскомнадзора, так и для судебных органов. Возможность блокировки зеркал одновременно с первоисточниками, а также параллельное исключение их из поисковой выдачи существенно обелит российский рынок VOD.
 
В дополнение к сказанному, мы видим реальную возможность для легальных онлайн-кинотеатров заместить большинство пиратских ресурсов за счет понижения их в поисковой выдаче. Надеемся, мы придем к консенсусу с поисковиками по этой проблеме. Возможно, этот вопрос стоит вынести в законодательную плоскость.

Об авторе

Виктор Чеканов
генеральный директор онлайн-кинотеатра Megogo в России