Развитие OTT по модели White Label

По оценкам экспертов отрасли, в России и СНГ насчитывается более 66 млн абонентов ШПД. Эта цифра продолжает стремительно расти, так как операторы в борьбе за клиента снижают стоимость подключения и увеличивают скорость. В этой ситуации все операторы озабочены фактором снижения ARPU и многие из них сходятся во мнении, что точка роста доходности — это реализация контент-услуг, прежде всего телевизионных пакетов и VOD.
 
Большинство крупных операторов решают эту задачу, внедряя собственное IPTV-решение. Однако несмотря на все усилия, сегодня по этой технологии подключено не более 12% всех абонентов ПТВ, а средний чек одного IPTV-абонента по данным J’son & Partners Consulting составляет около 180 рублей. Для того, чтобы абоненты платили больше, нужно постоянно совершенствовать сервис, инвестировать в дорогостоящий контент и вступать в конкуренцию на еще одном очень динамичном рынке. 
 
Альтернативный вариант, который все чаще выбирают крупные и средние операторы — предлагать на своих сетях готовые гибридные услуги в рамках партнерской программы с ОТТ-провайдером по модели White Label.
 
Партнерская программа White Label позволяет оператору оказывать ОТТ-услуги и продавать под собственным брендом полноценные комплексные решения, фактически разработанные другой компанией. При этом оператор использует все преимущества компании-партнера: готовые продукт и технология, выделенная линия сервисной поддержки. К тому же, у ОТТ-игрока уже имеются права на распространение большого массива легального и качественного контента на разных территориях и на любых устройствах.
 
В рамках модели White Label ОТТ-услуга предоставляется полностью под брендом телеком-оператора. ОТТ-провайдер упоминается лишь в оферте пользователя, а также на упаковке в случае распространения мультимедийной приставки. Разработчик частично меняет дизайн пользовательского интерфейса и упаковки в соответствии с фирменным стилем оператора.
 
Проблема роста нагрузки на сеть решается установкой на сети провайдера специального кэш-сервера — его предоставляет OTT-провайдер. При этом оператор экономит на трафике.
 
Эта модель сотрудничества получила широкое распространение и в России, где в последние два года происходила активная кооперация онлайн-кинотеатров и ШПД-операторов в части интеграции VOD-сервисов. При этом операторам все равно приходилось развивать IPTV самостоятельно в части телевизионной услуги.
 
Теперь же, с появлением телевизионных ОТТ-платформ, у ШПД оператора есть возможность предоставлять по схеме White Label и телевидение, и VOD. Таким образом, любой ШПД-провайдер в самый короткий срок может обеспечить своим абонентам доступ к самой передовой телевизионной услуге, включающей в себя функции Timeshift, nPVR, Catch-up и, разумеется, богатую VOD-библиотеку. Для оператора это означает огромную экономию средств и времени, которые перенаправляются на маркетинг и привлечение абонентов.
 
Экономическая модель сотрудничества по такой схеме предполагает отчисление определенного процента (как правило, 10-12%) от владельца сервиса в пользу оператора. Крайне важно отметить, что в конечном счете прибыль оператора может достигать 100 рублей в месяц с одного абонента, учитывая, что ОТТ-сервисы позволяют собирать принципиально более высокий средний чек до 800 рублей в месяц в зависимости от региона. 
 
Технически модель White Label предполагает интеграцию двух биллингов: оплата за интернет и телевидение взимается с абонента через единый счет. При этом оператор становится агентом по сбору средств и получает комиссию с каждого платежа.


Есть в этом рациональное зерно. Но стоит подумать вот о чем - а не пора ли делиться контентом и доходами не только с операторами, но и с виртуальными контент-провайдерами. Другой домен, другой интерфейс, другая структура пользовательского интерфейса - и зритель счастлив. Не зря самые успешные интернет-магазинщики поддерживают один склад и одну логистику, но по несколько брендов/доменов и изображают страшную конкуренцию друг с другом.