Жертвам "бешеного ксерокса" посвящается

Яна Бельская 27.06.2014

Кто бы сомневался, что вчерашняя новость об очередной "веселенькой" инициативе наших "дальновидных" законотворцев "порвет" рынок. Ну, в том, как отреагируют на идею с запретом рекламы на платных каналах сами жертвы "бешеного ксерокса", можно было не сомневаться. Но меня буквально ошеломила реакция некоторых операторов — и немалого количества, — что, дескать, "так им и надо, ибо нефиг". Вот именно до этих людей я хотела бы донести пару вещей, которых они, возможно, просто не разглядели между строк.

Российский кабельный рынок формировался этапами, и первые платные каналы, приходившие к нам из-за рубежа, не транслировали рекламу, либо транслировали ее в мизерном количестве. И первое, на чем обожглись западные правообладатели, был суровый российский менталитет.
 
Я не хотела бы выступать адвокатом телеканалов по части тарифной политики, но было бы неправильно не упомянуть, что тарифы для России они практиковали отнюдь не западные, куда ниже — в этом я удостоверилась лично, пообщавшись "с пристрастием" с западными операторами. Но и такие заниженные ценники операторам были совершенно несимпатичны, а недоплачивать "за воздух" куда проще, чем долго и нудно приучать абонентов за этот воздух платить. Поэтому недоотчетность операторов была повальной.
 
Масла в огонь подливали эфирные каналы, гнавшие в бесплатном эфире лучшие "вкусняшки" мирового кинопроката. В итоге у операторов сложилось четкая убежденность в том, что каналы заламывают цены, буквально грабят бедных операторов, и лучший ответ Чемберлену — наша национальная смекалка.
 
Каналы, разумеется, пытались бороться, вводили мингарантии, дисконтные таблицы, исполняли танцы с бубнами и вывозили операторов на юга, отчего у тех только крепла уверенность в том, что они изрядно переплачивают за контент — и продолжали недоотчитываться, а то и вовсе отключали "жадных буржуев". Вот тогда буржуи начали продавать рекламу. Поначалу это были очень небольшие доходы, но они позволяли хоть как-то компенсировать быстро растущие затраты на производство контента и несопоставимо медленнее растущие доходы от его продажи.
 
В это же время начался следующий этап, когда на рынке стали появляться отечественные телеканалы, чаще всего, из-под крыла крупных операторов, которые запускали телепроекты "под себя", а потом выпускали их в открытую продажу. Или из-под крыла крупных же вещателей, перепродававших еще раз контент, однажды (или не однажды) обкатанный в открытом эфире, для которого чаще всего он и создавался. Вот эта "крыша", а также продажа рекламы, позволяли российским каналам быть куда более гибкими в ценовой политике, нежели западные коллеги. Операторы, глядя на эти перекосы, получали "подтверждения" своей правоты в том, что "телеканал стоить 4 рубля за абонента никак может".
 
Стали появляться также отдельные независимые телеканалы — и они всегда были главной группой риска: среди них чаще всего случались безвременные кончины по причине "деньги кончились, а заработать так и не смогли". Потому что лицензионные платежи, установившиеся на рынке, никак не соответствовали затратам на создание телеканалов. Никаких. Даже самых убогих.
 
И если западным телеканалам продажа рекламы позволяла "с большей лихвой" окупать затраты на локализацию (то бишь, перевод программ и очистку прав) и всякие там маркетинги с бубнами, то для российских, особенно независимых, вещателей эти доходы были жизненно необходимы.
 
Все это, конечно, очень схематично — я опустила массу веселых деталей и фокусов обеих сторон, о которых на страницах "Кабельщика" (бумажных и электронных) мы писали очень-очень-очень много. Но суть вовсе не в этом. Во всех этих демпинговых играх телеканалов я вижу абсолютную параллель с демпинговыми играми операторов. И точно так же, как абоненты голосуют рублем и выбирают самого демпингующего оператора, и им плевать, что ценовые войны истощают и обрушивают рынок — это же не их проблемы. Окупаемость операторского бизнеса им до лампочки, а что в конечном итоге демпинг ведет к гарантированному ухудшению качества услуги, так они в этом ничего не понимают и не хотят.
 
С каналами происходит ровно то же самое, а теперь может стать еще хуже. Кабельных операторов, например, никто не заставляет выбирать между интернетом и телевидением. Если бы заставили, я думаю, шум был бы не меньше, чем сегодняшний по поводу рекламы.
 
И вот теперь главное — собственно, начинаю ругаться. Я сегодня услышала от одного оператора фразу, прекрасную во всей прекрасности, что если западные каналы что-то не устраивает в этой схеме, пусть проваливают. Отлично, правда? Вот только главное веселье в том, что первыми в случае принятия закона о платных каналах без рекламы сгинут именно отечественные телеканалы — у них-то нет подушки безопасности в виде лицензионных платежей в других странах. Следом отомрет минимум половина телеканалов, производимых крупными операторами и вещателями — у них хоть и есть подспорье в виде собственных абонентов, но им придется как-то оптимизировать затраты на производство телеканалов, внезапно ставших еще более неокупаемыми. А оставшиеся — "оптимизировать" по части количества и новизны программ.
 
По моим примерным прикидкам, в случае принятия этого закона, надпись "прекратил вещание" появится как минимум у трети Каталога "Кабельщика". Зато те самые "жадные буржуи", которые "могут проваливать" — они-то как раз вряд ли уйдут. Зато гарантированно удешевят контент — так сказать, приведут качество товара в соответствие с ценой. Разумеется, это произойдет негласно, но поверьте, произойдет обязательно.
 
К разговорам о том, что поднимутся цены на каналы, я серьезно не отношусь, поскольку уверена, что ни один российский оператор не согласится платить за канал вдвое больше, если на нем не будет рекламы. Даже если кто-то сейчас говорит, что согласится - простите, вы лукавите.
 
Кто от всего этого выиграет? Понятно, да?
И это будет точно не кабельный оператор.
 
Вот, собственно, вкратце о том, чем чревато принятие необдуманного, непроработанного, откровенно вредного и совершенно непонятно как реализуемого закона. А учитывая рвение депутатов, решивших в срочном порядке рассмотреть законопроект 1 июля, и то, какое количество не менее странных законов сейчас принимается, отрасли стоит не просто волноваться — бить в набат максимально громко.

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"

Название "Бешеный ксерокс" это 5 баллов ))) Уверен, данный законопроект не пройдет, т.к. это бредовое вмешательство в чисто рыночные отношения и очередная попытка додумать власть имущим, как нам недотепам жизнь по счастливее сделать ... причем наше мнение не учитывается )))

К сожалению, по рынку ходит упорный слух, что дело решенное, и как бы не "рыпались" сейчас участники отрасли, закон будет принят. А судя по тому, что одновременно - и все с большим запозданием - готовится сразу несколько писем разными группами каналов, я делаю вывод, что достойного ответа Чемберлену телеканалы подготовить не смогут. А если они не смогли договориться даже о едином выступлении против этого законопроекта, о чем тут вообще говорить?