CSTB’2015

27 января в "Крокус-Экспо" открылась выставка CSTB’2015 - центральное событие российского телеком-рынка. На протяжении трех дней в рамках выставки будут проходить различные профильные мероприятия, дискуссии о положении на рынке, презентации.

Яна Бельская - 12.43 27.01.2015

Пленарное заседание форума CSTB началось тревожным выступлением Юрия Припачкина, президента АКТР. По данным АКТР в прошлом году платное ТВ смотрело 37 млн домохозяйств, из которых 21 млн подключен к цифре. Помимо статистики, темы - традиционные, плюс самые новые законы. А точнее - закон, меняющий недавно принятый закон - главное развлечение отрасли в последнее время. Из новенького "импорт извращение" - так редактор в моем планшете переделал слово "импортозамещение", почему-то хочется так и оставить. После вступительного слова - речь о дешевом отечественном контенте (это уже не Припачкин, а г-н Левин из Госдумы), законодатель спит и видит много прекрасного и дешевого отечественного контента. Эффективная бизнес-стратегия. Новое слово в моем лексиконе. Пока вещает чиновник, куда интереснее, если честно, послушать разговоры в зале - можно узнать много нового...

Dasha - 12.47 27.01.2015

Если кто не знает, госпожа Ларина - директор департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи. Многие наверняка помнят ее по выступлению на Конгрессе НАТ 2013 года, где она от лица ведомства пообещала разобраться с вопросом недискриминационного доступа операторов связи к жилому фонду. Собственно, на CSTB'2015 это обещание было озвучено вновь, но на этот раз преподнесено не в виде обещания, а в качестве "бонуса" отрасли со стороны министерства.

Видимо, законопроект ОНФ, корректирующий закон о запрете рекламы на неэфирных каналах, тоже можно расценивать как "бонус" отрасли, за который не мешало бы похвалить и наших депутатов.

«Я хотела бы поблагодарить коллег из Госдумы, за то, что они оперативно отреагировали на запрос, при этом найдя правильное и изящное решение с правовой точки и с точки зрения поддержки отечественной медиаиндустрии», - высказалась с трибун Ларина.

Dasha - 12.48 27.01.2015

Пока в докладе Лариной все по большей части внимали информации о поправках к закону "О рекламе", похоже, от аудитории ускользнул еще один важный момент. В своем выступлении представитель Минкомсвязи сообщила, что ввиду изменений, предложенных к закону "О рекламе" ОНФ и принятых сегодня во втором и третьем чтениях Госдумой, ведомство внесет коррективы в другой законопроект, касающийся обязательных общедоступных каналов.

Данный документ сейчас готовится к первому чтению, однако, изменения готовятся ко второму. По словам Лариной, первый вариант разрабатывался Минкомсвязи еще когда запрет на рекламу был более жестким, и поэтому в нем в перечень обязательных каналов были включены два эфирных региональных канала и один эфирный муниципальный канал. Одобренные же Госдумой послабления натолкнули министерство на мысль пересмотреть свое предложение, поскольку еще во время его оглашения на Конгрессе НАТ 2014, оно вызвало негативную реакцию со стороны большинства операторов платного ТВ...

Dasha - 12.49 27.01.2015
"Не скрою, да вы и сами это прекрасно знаете, предложение по расширению must-carry на все эфирные каналы тоже активно обсуждалось и у него тоже есть достаточно влиятельные лоббисты", - рассказала о процессе изменения концепции законопроекта Екатерина Ларина, добавив, что на данный момент законопроект представляет собой "действительно компромиссное решение, которое позволяет учитывать и интересы вещателей, и интересы операторов, и прежде всего интересы абонентов".
 
После этого представитель Минкомсвязи предложила если и дискутировать на тему must-carry в рамках панельной сессии, то исходя из того, что к must-carry относятся только каналы первого и второго мультиплексов...
Dasha - 12.53 27.01.2015

И вновь о больном... Недавно избранный главой комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин не смог обойти в своем выступлении закон, запрещающий рекламу на неэфирных каналах. Депутат посетовал на то, что документ в изначальном его виде разрабатывался непрофильным комитетом, а потому не учитывал мнение отрасли, нынешняя же его версия, ожидающая обсуждения в Совфеде, основана на консультациях с представителями отрасли (хотя нам помнится, что отрасль просила несколько другое — исключение для региональных телеканалов по территориальному признаку).

При этом Левин пообещал и дальше активно консультироваться с отраслью для принятия каких-либо решений ее касающихся. "Я считаю, что лучше принять один закон медленнее, но проконсультировавшись с отраслью, чем три, но быстро, без обсуждений, и потом откатывать их назад, — заявил с трибуны депутат. — По крайне мере, такая политика нами сформирована и мы будем е следовать, насколько это возможно".

Dasha - 12.57 27.01.2015

Таким постулатом завершил свое выступление Леонид Левин, отметив, что администрировать закон "О рекламе" будет ФАС. Причем, в этом вопросе антимонопольная служба будет взаимодействовать с Роскомнадзором, а именно - при первичном нарушении запрета на трансляцию рекламы ФАС будет выписывать штраф, а при повторном - привлекать РКН.

Роскомнадзор, в свою очередь, сможет либо выносить вещателям предупреждение, либо лишать их лицензии.

Яна Бельская - 13.24 27.01.2015

... Например, что объявившие о скором закрытии Интересное ТВ и Комсомольская правда не закрываются вовсе, передумали - продолжают вещать. Более того, Интересное ТВ, как сообщил генеральный директор Ред Медиа Роман Столярский, решено сохранить - прежде всего благодаря принятию сегодня поправок к поправкам к ФЗ о рекламе. Скорее всего, канал претерпит ребрендинг, может даже перезагрузку. Кроме того, Роман рассказал, что в компании очень довольны тем, как развивается Ля Минор, права на который 3 года назад начали очищать на весь мир. Сейчас канал неплохо зарабатывает за рубежом, и в компании подумывают использовать этот опыт для других проектов. Готовят еще сюрпризов рынку.

Интересно слушать обо всем этом в свете недавних новостей о том, что Ред Медиа вышел из сделки с Сигналом Медиа, становится совсем интересно.

Яна Бельская - 13.25 27.01.2015

На сцене Яна Чурикова. Представила участников панели и темы Инвестиционный климат в отрасли. Бизнес-модели и 75% российского контента. Тарифная политика. Все актуально, конечно. И Яна прекрасный спикер. Вот только темы - невеселые.

Далее микрофон перешел к Михаилу Силину, вице-президенту АКТР. Говорит об обязательных каналах, о расширении списка. О том, что превращать кабельное ТВ в придаток эфира – неправильно, бесконечного расширения списка быть не должно....

Подсел кабельщик с "Кабельщиком" - смеется по поводу карикатур с узнаваемыми лицами. Ну, да, рисовали всей редакцией - сами веселились. Приятно, что народу приглянулось. Отдельных восторгов наслушалась по поводу неоднозначной, но веселой и кренативной рекламы каналов Живи и Zee.  Ну, да, ребята отожгли, конечно. 

Продолжаю слушать доклады.

Dasha - 13.26 27.01.2015

Глава "Первого ТВЧ" рассказал очень трогательную "гипотетическую историю" о текущем инвестиционном климате в стране, и как в его условиях компаниям-производителям контента просить денег у инвесторов.

"Представьте. Я, как менеджер, прихожу в свою холдинговую компанию, к акционерам (они же и инвесторы) и говорю: "Вот, мол, была такая тяжелая ситуация, нам серьезный источник доходов перекрыли. Мы как могли боролись, пытались получить эфирную лицензию, но ее не получили, зато теперь есть новая замечательная возможность - проинвестировать в национальный контент. Таким образом мы и все свои экономические вопросы решим, и сделаем благое дело — поддержим отечественного производителя. То есть сейчас бизнес-планы у нас без рекламы не сходятся, но как только проинвестируем в национальный контент, все у нас пойдет на лад".

Dasha - 13.27 27.01.2015

"Я знаю, что мне на это ответят, - продолжил Николай Орлов. - Они скажут — это все здорово, но вы полгода назад к нам приходили и говорили, что для вас панацея — это эфирная лицензия, а теперь власть в ТВ-мире поменялась, и появилась новая панацея — производство контента. Раз вам отказали в первый раз, почему вы считаете, что на этот раз получится? Еще через полгода расстановка сил вновь как-то поменяется, у других людей появятся новые лоббистские возможности, придет новый депутат с новым законопроектом, и панацеей станет что-то третье, а мы то в контент уже проинвестируем.

С точки зрения инвестора это будет весьма сомнительно. Нет никаких гарантий, что эти инвестиции приведут к тому, что ваши бизнес-планы начнут сходиться".

Николай особо акцентировал внимание на том, что инвесторам нужны гарантии на случай внезапных изменений правил игры. И этим может служить какая-то "продуманная долгосрочная стратегия развития отрасли".

Dasha - 13.29 27.01.2015

Вся "гипотетическая история" Николая Орлова оказалась эффектным сюжетом, предваряющим не менее эффектную развязку.

"Собственно, мы недавно презентовали нашим инвесторам несколько контентных проектов. Нам сказали — все здорово, у вас отличные бизнес-идеи, и технологии вы замечательные собираетесь использовать. Но вот какая-то не очень определенная у вас ситуация в отрасли, поэтому мы не то чтобы отказываем, но подождем с инвестициями в ваши проекты.

Зато наш холдинг проинвестировал в другие отрасли народного хозяйства, например, в деревообработку. И с лета прошлого года GS Group анонсировал крупный проект по деревообрабатывающему производству".

Занавес...

Яна Бельская - 13.29 27.01.2015

Михаил Силин: "Давным-давно Discovery и Eurosport пришли в Россию как 100% платные каналы, с практически одинаковыми условиями по платежам для всех кабельщиков. Первым правила игры нарушил Discovery, сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве... Мы должны требовать от каналов-единых правил игры: если ты называешься платным и хочешь платежей, то не можешь сидеть в Мостелекоме и эфире". 

Надо сказать, Михаил Владимирович об этом говорит не в первый, не во второй, даже не в десятый раз. О том, сколько бед принесла практика некоторых вещателей устанавливать критично разные ценники для разных компаний, уже говорено-переговорено. Без толку, впрочем. 

Еще одна тема - симулкастовый HD. Силин говорит о том, что технически это тот же самый контент, только в ином качестве, требовать за него больше денег неправильно. 

Яна Бельская - 13.31 27.01.2015

Екатерина Ларина из Минкомсвязи вернулась к разговору об обязательных каналах. Сказала, что окабельной отраслью предложения о трехобязательных региональных и муниципальных каналах было воспринято остро негативно.  Неожиданное лично для меня заявление о том, что требование присоединения к сети связи РТРС для кабельщиков - желательный и основной вариант, но не единственный. Довольно странно это слышать, учитывая, что сами каналы обычно не дают кабельщикам иной точки присоединения.

Яна Бельская - 13.35 27.01.2015

В зале разгорелась дискуссия про казусы, связанные с бардаком при разделении на "эфирный – не эфирный", можно рекламу или нельзя рекламу. Забавно, что мимо внимания многих правообладателей (не каналов, а производителей контента и киношных мейджоров) эти вопросы прошли стороной. А ведь с получением эфирных лицензий каналы должны очищать контент под эфирно. А это существенно дороже. Никто из тех, кому я задавала этот неудобный вопрос, ответа на него не дал. 

А ответа хочется. Уже понятно, что каналы, получившие эфирные лицензии, не планируют отменять лицензионную плату. Я совсем не поддерживаю новый закон о рекламе, но его целью были платные каналы. То, что платные каналы обошли закон благодаря эфирной лицензии, которая как бы должна их перевести в разряд бесплатных, на которых можно размещать рекламу – ничего не значит. Они все равно ПЛАТНЫЕ. 

Впрочем, принятый сегодня в третьем чтении закон все меняет.

Яна Бельская - 13.41 27.01.2015

... И контента - российского и зарубежного. Говорят о том, способны ли российские производители обеспечить рынок достаточным количеством контента, а рынок - окупить его? И не важно, как - рекламой или подпиской. Сорвал аплодисменты Андрей Семериков, выдавший фразу, пожалуй, тянущую на лозунг дня: абоненту не важно, где произведен канал, и даже есть или нет на нем реклама - не важно. Абоненту важно, хороший канал или нет. Все. Аплодисменты. Присоединяюсь.

Яна Бельская - 14.01 27.01.2015

Недавно возглавившую российский офис Discovery Ольгу Паскину многие сегодня увидели впервые. Она довольно известна в телевизионных кругах, но именно на рынок Pay TV пришла недавно - интерес к ней сейчас повышенный. 

Ольга рассказала, что из-за того, что ушла реклама, Discovery никуда, конечно, не уйдет. Понятно, что для компании Россия перестала быть значимым (3-м по объему) рынком, но реклама не была основным источником доходов - скорее подспорьем в локализации контента. Почти все заработанные тут деньги компания вкладывала в производство контента тут, в России. Потеряв этот источник финансирования, компания просто прекратит снимать программы в России, поскольку вкладываться в производство локального контента всегда дороже, чем его покупать за границей.

Яна Бельская - 14.16 27.01.2015

Виталий Стыцько из РТРС, который на сегодняшнем правлении АКТР вошел в правление этой ассоциации вместо Виктора Пинчука, снова говорил об обязательных каналах. Рассказал, что первый мультиплекс сегодня может смотреть 86% россиян (рефлекторно включилась ассоциация с количеством поддерживающих президента, согласно данным Фонда общественного мнения), второй мультиплекс - 48%. Сказал, что ни о какой конкуренции РТРС и кабельщиков речи быть не может.

"Есть существующие технические средства - подключайтесь к РТРС, нет - берите из эфира, но с согласия вещателя. В случае присоединения к РТРС - действительно, договор. От вещателя - только согласование".

Еще сказал, что о включении HD в обязательные пакеты тоже речи быть не может.

А я вспомнила, как когда-то брала у него интервью для Кабельщика - он тогда был заминистра в Минкомсвязи и также курировал ФЦП.

Dasha - 14.20 27.01.2015

Одним из самых ярких выступлений второй сессии панельной дискуссии стало выступление гендиректора "ЭР-Телеком" Андрея Семерикова - что ни высказывание, то цитата.

Ну а вот это можно смело отнести к "избранному": "Если честно, мне, как инженеру и представителю отрасли, стыдно, что у нас государственные инвестиции идут в РТРС. Потому что мы строим паромную переправу параллельно нескольким мостам".

Аудитория взорвалась аплодисментами =)

Яна Бельская - 14.30 27.01.2015

Михаил Ковальчук, Сигнал-Медиа: "На системном уровне в платные каналы, в отличие от эфирных, серьезных инвестиций в контент никогда и не было. В этом смысле рынок не изменится".

(Да вообще, я думаю, платного телевидения не было до появления "Моей планеты" :))

Яна Бельская - 14.53 27.01.2015

Уже когда форум почти закончился, микрофон достался Наталье Синдеевой, гендиректору телеканала Дождь. Ровно год назад в этом же помещении, на этой же конференции Юрий Припачкин сделал заявления, после которых у канала начались проблемы, о которых мы столько писали. (Разумеется, уход канала "из большого кабеля" случился не только из-за той речи, но начался именно с нее).

Наталья напомнила о печальной годовщине, но без особого наезда - сказала, что благодаря этому канал "Дождь" прошел за год все то, что сейчас придется пройти многим. Но это не страшно, и канал, имеющий свое лицо, прекрасно найдет свою нишу и своего зрителя, а a-la-carte и smart-TV сейчас набирают такую популярность, что на Дожде убедились в правильности выбранной модели.

Яна Бельская - 16.16 27.01.2015

В этом году стартует новый большой проект – аналитический центр Сигнал Медиа. Его презентовала на выставке Мария Каменская, хорошо известная рынку по работе в компании TNS, и гендиректор Сигнал Медиа Михаил Ковальчук.

Как рассказала Мария, компания будет измерять платное телевидение по всем его параметрам – начиная рейтингами и заканчивая бизнес-показателями. 

Данные для анализа проект будет черпать как из внутренней  информации и результатов собственных исследований, так и из традиционных источников – интерактивных платформ, TNS, информация Росстата и так далее. 

03.16 28.01.2015

Смотрите фотографии первого дня экспозиции CSTB тут.

Dasha - 12.29 28.01.2015
Параллельно идут аж четыре секции. "Кабельщик" заглянул для начала на секцию OTT. Здесь свои проекты проанонсировали компании Moyo TV, Лайфстрим. Также выступил Геннадий Авдеев, директор по развитию "ТелКо Групп", рассказавший об основных трендах и проблемах отрасли.
 
В частности, он отметил, что на рынке оборудования исчез ряд вендоров, также здесь практически прекратилась экспансия новых игроков. Меж тем, на глобальном уровне наблюдается высокая активность со стороны китайских компаний. 
 
"На международных выставках все чаще можно увидеть китайское оборудование с европейскими шильдиками", - констатировал Геннадий.
Dasha - 12.38 28.01.2015

Геннадий Авдеев, продолжая свое выступление, сообщил о следующих трендах: 1) Появление распределенных мультисервисных и multiCAS головных станций. По его словам, сейчас все чаще операторы формируют на одной головной станции технологическую возможность предоставлять одновременно услуги кабельного ТВ, IPTV, OTT и т. д. 2)Рынок продолжает экспериментировать с серверными решениями. Однако, несмотря на ряд успешных проектов, триумфального шествия серверных решений не состоялось, считает Геннадий. Основные проблемы как были, так и остались. 3) Проектирование и строительство головных станций IT-компаниями. Авдеев отмечает, что этот тренд не впервые проявляется на рынке, и отрасль его уже проходила. При этом, как и раньше, результат такого "вторжения" имеет вытекающие последствия. "Продолжаются попытки залезать в чужой огород. А эти проекты требуют разного базового образования и разных навыков", - сетует представитель "ТелКо Групп".

Dasha - 13.07 28.01.2015

Геннадий Авдеев отметил, что сейчас активно идет внедрение операторами различных дополнительных сервисов, в частности, EPG, VoD, TimeShift и прочих. При этом по массовости среди всех подобных услуг преобладает EPG - электронный программный гид проникает в услуги даже низшего вида. Еще один тренд - применение автоматизированных систем для мониторинга транспортных потоков, качества контента. По словам Авдеева, несмотря на то, что и раньше для мониторинга использовались определенные системы, тем не менее в основе все равно стоял визуальный мониторинг. В современных условиях, с учетом количества каналов на рынке, человеку сложно отследить весь поток данных, поэтому компаниям приходится внедрять автоматизированныев системы. В завершение разговора о тенденциях представитель "ТелКо Групп" отметит распространение аутсорсинговых сервисных контрактов и SLA, совмещенный со зрелостью рынка и дефицитом квалифицированных кадров.

Яна Бельская - 13.15 28.01.2015

... и встречаюсь со старыми друзьями-кабельщиками.

На стенде ассоциации Уралтелесеть висит огромный плакат с фотографиями участников конференции Мультисервис разных лет. Люди, изображенные на фотографиях, расписываются, пишут пожелания - и тут же получают рюмку хреновухи с огурцом от "Кабельщика". Или не получают - как повезет.

Мы в этом году не стали строить собственный стенд - не из экономии, а потому что так увидим больше, и написать сможем больше. Пока получается так, что решение было правильным.

Dasha - 13.37 28.01.2015

"Много знакомых, близких, родных, с которыми мы пересекаемся два раза в год на выставке и на нашем форуме. И мало новых лиц", - делится впечатлениями глава ассоциации "Уралтелесеть" Олег Грищенко.

"Ключевых вопросов было два: вопрос валютных контрактов с телеканалами и изменений на рынке в связи с отменой рекламы, поскольку вопросы очень связаны. Это были два вопроса, ради которых народ по большому счету сюда и приехал", - продолжает Олег.

Что касается деятельности самой ассоциации в рамках CSTB, то она провела "внутренний раунд переговоров, и продолжает вести консолидированную политику по изменениям, связанным с валютными контрактами, осознавая при этом, что для зарубежных каналов сейчас сложное время и важно и поддержать эти каналы, и в то же время сохранить некоторый компромисс интересов в связи с ростом платежей".

Dasha - 14.19 28.01.2015

Напомним, что модерирует сессию главный редактор "Кабельщика" Яна Бельская. Первой выступает Екатерина Макаревич, аналитик iKS-Consulting. Она представляет срез по рынку платного ТВ в 2014 году. "В 2013 году количество абонентов цифрового ТВ превысило число абонентов аналогового ТВ, логично, что эта тенденция продолжается", - отмечает Екатерина. По подсчетам компании, лидером по приросту является IP-телевидение, это связано в первую очередь с усилиями федеральных операторов - "Ростелеком", "Билайн" и "МегаФон".

Dasha - 14.38 28.01.2015

По данным iKS-Consulting, ARPU на рынке растет, но если сравнивать с европейскими данными (за 2013 год), этот показатель в России и там различается в 5-6 раз. Если сравнивать с США и странами Северной Америки, то разница еще больше. Тем не менее, это говорит о том, что по росту ARPU у нас есть еще потенциал. Также аналитики говорят о том, что рынок практически полностью сформирован, его укрупнение идет, но небольшими темпами.

Яна Бельская - 14.40 28.01.2015

Буквально накануне выставки мы встретились с командой этой исследовательской компании в офисе "Кабельщика" на ул. Гиляровского. Долго говорили о рынке и о том, что давно хочется поработать вместе. Ну, мы давно анализируем разные сегменты рынка, но фрагментарно и почти по-детски - на коленке. Некоторое время назад я два месяца "развлекалась" выцарапыванием данных из крупнейших операторских компаний - готовила материал о том, какие источники используют кабельщики в разных регионах (ну, там, интернет, эфир, спутники - и какие). Поняла тогда, насколько тяжел исследовательский труд.

Теперь решили с iKs-ами "замутить" совместное, возможно даже ко-брендинговое исследование рынка платного ТВ и ОТТ - вот проведем выставку, и займемся вплотную. Очень надеюсь, что операторы посодействуют.

Ну, это так, к слову - пока директор iKs Consalting Екатерина Макаревич на сцене рассказывает о состоянии отрасли...

Dasha - 15.07 28.01.2015

Конечно, пока это не заметные показатели, тем не менее, по крупным городам (более 700 тысяч человек) это видно. В таких населенных пунктах телевизор могут не смотреть до 10% жителей. При этом 13% тех, кто снижает время просмотра ТВ, заменяет это время интернетом. "Среди тех, кто ежедневно заходит в интернет, реже смотрят ТВ, у нас увеличивается количество людей, не одобряющих политику государства", - отмечает Екатерина Макаревич. По ее словам, это связано с тем, что у людей за счет уменьшения просмотра федеральных каналов, снижается и давление государства на формирование их мнения. Такие люди за счет интернета и иных сред имеют альтернативную точку зрения.

Dasha - 15.20 28.01.2015

Собственно, к чему движемся? По мнению аналитиков iKS-Consulting, прежние тенденции сохраняются, в текущих условиях серьезных и резких изменений на рынке не будет. При этом нашему рынку, например, не стоит сильно беспокоиться по поводу, к примеру, общемирового тренда по переходу молодежи в онлайн. У нас в стране эта тенденция не настолько сильна, как в той же Америке. "У нас рынок OTT еще недостаточно сформирован, и недостаточно сформирована культура потребления подобного контента", - отметила Екатерина Макаревич. По другим тенденциям она отметила потенциал роста в южном регионе, Сибири и на Дальнем Востоке. Но здесь больший потенциал, разумеется, для спутниковых операторов. "Еще один тренд - происходит старение аудитории ТВ, особенно той, что смотрит ТВ постоянно и более 1 часа в день", - рассказала Екатерина. Также она добавила, что дальнейшее развитие рынка будет идти в основном за счет IP, цифрового ТВ и HD.

Dasha - 15.37 28.01.2015

На фоне вчерашней презентации "Аналитического центра Сигнал-Медиа" интересно выглядел доклад Александра Васильева из компании LanTa. Он представил собравшимся собственные измерения на IP-сети. Компания давно с этим экспериментирует. Изначально LanTa замеряла - какие именно каналы смотрит абонент, затем она стала следить за временем, которое абонент проводит за просмотром. Ну а сейчас начали считать абонентов, которые хоть сколько-то долго задерживают свое внимание на том или ином телеканале. Александр признает, что измерения проводятся достаточно грубо, в них, разумеется, есть свои погрешности. Но оператору этого хватает, чтобы удовлетворять свои потребности - формировать предложение абонентам, показывать рейтинг передач в интерфейсе приставки для подогрева интереса к контенту, причем как текущих, так и архивных. Ну а в дальнейшем своими данными компания готова делиться с каналами - спрос на операторские измерения в их среде есть.

Dasha - 15.42 28.01.2015

В частности - согласовано ли получение данных о телесмотрении с абонентами, не нарушает ли это их право на частную жизнь? Есть ли у оператора информация по полу, возрасту и прочим характеристикам абонента? Согласовала ли LanTa предоставление архивного контента с правообладателями... В общем, вопросы заняли половину времени от выступления Александра, регламент сессии не дал собравшимся разобрать кейс полноценно и оставил много недосказанностей.

Яна Бельская - 15.55 28.01.2015

... о наших кабельных экспедициях, показали кучу фотографий.

Ну, не скажу, что это была бомба, но очень уж хотелось рассказать о некоторых вещах, которые нас удивили, сказать добрых слов в адрес кабельщиков и компаний, которые встретили, иногда сказать ироничных и даже ядовитых слов, восхититься чем-то вслух или поведать пару баек. Понятно, что интереснее всего эти экспедиции проходят для нас самих, но я тешу себя надеждой, что раз наши репортажи читают, значит все это интересно и со стороны.

Яна Бельская - 19.17 28.01.2015

Можно списывать отчасти на то, что организаторы не успели внести его в программу, а анонс услышали не все, но тут и моя вина. Так или иначе, было очень немного народу, собрались самые стойкие. Но, тем не менее, было достаточно живо, иногда даже зло. Два Силиных - Михаил и Саша - жгли напалмом, то спорили друг с другом, то с залом, то сами с собой. Но не сказала бы, что они сказали что-то эксклюзивно новое, что они же не писали бы на страницах "Кабельщика".

Особенно всем запомнился Николай Станишевский заявлением "какое ваше (каналов) собачье дело, в каком пакете я показываю ваш канал, если я за него уже заплатил?" - ему это "собачье дело" потом припомнили раз десять.

Очень здорово говорила Наташа Немова о ценах и об инфляции.

В общем, выступили многие, спорили, но в целом, повторюсь, как-то вникуда. Хотя, может, я чересчур критична...

20.00 28.01.2015

Фотографии экспозиции второго дня CSTB-2015 можно посмотреть тут.

Яна Бельская - 20.20 28.01.2015

Весь день ко мне по привычке подходили операторы, спрашивали линий билетик. Приходилось объяснять, что в этом году формат награждения камерный, билеты достались только номинантам, нам на редакцию выделили один - и тот я отдала выпускающему редактору Даше Бояриновой (то ли в награду, то ли в наказание, потому как вести оттуда репортаж).

Сами мы с операторами отправились в ближайшее вкусное место - ностальгировать по старым нашим выставкам CSTB, когда были толпы народу, все росло и развивалось, государство не замечало отрасль вообще, и это (как мы теперь это поняли) было невероятно прекрасно и замечательно. Сейчас же уныние и разочарование посещает даже самых неисправимых оптимистов. 

Впрочем, рынок рынком, а угорь, которого уже восемь лет привозит на выставку Геннадий Семенов, оператор из Калининграда - угорь по-прежнему прекрасен! 

Dasha - 20.30 28.01.2015
134 номинанта в Большой цифре в этом году. Победителей выбирало жюри, состоящее из 38 человек (председатель - Анатолий Лысенко). 
 
Первый блок награждения быд посвящен компаниям-операторам. Номинаций в нем было три:
1) Поддержка и обслуживание абонентов (оператор с базой свыше 100 001 человек). Победу одержали сразу две компании - "НТВ-Плюс" и "Билайн".
 
Вручая премию Юрий Припачкин пожелал, чтобы у игроки отрасли, встречаясь на пересекающихся дорогах, уступали друг другу, а не вступали в конфликт.
Dasha - 20.41 28.01.2015

В номинации "Поддержка и обслуживание абонентов" (оператор с базой от 10 тысяч до 100 тысяч человек) победу одержал "Данцер", обойдя компании "Телемир" и "Трансинформ".

Приз за лучшее "Маркетинговое продвижение среди операторов с базой от 10 тысяч до 100 тысяч человек" получил "Трансинформ" из города Лесного, на сцену вышел его директор Сергей Поторочин.
Dasha - 20.54 28.01.2015
"Большую цифру" за "Комплексные платформы для OTT" получил Huawei.
 
Приз в номинации "Сети и технологии доставки контента CDN и Contribution" отправился в компанию NGenix.
 
За лучшие "Порталы линейного вещания ТВ" жюри наградило компанию MegaLabs. Кстати, выходя за наградой на сцену, представитель компании сообщил, что в этом году MegaLabs еще представит нечто новое. Ждем-с.
 
Среди VoD-порталов призом отметили сервис "Амедиатека". При этом соревновался портал с сервисом RuTube.
 
Ну а за комплексные услуги VoD и вещания был отмечен сервис NemoTV.
Dasha - 20.58 28.01.2015

Спецприз от Eutelsat по случаю 20-летия партнерства ушел ФГУП "Космическая связь". Спецприз "За вклад в развитие интерактивного телевидения" достался "Билайн ТВ" "За самые высокие темпы прироста абонентской базы" спецприз вручили "Триколор ТВ" Ну а специальную награду "За создание уникальной по количеству телеканалов и по территориальному охвату спутниковой платформы" отдали "Орион Экспресс".

Dasha - 21.10 28.01.2015
Который год подряд ее завоевывет Discovery Channel, причем как по мнению жюри, так и по мнению зрителей. Документально-познавательный канал (по мнению жюри)
 
А вот в номинации "Информационно-деловой канал" мнения разделились. Жюри отдало свои голоса за канал "Москва 24", а зрители - LifeNews. 
 
Профессионалы отрасли присудили "Большую цифру" за лучший "Спортивный канал" каналу "НТВ-Плюс Футбол 1". Зрители же в этой номинации проголосовали на "Спорт 1".
23.37 28.01.2015

Вот тут можно посмотреть церемонию награждения "Большой цифры".

А вот тут - фотографии.

Яна Бельская - 10.37 29.01.2015

На третий день осталось самое сладкое и самое простое. Во-первых, потому что главное уже позади - я вчера отработала свою секцию на форуме, отгремела Большая цифра, а некоторые, судя по лицам, работали не покладая рюмки рук до глубокой ночи. Во-вторых, по привычке последний день ленив на любой выставке, вне зависимости от того, третий он, четвертый или пятый. 

В этот день лучше всего делать фотографии - людей не очень много, а стенды все еще красивые и компании в полном составе, хоть и расслабляются. Единственное, что не хорошо в последнем дне - команда Viasat, умилившая всех в первый день чудесными костюмами, сегодня в обычном парадном. Ну, у кого как, а у виасатовцев в этом году, пожалуй, построили самый креативный стенд.

Dasha - 12.43 29.01.2015

Собственно, сегодня день должен быть коротким. Конференционных программ заявлено всего две - одна посвящена спутниковому вещанию в России, другая - преимуществам линейного и нелинейного телевидения. На второй секции, модератором которой выступает гендиректор "Первого ТВЧ" Николай Орлов. Только что выступал коммерческий директор Okko Иван Гродецкий, который пространственно рассказал о зарубежных лидерах OTT-отрасли, призвав рассматривать их не как онлай-кинотеатры, а онлайн-телеканалы, выделил деятельность российского сервиса "Амедиатеки", и рассказал, что Okko - это премиальный сервис, и у него особая аудитория. При этом в подробности своих достижений Иван вдаваться не стал, хотя было бы интересно узнать - каких успехов платформа достигла по направлению онлайн-вещания телеканалов, в особенности, учитывая, что данное направление она развивает исключительно в Smart TV. Будем узнавать об этом отдельно...

Dasha - 12.51 29.01.2015

А заодно и об особенностях предоставления услуги Time-Shift. Представитель от компании - Загородная Марина, для начала обратила внимание на некоторые трудности. Например, на то, что абонентам не объяснишь - что такое очистка прав, и как они влияют на количество телеканалов, доступных по услуге.

Далее Марина напомнила собравшимся, что "Билайн" за последние пару месяцев запустила обе услуги с коммерческими названиями "Возврат эфира" и "Прайм-тайм". 

На вопрос - боится ли компания конкуренции с OTT, причем как по части линейного, так и нелинейного контента, Марина ответила, что скорее нет, поскольку аудитории у IPTV и OTT не на 100% пересекаются.

Dasha - 12.59 29.01.2015

Свой доклад Сергей начал с того - кто же для него клиент. Это для них в первую очередь человек, потом босс, король, ну а заодно еще и кошелек - все же занимаются коммерческой деятельностью. 

Затем перешли к истории платного ТВ, которая в регионах зародилась в 2003 году. Причем только через пять лет - к 2008 году, клиенты распробовали услугу. До этого упирались и говорили - нам кроме антенны ничего не нужно. И тогда же в регионах начали предлагать цифровое ТВ, которое, в свою очередь, стало довольно популярным только к 2014 году. 

Что дальше? Пришло время HD-каналов, дополнительных услуг - VoD, catch-up и т.д. Как приучить пользователя к этому? Опять постепенно объяснять все преимущества клиенту, глядишь, лет через пять все это будет нужно =)

Dasha - 13.12 29.01.2015

"Что делает клиент, когда наступает кризис? Он начинает нервничать и бежит покупать телевизоры", - говорит Сергей Пухарев, иллюстрируя свое заявление фотографией одних из последних недель декабря 2014 года, когда наши соотечественники по всей стране ринулись покупать технику (в том числе телевизоры) в невероятных количествах. Сергей рассказал о случае, когда в одном из магазинов выдавали телевизоры с условием - по одному на руки.

Надо сказать, я тоже была сведетелем этого "безумства" =) Пустые полки в магазинах крупнейших ритейлеров, огромные очереди...

Dasha - 13.13 29.01.2015

Пока никто не готов за дополнительные сервисы платить, поэтому оператор на них ничего не зарабатывает, говорит представитель "ЭР-Телекома". Несмотря на это, Сергей Пухарев призывает ничего не бояться, поскольку допсервисы дают как минимум лояльность абонентов.

Что делать дальше? Как продвигать допуслуги? Ходить к абонентам, объяснять - зачем им это нужно. То есть заниматься всем тем, чем компания занималась с 2003 года.

Кстати, мультискрин компания не планирует монетизировать в принципе. Это не заложено в стратегии. Catch-up продвигают через телевизор, а Multiscreen через e-mail.

Плюс, "Дом.ru" намерен запустить некоторые новые сервисы, о некоторых из них будет объявлено уже в марте. 

Dasha - 13.33 29.01.2015

Максим начал с мировой аналитики, которая показывает, что в некоторых странах уже в этом году OTT обгонит линейное ТВ. "Но, к сожалению, не в России", - сетует Чернов.

Тем не менее, OTT-направление активно развивается, в связи с чем "Амедиа" более тщательно изучает аудиторию, потребляющую ее OTT-продукт. По данным компании, аудиторией "Амедиатеки" в основном является молодежь, которая смотрит контент OTT-платформы на устройствах с разной ОС, предпочитает отдыхать за рубежом, искать информацию о контенте прежде, чем его смотреть, и алчет "лидеров мнений" - рекомендации от друзей, рейтинги в соцсетях... Именно по этой причине "Амедиа ТВ" подстегивает обсуждение в соцсетях того контента, который имеется на "Амедиатеке". Причем даже среди тех пользователей, которые пользуются для просмотра их контента пиратскими сервисами.

"Я считаю, что OTT - это будет прорывная история, поскольку она совмещает в себе линейное и нелинейное телесмотрение", - заключил Максим Чернов.

Dasha - 13.43 29.01.2015

Давнишний вопрос - должен ли OTT-игрок платить оператору за трафик? Разумеется, ссылаются на опыт компаний Netflix и Comcast в Америке (напомним, Netflix платит ему и еще ряду кабельных операторов за трафик, в обмен на гарантированную скорость и интернет-соединение). 

"Сейчас мы готовы делиться доходами от продаж. А вот когда мы станем такими же большими как Netflix, тогда мы будем готовы платить операторам за трафик", - ответил Максим Чернов.

Dasha - 13.51 29.01.2015

Романчук Виктор, директор интернет-проектов Viasat, вначале поделился зарубежной аналитикой. Смысл цифр и трендов все тот же: потребление контента через OTT-сервисы растет, традиционное телесмотрение снижается.

Как не потерять ТВ-зрителя, переведя его на онлайн-ресурсы? Осуществить конвергенцию с линейным вещанием. Запустить Catch-up, онлайн-вещание на своих и сторонних платформах. 

Дальше пошли вопросы из зала. "Кабельщик" задал вопрос относительно судьбы сервиса Viaplay, запущенного в России некоторое время назад. Как его в дальнейшем планируется развивать? Как выяснилось, планируется ребрендинг этого проекта. Он будет называтсья TV1000 Play. И на его базе, в частности, планируется организовать онлайн-вещание телеканалов Viasat.

Dasha - 14.04 29.01.2015

Выступать вышел Дмитрий Минеев, директор по контенту и развития бизнеса Nemo TV. "Есть один миф, который я хочу развеять. Все думают, что основные цифровые услуги потребляются в Москве. Это не так. В регионах меньше развлечений, поэтому они заменяют себе все варианты досуга, доступного столичным жителям, просмотром телевизора", - поделился Дмитрий. Далее он перешел к собственной статистике Nemo TV. Всего в среднем контент Nemo TV каждый пользователь смотрел 16 часов 53 минуты за 2014-ый год. Причем больше всего он смотрел Live-контент, по сравнению с Catch-up и VoD. В архив возвращаются 45% пользователей. "Тренд 2015 года - систематизировать подход к catch-up, PVR и Time-Shift", - рассказывает Минеев, заявляя, что в этом году Nemo TV планирует более глубоко анализировать получаемый массив данных, в том числе в режиме онлайн.

Dasha - 14.15 29.01.2015

"Кто наш пользователь - это в основном семейные мужики, которые хотят посмотреть детский телеканал, семейный фильм. Для нас это стал вольшой вопрос - а почему? Все просто. Потому что в регионах символ дивана до сих пор действует", - рассказал об аудитории Nemo TV Дмитрий Минеев.

...

"Во всем мире смотрят телевидение, а в России смотрят телевизор" - это к вопросу о том, смотрят или не смотрят ТВ наши соотечественники. 

Dasha - 14.29 29.01.2015

По мнению представителя Nemo TV, каждый ключевой игрок на рынке сейчас ставит какие-то преграды для развития возможностей. 

"Мы за кооперацию, чтобы у каждого был не свой маленький 100%-ный пирожок, а чтобы у каждого было по 10% от одного, но огромного пирога. Возможно, тогда мы станем более цивилизованными", - предлагает решение Дмитрий.

Из зала задали вопрос про базу. Минеев заявил, что на сегодняшний момент у сервиса 410 тысяч зарегистрированных пользователей. Платящих не раскрывают. "Мы довольны, скажем так".

Яна Бельская - 20.37 29.01.2015

Выставка закончилась. Кто бы что ни говорил, именно с CSTB начинается кабельный год,  и он таки начался. Очень много говорили в эти три дня о том, какой прошлый год был трудный, и что наступивший будет точно не легче. А по-моему, он будет таким, каким мы его сделаем.

Даты CSTB-2016 уже определены - 26-28 января.

Вот тут мы выложили еще немного фотографий третьего дня.

Да, и еще мы раздали почти весь тираж большущего и очень яркого бумажного "Кабельщика". В этом году изрядно постарались над ним, сами рисовали - Je suis Charlie. В ближайшем будущем опубликуем на сайте самые интересные материалы - ну, мы же не можем оставить наших читателей, не доехавших до выставки, без таких замечательных статей наших замечательных авторов - они в этом году были в ударе.

До встречи!