Сегодня ночью в 01:42 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Протон-М" с космическим аппаратом "Экспресс-АМ4Р" на борту. Спутник должны были вывести на геостационарную орбиту в точку стояния 80° в.д. Однако, в результате нештатной ситуации, возникшей во время работы третьей ступени ракеты-носителя, "АМ4Р" так и не был доставлен на запланированную орбитальную позицию.
 
По информации РИА Новостей, "Протон-М" упал на Алтае или в акватории Тихого океана. Точного местоположения ракеты-носителя пока определить не удалось. По данным ИТАР-ТАСС, ракета со спутником сгорела в плотных слоях атмосферы, при этом отдельные мелкие фрагменты могли упасть на Землю.
 
Сразу после аварии Роскосмос заявил, что уже создана специальная комиссия, которая в настоящее время "анализирует телеметрическую информацию и выясняет причину возникновения нештатной ситуации". По предварительным (неофициальным) данным, причиной аварии стала нештатная работа рулевого двигателя третьей ступени.
 
Очередная авария "Протона" (напомним, что предыдущая авария состоялась 2 июля 2013 года, во время вывода ракетой-носителем на орбиту спутников "Глонасс") повлияет на график запуска других космических аппаратов. Уже сейчас говорят, что на неопределенное время переносится запуск "Экспресс-АМ6″, который должен был состояться 15 июля.
 
Добавим, что "Экспресс-АМ4Р" был самым мощным российским спутником. Аппарат был построен европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь" на базе платформы Eurostar Е3000 и оснащен 63 транспондерами С-, Кu-, Ка-, L-диапазона и 10 антеннами для устойчивого покрытия всей территории России и стран СНГ. 
 
"Экспресс-АМ4Р" создавался в качестве замены "Экспресс-АМ4″, который во время запуска в августе 2011 года в результате нештатной работы разгонного блока "Бриз-М" был выведен на нерасчетную орбиту, а впоследствии сведен с околоземной орбиты и затоплен в Тихом океане.
 
Надо сказать, что среди профессионалов отрасли 80-ый градус восточной долготы считается уже чуть ли не заколдованной точкой. Началось все со спутника "Экспресс-АМ2", выведенного на данную точку в марте 2005 года. Аппарат не успел проработать и половины своего срока, как у него начались проблемы с энергообеспечением (первые такие неполадки были зафиксированы в 2008-ом году). В результате, уже в 2009 году "АМ2" признали частично погибшим, хотя продолжали вести с него какое-то вещание, а в 2010 году полностью прекратили использовать его по назначению.
 
После "Экспресс-АМ2" на 80-ом градусе пытался прижиться "Экспресс-МД1". Запущенный на орбиту в феврале 2009 года, уже спустя четыре года он вышел из строя. В июле 2013 года на КА произошел сбой в пространственной ориентации, повлекший за собой нарушение трансляции ряда каналов. Проблему устранить не удалось, и в результате все каналы, вещающие с этого аппарата были переведены на "Ямал-202", а сам "МД-1" в августе 2013-го отправлен на орбиту захоронения.
 
Следом ГПКС решил отправить в "заколдованную" точку "Экспресс-АМ4". Он не прослужил намеченным целям и дня. Как мы уже писали выше, в результате нештатной работы разгонного блока спутник не был выведен на расчетную орбиту, и впоследствии, будучи признанным окончательно потерянным, был затоплен в океане.
 
Update: По состоянию на 11 утра Роскосмос официально подтвердил информацию о том, что ракета-носитель "Протон-М" со спутником "Экспресс-АМ4Р" сгорели. "В настоящее время продолжает работу комиссия по расследованию причин аварийной ситуации. По предварительным данным анализа телеметрической информации разрушение 3 ступени произошло на высоте 160 км при скорости полета 7 км/с. Все составные части, а также компоненты топлива сгорели в плотных слоях атмосферы", - отмечается в сообщении агентства.