Законопроекты лидера Российской партии пенсионеров за справедливость Игоря Зотова, предлагающих изменения в закон "О рекламе", прошли и второе и третье чтение. Причем в этот раз "за" эти документы проголосовало даже больше депутатов, чем во время первого чтения. 
 
Теперь законопроекты, предлагающие запретить рекламу на платных телеканалах, отменить 35%-ный порог для продавцов медиа-рекламы и вплоть до 31 декабря 2018 года вернуть в отечественный эфир рекламу пива, направят на одобрение в Совет Федерации, заседание которого должно состояться 9 июля. Отметим, что это будет последнее заседание Совфеда в текущую сессию.
 
Голосование во втором чтении за законопроект о запрете рекламы на платных каналах
 
Все три законопроекта Зотова были приняты Думой с поправками. Причем меньше всего изменений претерпел проект, связанный с запретом рекламы на платных каналах, по сути, там подправили место расположение новых пунктов в законе "О рекламе", а больше всего поправок внесли в закон, временно снимающий запрет на рекламу пива. Кстати, все принятые поправки были внесены представителем партии "Единая Россия" Сергеем Кривоносовым. 
 
Конечно, можно сокрушаться, что документы Игоря Зотова прошли в Совет Федерации именно в текущем виде, в особенности, закон, устанавливающий запрет на рекламу на платных каналах. Однако, не факт, что внесенные думцами предложения помогли бы исправить положение, если не больше бы его усугубили.
 
Допустим, представители партии "Справедливая Россия" предлагали изложить один из пунктов законопроекта следующим образом: "141. Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, если стоимость абонентской платы пакетов каналов, в которых размещены данные телеканалы превышает 500 рублей в год. Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а равно телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации посредством наземного эфирного вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации."
 
Комитет отклонил эту поправку, объяснив, что "поскольку стоимость абонентской платы формируют распространители пакетов каналов, предложенная поправка позволит им осуществлять дробление пакетов и их стоимости и тем самым обойти предусмотренный законопроектом запрет распространения рекламы на платных каналах".
 
Также комитет отклонил предложение изложить этот же пункт в такой формулировке: "142. Часть 141 не распространяется на телеканалы, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, которые осуществляют вещание не более пяти лет", и в такой: "143. Часть 141 не распространяется на телеканалы, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, которые относятся к организациям телерадиовещания, осуществляющих вещание не более чем в одном субъекте Российской Федерации".
 
Обе поправки не прошли по причине того, что они "позволят обойти предусмотренный законопроектом запрет распространения рекламы на платных каналах", только первая "при помощи периодической "перерегистрации" каналов", а вторая "при помощи проведения соответствующей структурной перестройки вещательных организаций (например, создание холдинговой структуры включающей самостоятельные вещательные организации, осуществляющие деятельность в пределах одного субъекта)".
 
В общем, если законопроект Зотова о запрете рекламы получит одобрение у Совета Федерации, то уже с 1 января 2015 года статья 14 закона "О рекламе" будет дополнена пунктом 141 следующего содержания: "141. Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации."
 
Добавим, что во время голосования за законопроекты во втором и третьем чтении депутаты из фракций КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР вновь пытались призвать коллег голосовать против этих документов. Почти все выступавшие на голосовании депутаты указывали на коррупциогенную составляющую рассматриваемых законопроектов, и что не зря их представляют в Думе вместе.
 
"Вопрос даже не в том, что мы сегодня разрешаем рекламу пива, а в том, что мы этим законопроектом фактически убираем конкуренцию на этом рынке, — высказался о законопроекте, отменяющем 35%-ное пороговое значение для селлеров медиа-рекламы Валерий Гартунг из "Справедливой России". — То есть весь этот денежный поток, а это десятки миллионов долларов, заворачиваем в один карман. Хотелось бы узнать — чей это карман, и я думаю, мы это скоро узнаем, когда увидим — кто будет бенефициаром этих денег.
 
У нашей фракции возникает вопрос по поводу этих законопроектов на предмет их коррупциогенности. Именно поэтому мы обратились с просьбой поручить комитету по безопасности проверить данные законопроекты на предмет коррумпированности. Поручение провести такую экспертизу было дано, но, к сожалению, пока никто не торопится его выполнять, все сносится на осень. А за это время через Государственную Думу протаскиваются в срочном порядке законопроекты, которые фактически способны переделать рекламный рынок и направить рекламные бюджеты в определенные карманы. Почему такие законопроекты проводятся без антикоррупционной экспертизы, мы не понимаем!".
 
 
На это обвинение комитет по безопасности ответил, что экспертиза была проведена 3 июля в надлежащем порядке. Но на ответ комитета тут же последовала реплика коллеги Гартунга Олега Нилова. "Как осуществлялась экспертиза антикоррупционная, мы вчера видели. Когда в два часа дня Анатолий Карпов пришел и сказал, что рассматривать эти законопроекты сейчас комитет не будет. На вопрос когда — он ответил "не знаю". В результате получилось, что когда все депутаты разъехались, на заседание комитета пришло 4 депутата с доверенностями. Вот так они исследовали законопроекты на разные антикоррупционные составляющие", — рассказал Нилов.
 
При этом депутат от "Справедливой России" добавил, что "сегодня не "Единая Россия" партия власти, а партия пива и рекламщиков, которая заставила вас потупив глаза проголосовать за эти никчемные, вредные законопроекты".
 
Стоит также добавить, что еще до начала пленарного заседания (в 9 утра) на сайте Госдумы появились документы, гласящие, что все три законопроекта Игоря Зотова уже рассмотрены во втором и третьем чтении, и что у ответственного комитета к формулировкам этих документов претензий нет. Также на сайте заранее были выложены принятые и отклоненные поправки по всем трем документам.