Большинство регионов России имеют недостаточный уровень развития института массовой информации, свидетельствует новый отчет "Индекс развития медиасферы-2017". По сообщению Комитета гражданских инициатив, исследование провели фонд "Медиастандарт" и исследовательская группа "Циркон".
 
Отчет показал, что в большинстве регионов медиасфера инертна и почти не реагирует на существенные изменения, происходящие на рынке массовой информации с 2014 года. По итогам исследования аналитики разделили все регионы на четыре класса, где рейтинг А присвоен 13 наиболее развитым регионам с лидерами в Москве, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Свердловской области. В рейтинг B вошли 28 регионов со средним уровнем развития института массовой информации, в рейтинг C - 31 регион с недостаточным уровнем. в рейтинге D оказались 13 регионов с наихудшими показателями.
 
По словам директора "Медиастандарта" Дмитрия Казьмина, разрыв между наиболее и наименее слабыми регионами не сокращается, а, напротив, расширяется. Последние не используют эффект низкой базы: ни один регион из класса D (наименьший уровень) не показал за эти три года устойчивого роста, так же как никто из класса A (наиболее развитые регионы) – устойчивого падения.
 
При этом нет региона, который бы за три года смог бы совершить резкий скачок в развитии – сразу на две ступени вверх. Тем не менее, семь регионов за 2015–2017 годы продемонстрировали устойчивый рост в рейтинге. Это Алтайский край, республика Коми, Кемеровская и Магаданская области, перешедшие из класса C в B. А также Приморский край, Нижегородская и Томская области, которые переместились из класса B в A. Четыре региона продемонстрировали устойчивое падение. Из класса B в C перешли Вологодская и Ульяновская области, а из C в D – республики Марий Эл и Мордовия.
 
Ключевым фактором, влияющим на медиасферу в российских регионах, остается финансирование из региональных бюджетов. За три года эти расходы сократились меньше, чем рекламный рынок. Так, на 2017 год регионы запланировали потратить на прямое и косвенное финансирование средств массовой информации 40,4 млрд рублей, что лишь на 8% ниже аналогичных трат в 2016 году. Поддержка по-прежнему сопоставима со всем региональным рынком рекламы. Годовые затраты регионов в 2017 году в расчете на одного жителя составляют 156 рублей (медианный уровень). Самый низкий уровень – в Пермском крае (13 рублей), самый высокий – в Ямало-Ненецком автономном округе (4920 рублей). На Москву приходится почти 30% расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть менее 1000 руб.
 
"Трехлетнее исследование демонстрирует, что ключевое влияние на развитие медиасферы в регионе оказывает скорее государство и бизнес, чем потребители информации", – отметил руководитель "Циркона" Игорь Задорин.