Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) опубликовала результаты мониторинга российских законов и законопроектов, касающихся интернета, совместно с Институтом исследований интернета (ИИИ) по итогам первого квартала 2018 года. В числе основных выводов авторы отчета отмечают, что в России выросла доля резонансных инициатив, которые имеют концептуальную поддержку экспертов, однако оцениваются достаточно неоднозначно. Это связано с тем, что в документах присутствуют важные отсылочные нормы, которые еще не определены, поэтому их оценка может измениться как на положительную, так и отрицательную. 
 
"При этом резкое снижение доли инициатив с положительной оценкой на фоне роста нейтральной – следствие недостаточной проработанности или качества даже тех законопроектов, которые бы могли принести пользу отрасли ", - говорится в отчете.
 
Главной тенденцией в 2018 году стало регулирование социальных сетей. Законодатели предлагают все больше новых репрессивных мер, при этом они ссылаются на мировые инициативы, такие как меры по с борьбе с фейковой информацией. Некоторые инициативы направлены на регулирование использования сервисов детьми - однако, по мнению РАЭК, они являются скорее популистскими и могут в будущем ухудшить доступность детского контента.
 
Также эксперты отдельно проанализировали законодательные основы ограничения доступа к информации. Они обратили внимание, что часть оснований для блокировки или, наоборот, снятия с блокировки, до сих пор недостаточно проработана. На практике оператор реестра, по мнению РАЭК, по-своему трактует те или иные положения об ограничении доступа и зачастую принимает решения, которые не соответствуют постановлениям судов. Главный аналитик ассоциации Карен Казарян подчеркнул, что статьям 15.1-15.7 закона об информации необходима глубинная переработка вместе с передачей функции оператора реестра независимым организациям.
 
"Все эксперты солидарны в том, что 2018 год непростой с точки зрения трендов регулирования. И дело не только в том, что именно в этом году вступают в силу такие резонансные законы, как "пакет Яровой" или европейский GDPR. Но и в том, что мы наблюдаем в этом году обострение противоречий и борьбу двух направлений и парадигм регулирования отрасли высоких технологий – традиционную для последних 6 лет "охранительно-запретительную" и так необходимую нам "инновационно-стимулирующую" (которая не может быть проигнорирована в ситуации сложных современных геополитических процессов, усиливающейся конкуренции в борьбе за рынки, а также благодаря появлению в России программы "Цифровая экономика")", - отметил директор РАЭК Сергей Плуготаренко