Минкомсвязи РФ планирует обсудить с правительством изменение сроков запуска для всей страны телеканалов II мультиплекса, — об этом сообщают "Известия" со ссылкой на источник в правительстве РФ. Изначально срок запуска был намечен на 2015 год (сгласно федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы"). 
 
Но министерство предлагает сдвинуть сроки запуска до 2019-го. Данный вопрос обсуждался на первом заседании Общественного совета при Минкомсвязи, которое состоялось на прошлой неделе. В пресс-службе Минкомсвязи не прокомментировали информацию. Ранее сообщалось, что перенос сроков на 2018 год обсуждается правительственной комиссией по телерадиовещанию, и уже через пару месяцев может быть принято решение — переносить или нет на 3-4 года срок полного завершения строительства сети второго мультиплекса.
 
"Второй мультиплекс запущен и работает. Он уже охватывает около 60% населения", — подчеркивает один из участников заседания, напоминая, что сначала он будет запущен в больших городах, потом — в средних, затем — в малых, и, наконец, в отдаленных районах, где почти нет рекламного рынка.
 
В Минкомсвязи обратились участники второго мультиплекса с просьбой перенести сроки, аргументируя это тем, что российский рекламный рынок "схлопывается", и медиакомпании не смогут ежегодно выплачивать в общей сумме 1 млрд рублей за присутствие во втором мультиплексе. Также недавно правительственная комиссия про просьбе региональных телекомпаний уже отодвинула срок отключения аналогового вещания в стране на 2018 год, что означает для телеканалов второго мультиплекса одновременные платежи одновременно и за мультиплекс, и за аналоговый сигнал как минимум три года подряд. Согласно оценке топ-менеджера одной из телекомпаний, на поддержание вещания в аналоговой сети один канал тратит 100-150 млн рублей ежегодно. Поэтому телеканалы были бы довольны, если бы второй мультиплекс начал вещание по всей стране одновременно с отключением аналогового сигнала. 
 
Напомним, что получателем ежегодного платежа выступает ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС). Общая сумма необходимых выплат зависит от количества передатчиков и их мощности (чем менее населена территория, тем больше передатчиков нужно устанавливать для охвата того же количества людей). После завершения строительства сети ежегодные выплаты составят около 1 млрд рублей. Но в 2014 году участие в ФЦП для вещателей обойдется вчетверо дешевле, чем планировалось ранее (около 130 млн рублей). При этом вещателям придется перечислить авансом плату за 2019-2020 годы (см. письмо о дополнениях к договору на оказание услуг, разосланное РТРС в адрес телеканалов второго мультиплекса в конце мая).
 
В пресс-службе РТРС рассказывают, что "порядок строительства сети второго мультиплекса во многом определяется экономической целесообразностью для вещателей. Поэтому корректировки федеральной целевой программы, учитывающей интересы вещателей, вполне логичны. Тем более что речь идет не о переносе сроков запуска: поэтапный ввод в эксплуатацию передатчиков второго мультиплекса идет и будет идти непрерывно. Речь идет о сроке полного завершения строительства сети и достижения целевых индикаторов, заложенных в ФЦП".
 
При этом, как пишет портал ComNews, перенос окончания сроков запуска второго мультиплекса ударит по доходам подрядчиков РТРС в этом году в связи с сокращением объемов работ. Работы по строительству сети цифрового вещания занимается восемь системных интеграторов, которых РТРС отобрала в ходе тендера в июне 2013 года — это компании "ТД Связь Инжиниринг", "НПП Триада-ТВ", "ТехноСерв АС", Российский институт мощного радиостроения, "Алмаз-Антей Телекоммуникации", "Мощная Аппаратура радиовещания и Телевидения", "Телеком-проект-5" и "Союз-Телефонстрой" (см. новость ComNews от 19 июня 2013 г.). Генеральным исполнителем проекта по строительству объектов вещания второго мультиплекса выступает "ТД Связь Инжиниринг", с которым был заключен договор стоимостью 14,5 млрд руб. И практически все эти подрядчики будут терять доходы из-за переносов сроков строительства.
 
По словам руководителя пресс-службы ГК "Техносерв" Екатерины Андреевой, в рамках второй очереди в 2014-2015 гг. может быть введено порядка 800 объектов вместо запланированных 1500. В свою очередь представитель ОАО "Союз-Телефонстрой" Виктор Логинов отметил, что заключенный с его компанией контракт бессрочный и оплачивается по факту работ, однако перенос сроков может привести к тому, что в этом году по этому проекту "Союз-Телефонстрой" недополучит до 60% доходов из-за сокращенного объема строительства. Для крупных диверсифицированных подрядчиков это не критично, то для тех, кто фокусирует свой бизнес на единичных заказах, ситуация может быть весьма неприятной.