Корпоративный рынок платного ТВ: минное поле или золотая жила?

(материал для дискуссии)

Сегодня, когда проникновение услуги платного ТВ среди домохозяйств приблизилось к 73%, а оставшиеся неподключенными не очень и стремятся стать абонентами, поскольку

а) хватает коллективной антенны или эфирного ТВ 
б) все есть в интернете 
в) реальная жизнь важнее 
 

операторы платного ТВ все чаще смотрят в сторону корпоративных пользователей. Казалось бы – вот он, потенциал: по данным "ТМТ Консалтинг", по итогам 2016 года число абонентов-юридических лиц (тех, кто заключил договор с оператором) составило всего 86 тыс. (из почти 5 млн, по данным Росстата, зарегистрированных юрлиц и ИП). Средний счет корпоративного пользователя почти в 10 раз выше среднего по рынку (1 480 против 156 рублей, по оценке "ТМТ Консалтинг"). Однако все непросто:

  1. Пользователи не хотят подключаться, как юридические лица. Пользователям проще (а главное, дешевле) не заключать договор с оператором, а купить спутниковое оборудование и пользоваться им, как это делают физические лица. Либо просто использовать цифровое эфирное ТВ. При этом, как минимум, нарушаются правила публичного показа. 
  2. Операторы не могут предоставить юридическим лицам весь перечень телеканалов, которые они предлагают физическим лицам. Операторы должны соблюдать требования по выполнению авторских и смежных прав, то есть пакет телеканалов, который они готовы предложить пользователям-юридическим лицам, должен содержать только телеканалы с правом публичного показа (например, каналы первого и второго мультиплексов являются общедоступными только в случае индивидуального просмотра). Поэтому предложение операторов юридическим лицам, предполагающим просмотр ТВ в общественных местах, сильно ограничено. 

Таким образом, у салона красоты имеется альтернатива: 

- подключить цифровое эфирное телевидение бесплатно для того, чтобы посетители могли смотреть привычные им эфирные телеканалы 

- либо платить в 10 раз больше и предлагать посетителям ограниченный набор телеканалов 

В первом случае, как известно, будут нарушены права публичного показа. 

Что выберет салон красоты? По самым осторожным оценкам, число подключений юридических лиц только к спутниковому ТВ до 10 раз превышает число официально заключенных договоров. Сколько организаций используют эфирное ТВ, не поддается оценке. 

Можно ли ожидать, что отношение корпоративных пользователей к способу подключения платного ТВ в ближайшем будущем изменится?

"ТМТ консалтинг" видит следующие варианты развития рынка:

1. При сохранении текущей ситуации на рынке (массовый характер нарушений авторских и смежных прав, сложная процедура получения прав публичного показа, хаотичная правоприменительная практика и т.п.) число клиентов-юридических лиц, подключенных к услугам операторов платного ТВ, в ближайшие 5 лет будет расти в среднем на 10% в год и к 2022 году превысит 150 тыс. Росту рынка будет способствовать более активная работа операторов в сегменте юрлиц – формирование узконаправленных предложений, пакетов с другими услугами связи и т.п. 

2. В случае усиления борьбы с нарушениями, в первую очередь, в местах общественного просмотра, (массовые проверки со стороны операторов и правообладателей, штрафные санкции, информирование юридических лиц о правилах публичного показа и т.п.) можно ожидать более высоких темпов развития рынка: в ближайшие 5 лет абонентская база будет расти в среднем на 20% в год и к 2022 году превысит 250 тыс. Однако такой рост может произойти только в случае активной работы с целевой аудиторией: - в частности, если со стороны операторов и правообладателей будут подготовлены специальные предложения к ЧМ-2018.

3. …? (тут, собственно, принимаются ваши идеи, дорогие читатели Кабельщика!)

Какие еще возможны варианты? Что может оказать существенное влияние на развитие рынка?

  • совершенствование законодательства?
  • ослабление требований в отношении публичного показа?
  • создание эфирными телеканалами версий для публичного просмотра, когда вместо контента с ограниченными правами включается другой – с "очищенными" для публичного показа (в том числе содержащий рекламу).

В любом случае ситуация, которая сложилась сейчас – когда ни у пользователей практически нет возможности предлагать посетителям телевизионный просмотр на правовой основе, ни у операторов – формировать полные пакеты телеканалов, – не выгодна никому. 

Свои комментарии и предложения можно публиковать тут же, либо присылать их в редакцию по электронной почте report@cableman.ru.


"Допрыгались" парикмахерские, вот и за ними "пришли".