Операторы и вещатели: #меняневзяли

В жизни телевизионного сообщества есть две главных выставки, которые вместе с сопутствующими мероприятиями в те же дни (конференции, награждения, спонсорские "ивенты") собирают значительный состав участников со всей России. Это осенний НАТ и зимняя CSTB.
 
И каждый год сначала солируют вещатели, говоря о непомерно возросших аппетитах кабельщиков и их "неправильном" к ним отношении, а потом в "Крокус экспо" [выставочный центр, где проходит выставка CSTB – ред.] вечная дискуссия операторов и "эфирщиков" повторяется с точностью до наоборот.
 
Мне кажется, что это действо, по сути, стало некоей традицией, которую менять бессмысленно, да и непривычно. Но расширяющееся число площадок, каждая из которых стремится быть "витриной" того или иного отраслевого объединения – будь то АКТР или "Ростелесеть", НАТ или МКС, - привело к увеличению "междусобойчиков", где принято общаться с единомышленниками (ну, или "коллегами по несчастью"), а никак не с партнерами из смежных отраслей бизнеса.
 
И если состав спикеров на подобного рода форумах зачастую пересекается, то аудитория в зале – редко. Что и приводит к разговорам про себя с самими собой, в то время как наиболее важные вещи со сцены произносятся в отсутствие тех, для кого они могли бы стать сенсацией.
 
Так уж получилось, что в 2017-м из-за более ранних сроков проведения двух традиционных осенних мероприятий - конгресса НАТ и клиентской конференции телеизмерителя Mediascope, десять дней в конце октября – начале ноября вместили в себя аж четыре отраслевых мероприятия. Помимо упомянутых выше мероприятий на ВДНХ и (почему-то) в Сколково, прошла традиционная "Неделя российского интернета" (RIW), где немало говорилось и о судьбах ТВ, и второй Национальный рекламный форум - также грозящий стать традиционным.
 
К чести НАТ, первый день конгресса был спланирован в дискуссионных форматах "круглых столов". Днём говорили на вечную тему "телевидение в кабельных сетях", вечером довелось лично обсудить "проблемы регионального телевидения". Надо отдать должное главе АКТР, который принял приглашение организаторов и живо участвовал в обсуждении вопросов с вещателями - с предсказуемым результатом.
 
 
Увы, вряд ли это был спор с целью поиска конструктива. Каждый пришел "со своим уставом", предлагая заодно написать государству парочку новых (желательно, со словами "обязать" или "запретить"). Начавшись довольно миролюбиво, с предложения Юрия Припачкина объединить усилия в борьбе за качество предложения абонентам на фоне стагнации телевизионного и операторского бизнеса и при резком росте OTT, "кабельный круглый стол" (как и следующий, региональный) свёлся в итоге к обсуждению предполагаемого "закона о 22-й кнопке". Хотя проблем во взаимоотношениях операторов и вещателей с момента принятия т.н. "закона о must carry", много больше.
 
Кто проконтролирует качество сигнала "каналов 21-й кнопки", если РТРС не является её оператором? Кто должен обеспечивать "хотелки" обязательного регионального вещателя по точке присоединения, если ею не является объект связи РТРС? Почему нет обратной ответственности вещателя за прерывание трансляции в кабельных сетях по его вине (что ранее закреплялось в договорах)?
 
Ну и, само собой, - "задвоение" сигналов каналов второго мультиплекса ("чистый" на 11-19 позициях – с региональным "аналоговым" партнёром где-то в глубине сети или вообще вне её), трёхзначные номера "кнопок" для других региональных каналов (вместо второй-третьей десятки, необходимой, по мнению вещателей, для сохранения их аудитории).
 
Мнения "кабельщиков" со сцены:
 
- нет никакой разницы в нумерации каналов, поскольку рынок платного ТВ двигается к приставкам, учитывающим персональное телесмотрение и группирующим каналы по тематике, а не по порядковым номерам;
 
- "закон о 21 кнопке" для операторской отрасли вредный, но мы его исполнили, хотя нельзя сказать, что эти каналы во всех регионах пользуются вниманием и любовью зрителей – по нашим внутренним замерам;
 
- вместо "22 кнопки" стоит бороться за "нулевую" – так "ближе к звёздам";
 
- нет никаких проблем во взаимоотношениях кабельщика и вещателя, если между ними есть договор и канал привлекателен для абонента;
 
- переместив регионального партнёра "Домашнего" на 70-ю кнопку, мы не увидели падения "включений" на него. Но дублировать канал, на 95% состоящий из контента федерального сетевого партнёра, тем более в аналоговом сегменте своей сети, мы не будем.
 
Мнения региональных вещателей из зала:
 
- поскольку все функции управления контентом пакетов каналов у федеральных кабельщиков были переданы из региональных филиалов в Москву, нам просто не с кем стало общаться, чтобы объяснить свою позицию и преимущества. Менеджеры, до которых удается дозвониться, не уполномочены принимать какие-либо решения. При том, что есть опыт выхода на "московских топов", после чего вопрос, зачастую, решается в нашу пользу;
 
- бабушка не умеет ни настраивать "модную" приставку, ни перестраивать каналы в "аналоговом" телевизоре. В то время как мы – социально значимое СМИ;
 
- понятие "закона о 22-й кнопке" тоже весьма размыто и не устраивает многих зрителей и рекламодателей. Давайте примем закон, устанавливающий единый частотно-территориальный план для всех кабельных операторов страны (!).
 
Классическое "денег нет" плавно переместилось на вечер и стало рефреном и второго круглого стола, перед началом которого один из маститых региональных телевизионщиков задал риторический (хотя, скорее, саркастический) вопрос: "Вот тут заявлены темой обсуждения "проблемы". А что, у регионального телевидения они есть?".
 
В отсутствие представителей кабельного сообщества и РТРС общий тон разговора обещал быть более спокойным. Но вместо консолидации мнений, к удивлению многих, случилось ещё и чёткое разделение региональных вещателей на две группы:
 
1. "Мы много делаем для города/области/страны – и нам нужно помогать".
 
2. "Давайте играть по единым общим правилам, а зрители всё решат сами".
 
Вновь говорили о "задвоении кнопок", о замене региональных аналоговых партнеров СТС-ТНТ-Рен-ТВ в кабеле "чистыми" версиями каналов, предлагали признаться себе в том, что третьего мультиплекса не будет. Обсуждали сроки отключения аналога и советы Максима Ксензова (бывший заместитель руководителя Роскомнадзора) пятилетней давности региональным партнерам каналов второго мультиплекса – получать универсальную лицензию и уходить на самопрограммирование (к слову, вещатель из Сургута, например, запустил за это время целых два таких канала).
 
Вновь звучала тема отмены "сетевого рабства", так и не решенная за несколько лет. "Ассоциация городских телерадиовещателей" (есть теперь и такая) как о решенном вопросе рассказывала о критериях отбора претендентов на "22-ю кнопку" – конечно же, не всех регионалов в зале устроили параметры (только города "100+" и наличие самопрограммирования).
 
Один из региональных кабельных вещателей канала ТНТ (и он же – кабельщик!) сетовал на то, что Москва отбирает у него франшизу, не предлагая ничего взамен ("идти на самопрограммирование дорого, а на более слабых сетевых партнерах мы заработать не сможем"). Проигравшие конкурс на "21-ю кнопку" говорили о нечестной конкуренции, а победители озвучивали пожелания о директивном включении их в состав эфирного мультиплекса.
 
Итогом разговора стала… инициатива законопроекта о запрете вставок региональной рекламы на федеральных каналах (!).
 
 
Ну а из дальнейших мероприятий десятидневного марафона можно было узнать, что:
 
- совместный проект Национального рекламного альянса и Mediascope по продаже рекламы на пяти так называемых "единых рекламных каналах" показывает высокие результаты: объем денег, собранных на нишевом ТВ за первое полугодие 2017 года, на 40% превышает предыдущие показатели (при доле телесмотрения ЕРК 7,2% по аудитории "все 20-44")…
 
- … но только 22 локальных канала на самопрограммировании входят в официальную панель телеизмерений Mediascope – при том, что региональный рекламный рынок растёт, и на 24 национальных каналах сейчас есть локальные рекламные врезки…
 
- …которые (теоретически, т.е. с точки зрения закона) должны существовать одновременно и в эфирной "цифре", и в потоках, отдаваемых РТРС региональным кабельным операторам, но по факту присутствуют почти во всём "кабеле" по всей стране, а в эфире – только в 78 городах вещания каналов второго мультиплекса и (внимание!) Санкт-Петербурге, Краснодаре и Калуге – на каналах первого мультиплекса (за исключением "России-1" и "России-24")…
 
- …и, более того, локальная рекламная вставка на каналах первого мультиплекса в первом квартале 2018 года планируется дополнительно лишь в Хабаровске, Новосибирске, Омске, Челябинске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде (что косвенно свидетельствует о внутренней оценке мегаселлером нужности эфирной "цифры" для своего бизнеса);
 
- из 3513 построенных РТРС объектов второго мультиплекса сейчас включены (по воле вещателей) лишь 237 передатчиков, что, тем не менее, позволяет охватить сигналом 2/3 населения страны;
 
 - к 2021 году эфирное вещание, скорее всего, перейдет в HD…
 
- …но при этом, по оценке НСК ("дочки" НРА), доля аналогового "кабеля", через который зритель видит сейчас, в среднем, 63 телеканала, снизится к 2020-му году с 40% до 30%, а 50% будет приходиться на OTT, IPTV, спутник и цифровой "кабель" (остающуюся долю эфира посчитать несложно);
 
- телесмотрение на десктопе будет расти, а значит, и измеряться (BigTV-рейтинг нам в помощь для сохранения рекламных бюджетов перед лицом интернета);
 
- а со второго полугодия следующего года планируется замерять ещё и дачное телесмотрение, что, по прогнозам, способно дать прирост доли телеканалам от 4% до 8% (и это точно не про "кабель" – в то время как на дачах, в среднем, находится 1,52 телевизора);
 
- что к 1,6% населения страны эфирная "цифра" не придёт никогда, но должно прийти непосредственное спутниковое вещание…
 
- …но коммерческие DTH-операторы не разделяют дорогостоящих планов РТРС разворачивать собственную спутниковую инфраструктуру, а предлагают донести бесплатный сигнал для таких зрителей с помощью своих работающих платформ.
 
Помните весенний флешмоб в интернете с хэштегом "меня не взяли"?
 
Всё то, что написано чуть выше, было сказано разными людьми, на разных площадках, и, в основном, без участия тех, кто, казалось бы, прямо заинтересован в профессиональной дискуссии с оппонентом. Три крупнейших спутниковых оператора предлагают свои решения в отсутствие государственного РТРС и Минкомсвязи; региональные вещатели пытаются предложить законодательные рекламные ограничения, в то время как национальный селлер уже полностью сформировал для себя картину мира; сети, кроме как на своих площадках, открыто не общаются со своими всё ещё действующими партнёрами; ни один из операторов "большой пятерки" платного ТВ, на моей памяти, ни разу не озвучил внятные "правила игры" для вещателей.
 
Кого-то не возьмут на "22-ю кнопку", кого-то – в сплайсинг, кого-то – в программу цифровизации, кого-то – в эфир или кабельную сетку.
 
Может, не потому что "не взяли", а потому что "не пришёл"?
 
Хотя, если вспомнить итоги флешмоба, у всех всё в результате получилось.