Особенности программирования познавательных телеканалов. Часть 1

26.07.2023 09:54

Чем планирование эфирной сетки познавательных каналов отличается от программирования каналов другой направленности? Каковы особенности аудитории? Сколько нужно премьер в месяц и на какое время их планировать? Об этом в материале "Кабельщика". 

Целевая аудитория познавательных каналов

Не на всех телеканалах, как оказывается, аудиторию разделяют по демографическим признакам. Например, в Big Planet считают, что их зрителей объединяет желание познавать окружающий мир, узнавать о новейших открытиях и необычных изобретениях. А Museum стараются привлечь к экранам всю семью. "Хотя нашей основной аудиторией изначально были женщины, мы активно работаем над привлечением более широкой аудитории, включая мужчин и молодое поколение", – рассказали в пресс-службе телеканала. 

Аудитория канала "Домашние животные" также разнообразна по возрасту. "Это и дети, и юные зрители, и взрослые, и даже старшее поколение. И это еще не все. В число нашей аудитории входят и… питомцы наших зрителей. Ведь на нашем канале уже давно существует контент, специально снятый для четвероногих друзей", – поделились в пресс-службе. 

Телеканалы Travel+Adventure, RTG TV, RTG HD, RTG int., CuriosityStream, каналы семейства viju больше ориентируются на определенный сегмент аудитории. 

Так, зрители CuriosityStream, в основном, – люди старше 12 лет, интересующиеся наукой, природными явлениями, технологиями. Аудитория Travel+Adventure – это мужчины и женщины старше 25 лет. При этом канал, старается расширить аудиторию и периодически, особенно в летнее время, выводит в эфир контент для школьников. Аудитория телеканалов RTG TV, RTG HD, RTG int. — преимущественно обеспеченные зрители в возрасте от 35 лет. 

Как отметили на каналах viju History, viju Explore и viju Nature, их аудиторию составляют, в частности, мужчины и женщины в возрасте 25–49 лет. Однако при программировании редакция использует новый подход в определении целевой аудитории – по привычкам смотрения. Об этом – далее.

Особенности программирования

При программировании документальных телеканалов (в том числе при запуске новых линеек, планировании спецсобытий, экспериментах с новым контентом), специалисты viju History, viju Explore и viju Nature опираются на данные телесмотрения и аналитику рынка. Это позволяет предлагать аудитории контент, который будет ей интересен.

"Для того чтобы понять интересы наших зрителей, мы разделили их на три сегмента: лояльная аудитория, продвинутые зрители и те, кто любит "перещелкивать" каналы", – пояснили в пресс-службе "Виасат".

Лояльная аудитория, по словам представителей компании, ценит документальный контент и именно телевизионную подачу, часто смотрит канал и любит проверенные факты, интересуется техникой, древней историей, точными науками. Продвинутые зрители увлекаются высокими технологиями, искусственным интеллектом, современным искусством, сложными расследованиями, исследованиями и съемками, сделанными с помощью самых современных технологий. Третья категория зрителей любит "перещелкивать" каналы, в поисках чего-то интересного, такой аудитории подходят тематические марафоны и премьеры в выходные дни.

"Ключевое слово – познавательный. Задача каналов с художественным кино или мультиками – развлекать. К нам же зритель приходит и за новыми знаниями о мире, о культуре, о людях. Информация должна быть качественной. Но одновременно познавательные каналы – это не лекции. Нельзя быть сухими и скучными, даже если показываешь фильмы на серьезные темы", – полагают представители каналов viju.

Остальные каналы при составлении эфира также опираются на вкусы аудитории. По словам представителей телеканалов, нужно понимать портрет своего зрителя, его психологию, образ мышления, привычки, опасения и потенциал, которые, так или иначе связаны с тематикой канала. 

Так, на канале "Домашние животные" считают, что при составлении сетки учитывается физиология и психология восприятия людей, а именно – готовность воспринимать знания и прикладную информацию из транслируемого контента. "Странно было бы транслировать зрителям какие – то наукоемкие темы в те моменты, когда аудитория не готова или не имеет времени на это", – отмечают на канале.

В Travel+Adventure также считают, что для программирования познавательного канала важно "познать своего зрителя", так как здесь важно понимать его интерес и актуальность форматов и тревел-направлений.

В компании RTGcorp. в программировании эфира RTG TV, RTG HD, RTG int. используют контент только собственного производства без размещения рекламы, что, по мнению представителя компании, позволяет выстраивать эфир цельно и органично. 

Museum TV старается создать в своем эфире динамичную и интерактивную учебную среду, которая способствует исследованию, пониманию изобразительного искусства, творчеству и личностному росту. 

Тип программирования

Опрашиваемые "Кабельщиком" познавательные каналы применяют разные типы программирования. Например, "Домашние животные" используют комбинированный принцип с периодическим спецпрограммированием. У CuriosityStream, тем временем, – перспективный тип составления сетки. В связи с тем, что канал имеет определенное количество контента, а реклама сторонних рекламодателей отсутствует (то есть все промоматериалы – это только тайтлы канала), есть возможность планировать показы на пару месяцев вперед.

На каналах RTG используют цикличные плейлисты с фиксированным шагом без смещения по часовым поясам. Что касается межпрограммных блоков, то они состоят из анонсов ближайших фильмов, тематических эфиров и премьер, а иногда дополняются познавательными экспресс-программами. Помимо этого блоки между фильмами используются для продвижения собственных программ с помощью тизеров, промотирования категорий и каналов в целом. 

Big Planet, в свою очередь, использует несколько типов при формировании сетки. Так, с понедельника по субботу – блочный. Он позволяет организовать повторы по такому принципу, чтобы максимально широкая с географической точки зрения аудитория могла смотреть премьеры в удобное для нее время. Воскресный эфир формируется по принципу вертикального программирования, во время которого идет показ лучших познавательных программ за неделю. 

Прайм-тайм 

На большинстве познавательных телеканалов прайм-тайм приходится на вечернее время по Москве, чтобы зрители по возвращении с работы или учебы, желая расслабиться, попадали на оригинальные программы и фильмы. 

Так, на канале viju History выделяются две тематические предпраймовые линейки – с 16:00 и 18:00, а также две праймовые – в 20:00 и с 21:40. На viju Explore праймовый слот начинается в 19:30 и заканчивается в 00:00. Тем временем, на viju Nature прайм-тайм начинается в 20:00, как и на Big Planet. Прайм-тайм у Museum начинается несколько позже – в 22:00. 

Более длительный праймовый период наблюдается у телеканалов Travel+Adventure (с 18:00 до 22:00) и CuriosityStream (с 18:00 до 3:00). Большой временной слот – до 3 часов ночи – обусловлен тем, что с 21:00 начинается показ фильмов и сериалов с возрастной категорией 16+, а после – 18+.

Есть и каналы, которые формируют сетку, не ограничивая себя прайм-таймом. Например, телеканал "Домашние животные", позиционирующий себя как семейный, выбирает некий усредненный вариант временного слота, который позволяет учесть возможность смотрения как детьми, так и взрослыми. "При этом разницу в часовых поясах мы компенсируем программированием. А значит, без премьер и хитов не останется ни один регион, в котором есть вещание нашего канала", – отметили в пресс-службе холдинга "Стрим".

На каналах RTG также нет четких прайм-тайм слотов. Тем не менее тематические выпуски программ подстраиваются под определенное время по Москве, например, 13:00 или 20:00.

Временной слот для премьерного контента

Премьеры являются одной из самых важных частей программирования. Однако каналы по-разному выбирают временные слоты для премьерного контента. Отличается также и само число новых тайтлов, показанных за месяц. 

На Travel+Adventure, CuriosityStream, Museum, Big Planet и телеканалах семейства viju считают, что зрителю нужно ежемесячно показывать новые программы и фильмы. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, премьеры позволяют телеканалам платного ТВ развиваться и отличаться от других платформ. Во-вторых, с помощью них можно привлечь новую аудиторию и удержать внимание лояльного зрителя. 

По мнению представителя канала "Домашние животные", премьеры необходимо запускать в эфир в периоды высокого спроса, когда люди имеют больше возможности и времени на просмотры интересующих их программ, а также в период открытия сезонов. Так, например, летом наблюдается заметный спад смотрения тематических каналов. В связи с этим в данный период показывается меньше премьерного контента. 

В свою очередь, в компании RTG считают, что премьеры для познавательных каналов важны не так, как для развлекательных. "При условии большой базы контента, как в нашем случае, можно довольно долго транслировать определенную программу в эфире без ущерба для вовлеченности аудитории. Тем не менее познавательный контент тоже требует периодического обновления", – рассказали "Кабельщику" в пресс-службе телекомпании.

Что касается времени, когда нужно транслировать премьеры, то представители каналов сходятся во мнении – новинки необходимо показывать в прайм-тайм. Только в этом случае, напомним, у каждого канала выделен под него свой временной промежуток. 

Таким образом, у Travel+Adventure временной слот для премьер месяца – с 20:00 каждый день, у RTG – в 13:00, CuriosityStream – с 18:00 до 03:00. У Big Planet в рамках ежедневного премьерного блока расположение таймслота новых программ зависит от их тематики, но чаще всего это начало блока – 20:00. 

На канале viju Explore премьеры показывают в определенное фиксированное время, чтобы зрители всегда знали, когда выйдет новинка. На viju Nature новые фильмы выходят в рамках ключевой линейки – с весны и по осень 2023 года – это "Самые красивые места планеты", а также транслируются отдельно в выходные в прайм-тайм. Временные слоты под премьеры в большей степени определены в выходные дни. 

На viju History в рубрике "Премьеры по воскресеньям" в фиксированное время выходит премьера фильма или мини-сериала, которая дополняется подходящим по теме контентом. Плюс, премьеры могут войти в субботнюю подборку, посвященную разным странам, либо в одну из праймовых или предпраймовых линеек, чтобы обновить ее.

Количество премьер 

На Travel+Adventure с момента запуска – уже более 10 лет – стараются показывать премьеру каждый день. Также большое число новинок, приблизительно от 25 до 50 в месяц, выходит на CuriosityStream. "Мы еще ищем наш золотой стандарт", – сообщили в пресс-службе. 

На viju+ Planet премьерные показы выходят каждую неделю. Тем временем на каналах RTG выходит от одной до пяти премьерных программ в месяц. На Museum – от двух или трех свежих сериалов или документальных программ в месяц. На viju Explore ситуация примерна та же: в месяц выходит либо два новых сериала, либо сериал и три премьерных передачи. На Big Planet также выходит в среднем две премьеры в месяц. Как правило, это многосерийные научно-познавательные программы или документальные сериалы.

Повторы программ

Как отмечают на телеканалах компании Viasat, "Домашние животные", RTG, Museum и Big Planet, учитывая обширную аудиторию познавательных программ и разные часовые пояса, без повторов программ не обойтись. 

Представители канала "Домашние животные" отмечают, что повторы позволяют делать контент доступнее большему количеству зрителей. "Кроме того, познавательные программы содержат много важных информационных деталей, не все из которых зритель может успеть запомнить. Повтор позволяет освежить уже увиденное в памяти и лучше усвоить интересную информацию".

Каналы RTG, Viasat и Big Planet выстраивают эфир так, чтобы показать повторные программы в разное время суток в зависимости от дня. Это позволяет охватить наибольший объем аудитории в разных часовых поясах. 

"Повторы программ у Museum основаны на том, чтобы соответствовать вкусам и привычкам большой демографической группы пользователей, у которых сложились собственные ритуалы и традиции просмотра телепрограмм в определенное время. Мы стратегически повторяем программы, чтобы приспособиться к разнообразному распорядку дня нашей разнообразной аудитории. Тем не менее мы тщательно контролируем повторы, чтобы найти баланс между удовлетворением привычек зрителей и предотвращением слишком частого повторения одинаковых программ в эфире", – рассказали "Кабельщику" в пресс-службе канала.

CuriosityStream при планировании повторов ориентируется на ограниченность библиотеки контента. Повторяющиеся программы идут шести часовыми блоками, при этом они разбавляются новинками в прайм-тайм.

В свою очередь, Travel+Adventure старается минимизировать повторы. "У нас существуют тематические блоки, которые выстроены, исходя из интересов аудитории и возможности посмотреть пропущенную программу", – отметил представитель канала.