Рынок платного ТВ взрослеет

Рынок
 
В 2017 году, согласно предварительным итогам, рынок платного ТВ вновь продемонстрировал хорошую динамику: число абонентов  выросло на 3,4%, до 42,6 млн, выручка увеличилась на 10,4%, до 84,1 млрд руб. Характерно, что рост выручки произошел не за счет быстрого роста абонентской базы и повышения цен, как это было ранее, а за счет роста потребления услуги: средний счет на абонента вырос за год на 7%, до 167 рублей без НДС.
 
Абоненты, млн
 
Доходы, млрд рублей
 
Причинами роста ARPU стали:
 
1) Вытеснение с рынка мелких локальных операторов, переток пользователей от них к операторам с более высокими тарифами. Картина рынка в последние годы заметно изменилась: ШПД-провайдеры все чаще стали предоставлять IPTV; крупные и средние операторы КТВ, проведя модернизацию оборудования, предложили своим абонентам- владельцам современных телевизоров расширенный пакет телеканалов без увеличения цены. В небольшие населенные пункты пришли федеральные мультисервисные провайдеры (в первую очередь, "Ростелеком") с пакетами услуг и цифровым телевидением. В результате абоненты мелких операторов аналогового КТВ, несмотря на низкую стоимость услуги,  стали уходить к конкурентам, что и повлияло на рост среднерыночного ARPU.
 
2) Более частое использование пользователями дополнительных сервисов в рамках услуги платного ТВ – таких, как VoD, отложенный просмотр, мультирум, возможность доступа к услуге на любых устройствах, в том числе через сети сторонних провайдеров.  Чтобы заинтересовать абонентов, операторы расширяют контентное предложение за счет сотрудничества с онлайн-кинотеатрами, ввода подписок и тематических пакетов. 
 
3) Увеличение числа абонентов - юридических лиц. В последнее время  крупнейшие игроки – в первую очередь, "Триколор ТВ", "Ростелеком", МТС – стали активнее продвигать услугу платного ТВ корпоративным клиентам. Чтобы привлечь высокодоходных абонентов, операторы формируют специализированные предложения для различных целевых групп, пакетируют ТВ с другими услугами связи.
 
Технологии
 
Позицию самой быстрорастущей технологии продолжает удерживать IPTV: за год число IPTV-абонентов выросло на 730 тысяч. К спутниковому ТВ подключилось еще 565 тысяч домохозяйств - больше, чем в 2016 году. Такой рост произошел благодаря активным действиям компании МТС, которая предлагает спутниковое ТВ с 2015 года, однако только в 2017 году начала его массированное продвижение.
 
Сегмент кабельного ТВ продолжает снижаться. Положительную динамику демонстрирует лишь один из крупнейших КТВ-операторов – компания "ЭР-Телеком", которая в 2017 году приобрела сразу нескольких региональных операторов. 
 
Рост абонентской базы по сегментам, 2017/2016
 
 
Рост абонентской базы спутниковых операторов, тыс.
 
В структуре абонентской базы сегмент КТВ все больше приближается к тому, чтобы уступить первенство спутниковому ТВ: в 2016 году разрыв между этими двумя технологиями составлял 6 п.п., а в 2017 – уже 4 п.п.
 
Структура рынка платного ТВ по технологиям, 2017
 
По абонентам
 
По доходам
 
 
В структуре выручки доля IPTV превышает долю спутникового ТВ несмотря на то, что абонентская база IPTV вдвое ниже – из-за более низкой стоимости услуги спутникового ТВ. Следует, однако,  отметить, что в 2017 году средний счет в сегменте спутникового ТВ рос быстрее, чем в IPTV: 10 рублей против 5 рублей соответственно.
 
Тем не менее, больше всего вырос ARPU в КТВ - на 11 рублей. Это связано с процессом перетока от операторов аналогового ТВ к операторам, предлагающим цифровое ТВ, а также с отказом операторов от соцпакетов и ростом потребления абонентами дополнительных сервисов в цифровом КТВ.
 
Изменение среднего счета на абонента (ARPU), руб. без НДС, 2017/2016
 
По итогам 2017 года доля абонентов цифровых технологий увеличилась до 71%. В кабельном ТВ она выросла с 30% до 33%. Следует отметить, что драйвером перехода на цифру сейчас выступают уже не крупнейшие операторы (МТС, "ЭР-Телеком"), как это было раньше, а локальные игроки,  практически повсеместно предлагающие "открытую цифру", в результате чего цифровое ТВ становится доступным всем владельцам современных телевизоров.  Таким образом, процесс цифровизации в КТВ стал определяться не только действиями операторов, но и скоростью замены пользователями устаревших телеприемников на современные модели.
 
Операторы
 
Сегодня рынок растет за счет крупных операторов: в то время, как все без исключения лидеры рынка продемонстрировали в 2017 году положительную динамику, операторы, не вошедшие в ТОП-5, суммарно потеряли 100 тысяч абонентов.
 
Больше других новых подписчиков - около 400 тысяч (по предварительным оценкам "ТМТ Консалтинг") - подключил "Ростелеком". Выручка "Ростелекома" увеличилась на 15%, что, безусловно,  стало одной из основных причин роста всего российского рынка.
 
Чуть меньшим оказался рост "ЭР-Телекома", однако связан он был, в первую очередь, с покупками. За счет приобретения части активов "Акадо", "Новотелекома" и ряда других операторов  число подписчиков компании увеличилось на 350 тысяч.
 
Рост МТС на рынке платного ТВ был связан с услугой спутникового телевидения, которую оператор начал активно продвигать в этом году. В результате прирост общей базы ТВ-абонентов оператора составил за год свыше 300 тысяч.
 
Число новых подключений спутниковых операторов "Триколор ТВ" и "Орион-Экспресс" в 2017 году заметно сократилось, темпы роста абонентской базы снизились с 2,9% до 1,2% и с 5,5% до 3,5% соответственно. Спутниковые операторы сосредоточились на повышении доходности – так, выручка "Триколор ТВ", по предварительным оценкам, выросла за год не менее чем на 9%. 
 
Структура по операторам, 2017
 
Абоненты
Доходы
 
Регионы
 
Проникновение услуги платного ТВ за год увеличилось во всех регионах – даже в наиболее развитых в этом отношении центральном и северо-западном. Между тем, все еще сохраняется высокий разрыв между центральными и отдаленными районами: уровень проникновения варьируется от 58% в Сибири до 89% в ЦФО.
 
Проникновение услуги платного ТВ, 2017/2016
 
 
Разница в средней стоимости услуги также высока и составляет 48 рублей между Югом (где самая высокая среди ФО доля спутникового ТВ  - 70% абонентов) и Дальним Востоком (самая высокая доля IPTV  - 32%).
 
За год средний счет на услугу вырос во всех федеральных округах за исключением Дальневосточного, где он снизился на 1 рубль.
 
Средний счет на абонента (ARPU) в ФО, 2017
 
 
Прогнозы
 
В 2018 году абонентская база все еще будет расти: и у IPTV, и у спутникового ТВ еще имеется потенциал в небольших населенных пунктах. Сокращение абонентов аналогового КТВ, безусловно, будет влиять на рынок, но пока оно не нивелирует роста в других сегментах. Как ожидается, к концу 2018 года число подписчиков вырастет на 1,8%, до 43,4 млн. Проникновение услуги превысит 76%.
 
Темпы роста выручки снизятся до 6,9%. Объем рынка по итогам 2018 года приблизится к  90 млрд рублей.