IPTV: советы начинающим

IPTV: советы начинающим 03.09.2005

Сергей Малышкин

Популярность и интерес к IP-телевидению, интерактивным сервисам сравним с приходом мобильной телефонии в Россию, когда действительность обогнала прогнозы. Но наряду с успешным освоением новых технологий бывает так, что новоиспеченный оператор видит только сияющие перспективы и не учитывает подводных камней, которые могут помешать развитию его бизнеса, а иногда вообще его потопить. Только правильный подбор телевизионного контента и развитие дополнительных сервисов позволяют получить прибыль.

Сегодня контент является основной причиной краха компаний на рынке телевидения, неправильный подбор телеканалов, ошибки планирования сроков их распространения зачастую приводят к банкротству. Поэтому так важно заранее определиться с вопросами, что вещать и как вещать, сколько за это можно заплатить и почем продать. Этими вопросами задается и каждый будущий оператор IPTV, планирующий использовать свою, уже функционирующую сеть под телевидение. Но при этом он не учитывает, что сеть изначально не была построена под ТВ, требует серьезного анализа, и чаще всего ее приходится кардинально перестраивать.

Подготовку контента необходимо проводить задолго до закупки оборудования головной станции, поскольку должно быть учтено, откуда будут получаться сигналы, в какой кодировке и с каким качеством. Как правило, владелец контента сам указывает, где и откуда можно получать видеосигнал, поэтому очень важно предварительно сформировать списки телеканалов. Необходимо заранее определиться и со способом сбора контента: получать его готовым пакетом из одного источника и в одной кодировке от оптового продавца, самостоятельно строить дорогостоящее антенное поле для доступа к различным спутникам, заключать множество договоров с различными телеканалами.

Последний подход на руку владельцам контента, которые повышают стоимость сразу, как только увеличивается число операторов, готовых приобрести право на ретрансляцию их каналов. А ведь уже существуют мощные оптовые продавцы контента, у которых в считанные дни можно получить разрешение на вещание, не затрачивая больших сил и времени, а главное, экономя денежные средства (на содержании штата сотрудников, которые заключают и сопровождают в дальнейшем многочисленные договоры, и технический персонал, обслуживающий спутниковое оборудование).

Многие планируют вещать в своих сетях бесплатный контент, причем на обычные компьютеры, и только в дальнейшем, переводить абонентов на платную услугу (и только тогда менять у них оборудование). Как правило, любой переход от бюджетного к менее доступному влечет за собой уменьшение клиентской базы, причем в тот момент, когда в проект вложены колоссальные средства в оборудование и даны гарантии владельцам контента на планируемое количество абонентов. Это общеизвестная ошибка, нередко встречающаяся среди бизнес-моделей операторов.

Еще одно, практически ни один владелец спутникового телеканала, не позволит вещать его в Интернет-сетях, да еще и в незакодированном виде. Дать возможность просматривать контент на компьютере значит дать возможность делать цифровые пиратские копии контента, а это противоречит самому принципу производства контента и получения прибыли от его продаж. Недаром существуют компании, разрабатывающие системы условного доступа (кодирование видеосигнала), и компании, приобретающие это программное обеспечение с целью защитить свой контент.

Необходимо шире смотреть на определение "интерактивное ТВ" – эта технология позволяет не только доставлять абоненту телевизионные каналы, но и предоставлять дополнительные услуги в реальном времени, которые принесут гораздо больше прибыли, чем простая ретрансляция. Доходы многих европейских интерактивных операторов от предоставления дополнительных сервисов в несколько раз превышают доходы от простого пакетного телевидения. Но все же не стоит забывать о разнице между интерактивным и простым кабельным телевидением, работающим в одну сторону. Интерактив многогранен и каждая его грань способна приносить успех и прибыль, развить способности кабельной инфраструктуры до максимума.

Сергей Малышкин, генеральный директор группы компаний Intercom-TV

Об авторе