К августу этого года капитализация российских телекоммуникационных и медийных компаний снизилась на 26% по сравнению с 2013 годом, до 83,5 млрд долларов, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на данные компании Deloitte.
 
Этот показатель оказался ниже, чем даже в 2012 году, - на 4%. "Снижение обусловлено как ростом курса доллара, ухудшением макроэкономических ожиданий, так и увеличением рисков в связи с политической ситуацией, ограничениями возможности привлечения финансирования", - сообщил партнер Deloitte Антон Шульга.
 
По его словам, при этом у каждой компании были свои причины снижения капитализации. Например, Vimpelcom Ltd, владелец российского "Вымпелкома", в начале года объявил о сокращении дивидендов более чем в 20 раз, что привело к падению котировок компании на NASDAQ более чем на 15%.
 
В целом снижение темпов роста телекоммуникационных компаний Шульга связывает с насыщением рынков, на которых работают основные игроки. В частности, нынешний уровень проникновения сотовой связи в России оценивается в 185%. Кроме того, из-за высокой конкуренции компании не могут увеличивать стоимость продаваемых услуг при увеличении их объема, а это тоже влияет на выручку.
 
В то же время аналитики Deloitte считают телекоммуникационный бизнес достаточно стабильным. Сегменту b2c в ближайшем будущем не грозит падение, поскольку сотовая связь стоит недорого, потребители к ней привыкли и не откажутся от услуги. Также не упадет спрос и на доступ в интернет. Но затягивание кризиса может негативно отразиться на сегменте b2b: компании могут начать сокращать бюджеты на телекоммуникационные услуги, не исключена возможность и уменьшения количества заказчиков.
 
При этом с конца 1990-х годов капитализация российских телекоммуникационных и медийных компаний выросла более чем в 38 раз: по итогам 2013 года она достигла 113,47 млрд долларов вместо 3,05 млрд долларов в 1999 году. В 1999 году было девять торгуемых компаний - "Ростелеком" и семь межрегиональных компаний связи (МРК), а также "Вымпелком". Сейчас торгуется то же количество компаний, но их состав поменялся: МРК присоединены к "Ростелекому", на рынок вышли МТС, АФК "Система", "СТС Медиа", РБК, Mail.Ru Group, "Яндекс" и "МегаФон". Если в 1999 году крупнейший вклад в капитализацию отечественных телеком-компаний вносил "Ростелеком" (43%), то в 2013 году - МТС (20%), Vimpelcom (20%) и "МегаФон" (18%).