Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и онлайн-кинотеатр Okkо провели исследование развития российского рынка онлайн-видеосервисов "Экосистема онлайн-кинотеатров России 2017". Полный текст исследования размещен на сайте РАЭК.
 
Целью исследования было описать экосистему онлайн-видео в России, проследить динамику развития потребления онлайн-видео с 2010 по 2017 годы, выявить ключевых игроков на рынке онлайн-кинотеатров и модели монетизации контента. Также авторы изучали аудиторию и структуру потребления онлайн-видео в России, определяли место российского рынка онлайн-видео в системе мирового видеопотребления и степень его влияния на экосистему цифровой экономики России.
 
По итогам исследования был сделан вывод, что рынок онлайн-видеосервисов, работающих в легальном сегменте, в ближайшие годы имеет значительный потенциал развития на российском рынке. Также авторы исследования определили драйверы и ограничивающие факторы развития онлайн-кинотеатров и роста потребления легального видео.
 
В числе факторов, которые двигают индустрию вперед, - рост проникновения интернета, развитие сетей 3G и LTE, которые позволяют потреблять онлайн-видеоконтент максимально комфортно на высокой скорости без прерываний; развитие платежных систем, которые позволяют приобретать платный контент удобным для пользователей способом; повышение уровня сервиса онлайн-кинотеатров, увеличение количества контента; низкое качество пиратских сервисов; развитие новых технологий, таких, как VR, 4К и др. Также драйверами рынка являются новые устройства, подходящие для просмотра онлайн-видео, рост популярности телевизоров Smart TV, рост вовлеченности пользователей к данному виду услуг благодаря возможности для пользователя самому выбирать контент по интересу, комментировать и обмениваться мнениями, расширение географии предоставления услуг российскими видеосервисами.
 
Главными ограничивающими факторами исследователи считают недостаточный уровень цифровой грамотности пользователей, сохранение высокого уровня нелегального потребления, относительно высокую стоимость контента и сервисов, конкуренцию со стороны других видов онлайн-развлечений и сервисов (игры, социальные сети), а также избыточное регулирование.
 
В исследовании использовались работы различных аналитических компаний. В частности, авторы опирались на исследование агентства J’son & Partners, согласно которому объем российского рынка онлайн-сервисов в 2016 году составил 11,18 млрд рублей, и 70% из них (7,83 млрд рублей) пришлось на долю онлайн-кинотеатров.
 
Крупнейшими игроками рынка интернет-кинотеатров по итогам 2016 года стали ivi (33%), Okko (16%), Megogo (13%), Амедиатека (8%) и TVzavr (5%).
 
Аудитория онлайн-видео в России составила 69,3 млн человек, или 47% населения на конец 2016 года, об этом сообщалось ранее в исследовании компании Initiative.
 
Также отмечается рост аудитории легальных онлайн-кинотеатров России. Сегодня она составляет 39,6 млн человек, тогда как в 2013 году этот показатель был на уровне 21,7 млн человек. Такие данные приводит агентство "ТМТ Консалтинг".
 
Несмотря на то, что большинство крупных онлайн-кинотеатров, присутствующих на российском рынке, используют преимущественно модель монетизации посредством рекламы, большинство экспертов и представителей онлайн-кинотеатров отмечают рост числа платящих за контент пользователей. Видеосервисы объясняют рост показателей пользовательского финансирования, в том числе, и своей адаптацией к работе в условиях пиратства, а также ростом популярности SmartTV.
 
При этом уровень нелегального потребления продолжает оставаться высоким. Согласно исследованию Ernst&Young, опубликованному в конце 2016 года, 80% видео, потребляемого в рунете, является нелегальным. В то же время, согласно опросу, проведенному РОЦИТ в мае 2017 года, 71% пользователей готовы платить за легальный контент, а 38% уже сегодня покупают или арендуют просмотр фильмов или сериалов.