Страховая компания "Согаз" выплатила 16,7 млн евро в связи с гибелью в июне этого года спутника связи "Ямал-201", который перестал работать из-за сбоя в бортовом программном обеспечении, сообщается на сайте компании.
 
"Сбой в работе бортового программного обеспечения спутника привел к выключению транспондеров и временному прекращению работы сетей связи и телевидения, использующих этот спутник. Восстановить работоспособность космического аппарата не удалось. Признана его полная гибель. Сети связи и телевидения были переведены на другие космические аппараты системы спутниковой связи "Ямал", - говорится в сообщении.
 
Напомним, что нештатная ситуация произошла на спутнике "Ямал-201" (орбитальная позиция 90 градусов в.д.) 5 июня 2014 года. "Ямал-201" был запущен в 2003 году, а к выводу с орбиты его готовили в следующем году. В 2012 году в ту же орбитальную точку был запущен "Ямал-300К", на который постепенно переводилось вещание каналов с "Ямала-201".
 
Кроме того, в ту же орбитальную позицию планируется запустить новый спутник "Ямал-401". Запуск спутника планируется осуществить в декабре 2014 года с космодрома "Байконур" с помощью ракеты "Протон-М", хотя в СМИ появилась информация, что запуск может быть перенесен на январь 2015 года. Дело в том, что, по данным источников, ракеты "Протон-М" в связи с майской аварией должны пройти дополнительные проверки, поэтому в этом году удастся осуществить не более четырех их запусков. Первые три зарезервированы под спутники "Луч", "Экспресс-АМ6" и Astra 2G. Четвёртым должен быть запуск "Ямал-401", но не исключено, что вместо этого военные решат запустить свой космический аппарат, а пуск "Ямала" сдвинется на следующий год.
 
Между тем, проблемы с качеством на производственном уровне у российских ракет-носителей "Протон" и "Союз" отмечают и европейские эксперты. При этом представители европейской космической отрасли считают, что в ближайшем будущем без российских ракет им не обойтись.
 
"Европа может обойтись без использования "Союзов" для вывода спутников. Но это возможно лишь в будущем. В настоящее время европейцы только еще ведут подготовку к созданию следующего поколения носителей. Им предстоит сделать выбор - модернизировать ли нынешнюю Arian-5, либо перейти к новому носителю Arian-6. По этому вопросу возникли интенсивные споры между Францией и Германией", - сообщила консультант по вопросам космических технологий в международной консалтинговой компании "Евроконсалт", специализирующейся на вопросах связи и применения спутников, Рашель Вийен. Выдержки из ее статьи в газете La Croix приводит агентство ИТАР-ТАСС.
 
Эксперт отмечает, что Arian-6 может стать очень гибким в применении модульным носителем и будет способна заменить и "Союз", и Arian-5, однако это произойдет, по самым оптимистичным прогнозам, не раньше 2020 года.
 
"Проект модифицированной версии Arian-5 - Arian-5МЕ - потребует меньших инвестиций, чем Arian-6. И эта ракета может быть разработана в меньшие сроки. Тем не менее, для ряда выводов на орбиту искусственных аппаратов она будет менее эффективной, чем российский носитель "Союз", - подчеркнула Вийен.