Убытки России от потери спутника “Экспресс-АМ4R” достигнут 19 млрд рублей за 3 года, — об этом пишут “Известия”, отмечая, что убытки еще вырастут, если EADS Astrium не сможет из-за санкций построить космический аппарат на замену утерянному.
 
Сообщается, что единовременные убытки от потери спутника “Экспресс-АМ4R” составили 10,64 млрд рублей, причем самым дорогим из потерянного была полезная нагрузка (полная стоимость спутника по страховым документам — 7,8 млрд рублей).
 
Стоимость космического аппарата “Экспресс-АМ4Р” достигает 150 млн евро, — сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу ФГУП “Космическая связь”, по заказу которого был изготовлен спутник. “Стоимость спутника составляет порядка 150 млн евро. Космический аппарат был застрахован в “Ингосстрахе” более чем на 7,8 млрд рублей, эта страховая сумма учитывает и кредитные нагрузки”, — рассказал представитель компании. В Минкомсвязи сообщают, что стоимость производства спутника “Экспресс-АМ4R” составила около 7,9 млрд рублей. 
 
Следом идет стоимость ракеты “Протон-М” — 1,521 млрд рублей, 447 млн за разгонный блок “Бриз-М”, около 170 млн рублей за головной обтекатель, 690 млн за услуги по запуску, 20 млн рублей — транспортировка ракеты на космодром. Таким образом, российскому бюджету запуск “Протона” обходится в 2,84 млрд рублей.
 
В течение 3 лет, пока не будет построен новый спутник, убытки будут расти, так как всё это время Россия будет вынуждена арендовать отсутствующие мощности у зарубежных, либо частных российских вещателей. “Приблизительно $80 млн в год стоит емкость на спутнике с такими характеристиками, как “Экспресс-АМ4R”, — отмечает исполнительный директор вещательной компании “Орион Экспресс” Александр Каплинский.
 
Глава российского представительства EADS Astrium Владимир Терехов на вопрос о готовности компании сделать еще один аппарат типа “Экспресс-АМ4” сказал, что не может дать однозначный ответ, добавив, что “когда оператор обратится к нам с запросом, мы изучим все возможности”. Владимир Терехов добавил: “В полезной нагрузке “Экспресс-АМ4R” есть американские детали, и сейчас я не могу сказать, в каком режиме будет осуществляться их экспорт в третьи страны в дальнейшем. И никто, видимо, не может сказать, поскольку никто не знает, какой пакет санкций будет после выборов на Украине”.
 
Владимир Терехов отметил, что не стоит говорить о совместных предприятиях или трансфере технологий. “Если западные производители раньше нас отсекали от самых передовых технологий, то теперь, скорее всего, будут отсекать просто от всех новых. И будут делать спутник исключительно под ключ: “Вот вам вход, выход, а что внутри, вас не касается...”, — добавляет он. 
 
“Потеря спутника “Экспресс-АМ4R” откладывает перспективные планы Минкомсвязи России по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, но не влияет на оказание услуг сегодня”, — отмечается в официальном сообщении Минкомсвязи. На данный момент трансляция цифрового теле- и радиовещания, а также первого и второго федеральных мультиплексов, по-прежнему, ведется со спутников “Экспресс-АТ1”, “Экспресс-АТ2” и “Экспресс-АМ5”.
 
Авария “Экспресс-АМ4Р” не повлияет на сроки реализации программы по переходу на цифровое вещание в России, — сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на Виктора Пинчука, заместителя гендиректора Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС). “Спутник “Экспресс-АМ4Р” должен был стать основным, но его невыход на расчетную орбиту не повлияет ни на сроки, ни на запуск вещания цифровых эфирных мультиплексов”, — сказал Пинчук, добавив, что запуск основного спутника позволил бы развернуть резервную систему спутникового вещания.
 
Минкомсвязи, Россвязь и ФГУП “Космическая связь” (ГПКС) разрабатывают меры, “направленные на минимизацию возможных негативных последствий для отрасли спутниковой связи и вещания и обеспечение защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации в точке 80 градусов восточной долготы”. так, сообщается, что для обеспечения телерадиовещания на российской территории РФ будет перераспределяться ресурс спутников, а также изменится планируемая точка стояния нового спутника “Экспресс-АМ6”. 
 
“Экспресс-АМ4R” был потерян 16 мая, когда вскоре после запуска носителя “Протон-М” с Байконура произошло разрушение третьей ступени ракеты на высоте 160 км при скорости полета 7 км/с. Согласно заявлению представителей Роскосмоса, все составные части, а также компоненты топлива сгорели в плотных слоях атмосферы.
 
Напомним, что “Экспресс-АМ4R” был построен в качестве замены спутнику “Экспресс-АМ4”, который был потерян при запуске 17 августа 2011 года. После аварийного срабатывания разгонного блока “Бриз-М” спутник “Экспресс-АМ4” оказался на нерасчетной орбите.
 
 

 

Вот это потеря потерь....