Рынок платного ТВ по итогам III квартала 2018 года - версия TelecomDaily

ИАА TelecomDaily обнародовало предварительные итоги III квартала 2018 года. Согласно отчету компании, общее количество абонентов платного ТВ в России по итогам  составило 43,055 млн домохозяйств (что несколько меньше озвученных ранее "ТМТ Консалтингом" 43,7 миллионов).

Квартальный рост составил 95 тыс. абонентов, или 2,2% (в отчете учтены данные по спутниковым абонентам МТС , впервые официально опубликованным компанией в конце июля 2018 года). Во втором квартале прирост базы составлял ровно вдвое больше, 190 тыс. Проникновение сервисов платного ТВ превысило 75%. Средний чек на одного абонента  составил 172 руб. в месяц (тут данные также разнятся - по подсчетам ТМТ среднерыночный ARPU равняется 175 рублям).

Динамика роста абонентской базы платного ТВ поквартально,
тыс. абонентов

 

 *- учтены 500 тысяч абонентов спутникового ТВ МТС за полугодие 2018 года


Практически весь объем новых подключений, 91,5%, за третий квартал пришлось на первую пятерку крупнейших на рынке операторов. 

У спутникового оператора "Триколор" на конец квартала абонентская база составила 12,2 млн домохозяйств. Таким образом, "Триколор" остался лидером рынка платного ТВ, несмотря на некоторый отток абонентов, связанный с ростом цен на базовом тарифе оператора и изменением потребления контента. Как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на это же исследование TelecomDaily, дело в том, что зрители начали пользоваться одной подпиской на разных телевизорах с поддержкой Android TV. Еще одной причиной оттока могло стать изменение условий на тарифе "Единый": в июле оператор впервые за долгое время поднял стоимость базового тарифа на четверть — с 1,2 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб.

К слову, в том же комментарии представители "Триколора" впервые раскрыли и базу абонентов Ultra HD-каналов - с момента запуска этого пакета в 2016 году к нему подключилось 74 тысячи абонентов.

Возвращаясь к исследованию, второй по величине игрок, "Ростелеком", увеличил базу на 50 тыс. домохозяйств, до 10,06 млн. Следом за ним идет "ЭР-Телеком", который закончил квартал с базой 3,72 млн домохозяйств. 

Наиболее заметным приростом абонбазы в процентном исчислении может похвастаться МТС, как предполагают в "ТМТ Консалтинге", за счет активной рекламы на ТВ. В этом году оператор подключил 75 тыс. абонентов спутникового ТВ, а его совокупная абонентская база достигла 3,428 млн. Впрочем, Telecom Daily оценивает прирост МТС скромнее: всего в 15 тыс., до 3,335 млн. Сам МТС еще не отчитывался за третий квартал.

Спутниковый оператор "Орион" (бренд "Телекарта") также продемонстрировал некоторое увеличение абонбазы.

Пятерка крупнейших операторов платного ТВ по итогам III квартала 2018 года:

  

 *- с учетом абонентов спутникового направления МТС

Доли крупнейших операторов платного ТВ по итогам III квартала 2018 года,
тыс. абонентов:

Доли сегментов платного ТВ в общем объеме услуг по итогам III квартала 2018 года:

В целом рост рынка в 3Q2018 году оказался хуже, чем в первых двух кварталах 2018 года, констатирует генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. "Это говорит о насыщении рынка и развитии в регионах лишь с отсутствием транспортной инфраструктуры и запуском новых сетей в новых городах. Операторы по прежнему стараются увеличивать выручку с каждого абонента, предлагая больший спектр услуг", - резюмировал Денис Кусков.

По мнению гендиректора ГК "Орион" Кирилла Махновского, данные отчета TelecomDaily свидетельствуют о том, что сегмент услуг для физических лиц достиг  насыщения, и стоимость подключения новых абонентов становится все выше. "В линейном OTT  наблюдается рост, однако большое количество видеосервисов, предлагающих разнообразный контент, не позволяет участникам делать на него ставку в текущих условиях, - считает руководитель "Ориона", - Вслед за сотовыми, спутниковые операторы ищут пути трансформации из телекоммуникационных компаний в многопрофильные платформы, охватывающие широкий спектр направлений: телекоммуникации, медиа, технологии". Наиболее естественный вектор движения своей компании Махновский видит в развитии возможностей собственной медиаплатформы, фундаментом для которой должна стать трехмиллионная база  абонентов  спутникового телевидения "Телекарта".