Межведомственная аварийная комиссия рассмотрит причины аварии "Протон-М"

18.05.2015 16:45
В минувшую субботу, 16 мая, с космодрома Байконур неудачно стартовала ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и мексиканским спутником связи "МекСат-1″ на борту. На 497 секунде полета была зафиксирована нештатная работа двигателей третьей ступени ракеты-носителя, в результате которой третья ступень, разгонный блок и космический аппарат практически полностью сгорели в атмосфере.
 
По сведениям Роскосмоса, авария произошла на высоте 161 км. "На данный момент факта падения несгоревших элементов не зафиксировано", — констатировали в агентстве.
 
Также сообщается, что спутник "МекСат-1″, предназначавшийся для обеспечения связи на территории Мексики и Центральной части Южной Америки, и его запуск были застрахованы заказчиком, равно как была застрахована и ответственность российской стороны перед третьими лицами. 
 
На следующий день после аварии был утвержден состав межведомственной аварийной комиссии, которая рассмотрит причины нештатной ситуации и примет соответствующие решения. Председателем комиссии назначен глава Роскосмоса Игорь Комаров, а зампредом — замгендиректора ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Александр Медведев.
 
Напомним, что предыдущая авария ракеты-носителя "Протон-М" призошла ровно год назад, 16 мая, и почти на той же высоте — 160 км. Тогда до орбиты не долетел российский спутник связи "Экспресс АМ4R". Комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что причиной ЧП стал "производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата".
 
После аварии с "Экспресс АМ4R" запуск других спутников был отложен на несколько месяцев, и первый старт ракеты-носителя "Протон-М" состоялся только в конце сентября. 
 
Вместе с тем, Объединенная ракетно-космическая корпорация примерно тогда же заявила, что неполадки при запуске ракеты-носителя "Протон-М" относятся к системным ошибкам ракетно-космической промышленности, и что для ее решения, собственно, и приступили к реформированию ракетно-космической промышленности в России. Позднее ОРКК подготовила программу финансового оздоровления Центра им. Хруничева, предполагающую инвестиции в предприятие в размере более чем 50 млрд рублей до 2025 года.
 
На аварию 16 мая 2105 года тоже уже последовали комментарии. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий в правительстве за военно-промышленный комплекс, вновь указал на системность данной проблемы, другие же эксперты ссылаются на недостаточность контроля качества при производстве ракет. 
 
Так, высокопоставленный источник в ракетно-космической отрасли сообщил информагентству ИТАР-ТАСС, что детали ракеты были произведены еще два года назад и их качество вызывает сомнение. "Двигатели, если можно так выразиться, "старые", хотя их, разумеется, проверяли перед стартом. Но предстоит разобраться, как они два года назад были сделаны. Естественно, представители комиссии Роскосмоса будут работать на предприятиях-производителях. Очевидно, что есть недостатки в контроле качества на производстве, который мог пропустить какие-то недочеты. Надо проверить всю технологическую цепочку и посмотреть, насколько соблюдаются действующие регламенты", — сказал собеседник агентства.