Российский рынок платного ТВ по итогам первого полугодия 2014 года составил 31,9 млрд рублей и охватил 37,1 млн домохозяйств, проникновение услуги составило 68%, сообщает исследовательская компания J’son & Partners Consulting.
 
Как отмечают исследователи, российский рынок является одним из крупнейших в мире. Для сравнения, в США абонентская база платного телевидения составляет 100 млн домохозяйств при проникновении услуги на уровне 84%, а в Польше - 11,4 млн домохозяйств при проникновении в 73%.
 
Аналитики прогнозируют дальнейший рост абонентской базы платного телевидения в России: к 2018 году количество абонентов должно увеличиться до 45,3 млн, а проникновение услуги – составить 83%. При этом ожидается замедление темпов роста рынка до 2,5% к 2018 году. В первом полугодии 2014 года темп роста абонентов платного ТВ составил 6% по сравнению с 2013 годом.
 
По мнению исследователей, с первого полугодия 2014 года по 2018 год ARPU платного телевидения вырастет на 15 рублей в месяц и достигнет отметки в 158 рублей в месяц.
 
 
Самым крупным сегментом рынка является кабельное телевидение, его объем составляет 16,3 млрд рублей, а доля на рынке – 49%. На втором месте располагается спутниковое телевидение (10,6 млрд рублей, 39%), на третьем - IPTV (5 млрд рублей, 12%).
 
Отмечается, что наиболее активный рост абонентской базы происходил в сегментах спутникового ТВ и IPTV. С начала 2012 года до конца первого полугодия 2014 года увеличение числа абонентов составило 30%. Абонентская база IPTV за тот же период увеличилась в 1,7 раза.
 
Что касается спутникового телевидения, то здесь рост был обусловлен, по данным компании, низкой стоимостью услуги и независимостью от сетей фиксированной связи и доступностью на территории всей страны. Прирост абонентов спутникового ТВ происходил преимущественно за счет операторов "Триколор ТВ", "НТВ-Плюс" и "Орион Экспресс".
 
Стремительному росту IPTV в свою очередь способствовало развитие услуги ШПД: по оценкам J’son & Partners Consulting, на конец первого полугодия 2014 года проникновение ШПД достигло 53%. Одним из основных преимуществ IPTV является возможность предоставления услуги "видео по запросу" и доступа к интерактивным сервисам. Лидерами на рынке IPTV являются операторы "Ростелеком", "Вымпелком" и МТС.
 
В то же время темпы роста кабельного ТВ оказались намного ниже. На этом рынке происходит активная трансформация: операторы модернизируют сети, происходит переход на технологию DVB-C, которая позволяет предоставлять услугу цифрового ТВ с доступом к таким сервисам, как "видео по запросу", catch-up-ТВ и так далее.
 
"В перспективе рост рынка платного телевидения в России будет обусловлен постепенным перетоком абонентов из социального малоканального телевидения в сегменты спутникового ТВ, кабельного цифрового ТВ и IPTV. Данная тенденция будет обусловлена политикой операторов: в борьбе за удержание абонентов операторы продолжат предлагать все больше дополнительных сервисов, например, таких как "видео по запросу". Наблюдается расширение спутникового платного телевидения за счет населенных пунктов с количеством жителей менее 100 тысяч. Сохранится тенденция развития контента операторов в ожидании перехода на цифровое вещание", - отмечает J’son & Partners Consulting.
 
Крупнейшими игроками на российском рынке платного ТВ России по итогам первого полугодия 2014 года стали "Триколор ТВ" (доля рынка 29%), "Ростелеком" (21%), МТС (7%) , "ЭР-Телеком" (7%) и "Орион-Экспресс" (6%).
 
 
Исследователи прогнозируют, что рынок цифрового платного телевидения в России будет расти в разрезе всех существующих технологий, в том числе IPTV. Операторы будут наращивать линейку каналов за счет HD-пакетов и каналов цифрового ТВ. Сохранится тенденция к созданию игроками рынка партнерских альянсов и сервисов. Ожидается усиление конкуренции со стороны нелинейного ТВ, благодаря росту проникновения услуги ШПД, что связано с усилением интереса населения к просмотру видео через интернет. А для рынка кабельного телевидения будет свойственно снижение темпов прироста во всех регионах РФ.